Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7429) 27 мая - 2 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Женщины в последней стадии стервозности

"Скользящая Люче" в Кемеровском театре им. Луначарского

ТЕАТР

Юрий ЮДИН
Кемерово


В конце марта в Кемеровской драме затеяли публичные читки современных пьес. Авторы были представлены как очень модные типа плодовитого Василия Сигарева, так и совершенно неизвестные вроде литовской драматургессы Лауры-Синтии Черняускайте. Диапазон тем тоже достаточный: про людей древнейших профессий, но не тех, что вы подумали; про сетевой маркетинг в российской глубинке; про страх и отчуждение в Тифлисе; про войну; про любовь. Каждая пьеса горячо обсуждалась публикой, неравнодушной к репертуарным искательствам театра. На самом деле главреж Евгений Ланцов уже тогда сделал выбор: про любовь. Роли были уже распределены, и репетиции "Люче" начались. Кстати, пьеса эта, даром что написана по-русски, ставится в нашей стране впервые: в некотором роде российская премьера.

Специфически литовского здесь немного: имена главных героев, одно экзотическое ругательство, название местной валюты, меланхолически-замедленный ритм с беспрестанными паузами. В целом же пьеса вполне среднеевропейская, в духе не то Фриша (но без его перманентных поисков идентичности), не то Ануя (но без его одурманивающей риторики). Сценография зато совершенно в прибалтийском вкусе: мебель с покушениями на арт деко, драпировки с декоративными лоскутьями, старательно изображающие стильную простоватость; четыре вентилятора по углам организуют искусственную бурю; когда окно распахнул настоящий весенний ветер, актер г-н Измайлов, деликатно выпроставшись из образа, его потихоньку прикрыл. Суховато-корректный джаз сильно разбавлен русскими песнями и романсами, причем самыми расхожими. Пластическая стихия большей частью сводится к изысканным телодвижениям под музыку, хотя во втором отделении имеется остроумно поставленный танец с магазинными тележками. И главное, в размеренное течение спектакля железной рукою внесена аритмия; шепот перемежается криками; вялые монологи и диалоги сменяются темпераментными прыжками и беспорядочными ужимками...

Интрига в пьесе закручена вокруг персонажа средних лет по имени Феликс, который ни то ни се и вообще лицо страдательное. Два других персонажа мужеского полу также нарочито пассивны и совершают какие-нибудь поступки, только когда уж по-настоящему приспичит. Один - в некотором роде соперник героя (Илья Куропаткин) - в силу темперамента. Другой - отец Феликса в ретроспекциях (Олег Кухарев) - просто потому, что парализован. Сколько-нибудь действующие лица здесь - четыре женщины разного возраста, достатка и статуса. Все они находятся в беспрестанных поисках счастья. Поиски эти доводят их порою до крайней степени стервозности. И сводятся, если договаривать до конца, к нормальной похоти. Причем это даже не эротика, потому что эротика - вещь жизнеутверждающая, а здесь все достаточно тоскливо.

Но договаривать до конца такие вещи не хочется, поэтому драматургесса выстраивает вокруг этих вагиноцентрических бездн ряды препон и заграждений - загадочные притчи про гордость и предубеждение, жадность и унижение, робость и великодушие. Один из лейтмотивов спектакля - красная тряпка, которая изображает то банку томатного соуса, то пачку денег, то салфетку, то повязку. Но красная тряпка есть красная тряпка: основное ее предназначение - дразнить самцов, преимущественно парнокопытных. Желательно доводя до бешенства.

Главное достоинство спектакля - ровный и сбалансированный актерский ансамбль. Александр Измайлов (Феликс) и Наталья Юдина (Люче), недавно пополнившие кемеровскую труппу, стали настоящим ее украшением. Лидия Цуканова (мать Феликса) вроде бы пользуется привычными красками; тем удивительнее в ее исполнении немые сцены, где минимальными средствами достигается эффект разительный. Точно укладываются в прокрустово ложе своих эксцентрических ролей Наталья Амзинская (Таня) и Светлана Ткачева (Женщина из супермаркета).

Ежели произнести слово "мелодрама" с насморочным прононсом, получится "недодрама". Постановщик проявил немало изобретательности, чтобы сделать из анемичного текста полнокровное зрелище. Стоило ли тратить столько пыла по такому поводу - вопрос невыясненный. В спектакле есть один структурообразующий прием: пока кто-нибудь зачитывает ремарки, персонажи остаются в бездействии либо даже выделывают нечто противоположное. Нечаянным образом это доказывает, что режиссер стремился добиться от пьесы куда большего, чем было в ней заложено. Но в спектакле, за всеми его наворотами, есть одна простая и пронзительная вещь: печаль. Почти не связанная с другими простыми вещами вроде похоти или ревности, вызванная скорее абсурдностью существования. И эта чистая и сильная эмоция - главная причина, по которой спектакль смотреть стоит. И хотя абсурд здесь трактуется на европейский манер, печаль получилась совершенно отечественная.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ПЕРСОНА

ВЫСТАВКА

АКЦИЯ

ФЕСТИВАЛИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;