Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7429) 27 мая - 2 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраОт сарматского золота до "Бубнового валета""Сибирь неизвестная" в Москве Евграф КОНЧИН
"Золотая карта России" Третьяковской галереи открывает свою 23-ю страницу. Каждая из предыдущих представляет нам несметные сокровища художественных музеев провинциальной России, о которых здесь, в Москве, мы доселе имели смутное, отрывочное впечатление. Поэтому почти каждая выставка становилась для московских зрителей, которых, казалось бы, ничем нельзя удивить, настоящим открытием. Но, пожалуй, нынешняя выставка Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля превзошла все наши ожидания. Она называется весьма претенциозно: "Сибирь неизвестная. Сокровища курганов, Михаил Врубель, "Бубновый валет", "Червонная тройка" и другие..." И это соответствует показанной экспозиции. 130 экспонатов по хронологии охватывают не все собрание музея, как говорится, от "А" до "Я", а выявляют наиболее интересные, уникальные его разделы, которые с полным правом можно отнести к "неизвестной Сибири".
Это прежде всего сокровища сарматских курганов - около 50 археологических памятников из золота, серебра и бронзы II века до нашей эры - VIII века нашей эры. Гривны, пряжки, серьги, подвески, бляшки, фалоры, поясные пластины завораживают несомненным и своеобразным дарованием древних мастеров. Особенно в изображении зверей, стремительно несущихся оленей, человеческих ликов. Среди музеев России только Эрмитаж располагает подобными по качеству археологическими предметами. А рядом с ними совершенно неслучайно экспонируются графические листы современного омского художника Н.Третьякова - столь давние сюжеты послужили образными видениями его произведений. Он давно занимается этнографией седых времен и даже использовал свои работы в нескольких фильмах. Конечно, центральное место в экспозиции занимают три живописных панно М.Врубеля - "Хризантемы", "Розы и лилии", "Желтые розы". Этот триптих был создан художником в 1894 году для московского особняка Е.Дункер. В 1927 году они были вывезены из Москвы в Омск и до сих пор считаются единственными монументальными произведениями художника в музейных собраниях Сибири. Эти произведения Врубеля для Омского музея тем более важны, поскольку музей носит его имя. Омск - родина великого художника, здесь он прожил первые три года жизни. К 150-летию со дня рождения Врубеля по инициативе правительства Омской области рядом с музеем ему будет установлен памятник.
Интереснейший раздел выставки - коллекция произведений русского авангарда. Здесь самыми знаменитыми являются часть полиптиха Н.Гончаровой "Жатва" (1911) и "Этюд с церковью" В.Кандинского, исполненный в 1908 - 1909 годах. Эти полотна, как никакие иные из собрания Омского музея, пользуются огромной популярностью. В составе различных выставок они объездили весь свет, побывали в десятках стран, экспонировались в самых престижных музейных залах мира. Несколько раз показывались в Москве. Но вряд ли тогда посетители интересовались, откуда они прибыли в столицу. Сейчас они персонально представляют свой Омский музей. К жемчужинам русского авангарда можно отнести "Мост" П.Кончаловского, исполненный в 1911 году и вошедший в экспозицию знаменитого "Бубнового валета". "Портрет сестер Самойловых" И.Машкова перед тем, как произвести фурор на Международной выставке в Амстердаме в 1913 году, также побывал на выставке "Бубнового валета". Несомненно, представит огромный интерес знакомство с редкими произведениями известных художников. В первую очередь "Общество за столом" (1916) А.Лентулова, "Павлин" и "Цирковая танцовщица" М.Ларионова, "Портрет сестер Петровых" (1916) В.Ходасевич, "Натюрморт с подносом" (1913) П.Кузнецова. Но настоящим открытием для москвичей стала почти монографическая коллекция многим почти неизвестного, но замечательно одаренного живописца Алексея Явленского. Омский музей обладает самым значительным собранием его произведений, состоящим из 9 картин. Шесть из них - в нынешней экспозиции. Она позволяет составить довольно полное представление о раннем периоде творчества незаурядного художника. Другим открытием в "неизвестной Сибири" станет деятельность омской футуристической художественно-литературной группы "Червонная тройка", близкой по своим творческим устремлениям бубнововалетовцам. Во время Гражданской войны в Омске, где находилось правительство Колчака, собралось много беженцев из Москвы и Петрограда, в том числе художники, литераторы, поэты. Большое впечатление на них произвел приезд Давида Бурлюка, который показывал свои картины и читал стихи Маяковского. Возглавлял "Червонную тройку" художник В.Уфимцев. Три его картины, исполненные в 1920-е годы, вошли в экспозицию. На выставке - работы и других членов "Червонной тройки": Б.Шабль-Табулевича, В.Молла (В.Малахов), позже эмигрировавшего в Америку и успешно работавшего в Голливуде, Н.Мамонтова, В.Эттеля. Дебют Омского музея в "Золотой карте России" совпадает с его 80-летием, которое будет отмечаться в нынешнем декабре. Старейший художественный музей Западной Сибири обладает большим собранием - около 24 тысяч экспонатов. Многими коллекциями, в том числе и представленными ныне на выставке, музей обязан энергичной собирательской деятельности своего организатора и первого директора Федора Васильевича Мелехина, имя которого неоднократно называлось на пресс-конференции. Кстати, она проводилась в отличие от всех других не в Инженерном корпусе, а во Врубелевском зале основного здания Третьяковской галереи. Также в рубрике:
|