Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7429) 27 мая - 2 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЕзда в остров любви"Галантные Индии" Рамо в Ферраре Ирина СОРОКИНА
Проект неординарный, требующий художественной смелости и огромных сил, проект рискованный, особенно для Италии, театры которой редко изменяют "Травиатам" и "Тоскам": поставить на сцене барочный шедевр, оперу-балет Рамо "Галантные Индии", и возить спектакль по Европе. И все-таки в афише оперного сезона в Ферраре появилось это не слишком избалованное вниманием современных деятелей театра творение. Почему Феррара? Да потому, что этот город избран великим дирижером Клаудио Аббадо в качестве итальянской резиденции Камерного оркестра им.Густава Малера, во главе которого маэстро регулярно появляется в Ферраре. Потому, что театр Комунале не боится рисковать: единственный в стране любителей популярных арий, он предоставил свою сцену для "Галантных Индий". Три страны объединили свои усилия в этом проекте: Голландия (театр Штадссшоубург, Утрехт), Польша (Большой театр, Познань) и Италия (театр Комунале, Феррара). Инициатива принадлежит дирижеру Франсу Брюггену, одному из самых известных представителей аутентизма, в 1981 году основавшему "Оркестр Восемнадцатого века". Ныне маэстро дирижирует оперой Рамо во главе того же оркестра, который в первый раз исполняет произведение, предназначенное для сцены. В проекте участвуют Амстердамская капелла и тщательно подобранные солисты, "специалисты" по барочной музыке.
Грандиозное оперно-балетное предприятие, созданное Рамо, "состоит" из четырех любовных историй, действие которых разворачивается в экзотических странах, объединенных под названием "Индии", следуя колумбовской ошибке: "Индии" включают не только привычный Восток, но и две Америки. Богиня Любви с беспокойством взирает на европейцев, объединению которых мешает война, и, разочарованная, обращает взоры на далекие и таинственные страны в поисках историй, свидетельствующих о победе любви и солидарности. Режиссер Хероен Лопес Кардозо счел необходимым несколько адаптировать "Галантные Индии": кое-что купировать и добавить эпилог, который Рамо не предусматривал. В конце представления на сцене вновь появляется богиня Любви, чтобы спеть арию, которую в оригинале Рамо поет героиня последней истории, Зима. Франс Брюгген превратил знаменитое и едва ли не самое популярное произведение Рамо Les Sauvages ("Дикари") в интермеццо между сценами. В Италии постановки барочных опер справедливо ассоциируются со славным именем гениального дизайнера и даровитого режиссера Пьера Луиджи Пицци, влюбленного в красоту и роскошь и посвятившего их созданию каждое мгновение жизни. Барокко Лопеса Кардозо другое: меньше роскоши, но меньше и фантазии. Все легче (или беднее), проще, не столь рафинированно и с большой долей иронии. В каждом эпизоде есть премилая деталь, заставляющая улыбнуться: во втором акте "Перуанские инки" жестокий жрец Юаскар, желая помешать любви между перуанской принцессой Фани и испанцем Карлосом, симулирует землетрясение, а режиссер "помогает" ему в весьма юмористическом духе: все эти шум и гам, страх и трепет производятся невероятным количеством белых пластмассовых шаров, высыпанных на сцену; в третьем акте "Цветы, персидское празднество", повествующем о любви принца Такмаса к рабыне его друга Али Заире, а Али - к рабыне Такмаса Фатиме, взаимные объяснения разворачиваются на фоне огромных надувных цветов, которые постепенно раскрываются, освобождая спрятанных в них мимов. Как часто случается в современном оперном театре, то, что происходит на сцене, не всегда напрямую связано с текстом и вполне произвольно. Сценограф Мелле Аммер оставляет сцену почти пустой, и только второй акт, "Перуанские инки", отличается ярко выраженной "физиономией": ярко-оранжевое солнце и крутая лестница, вызывающая в памяти грандиозные сооружения жестокого народа. Зато сверкают яркими цветами костюмы Азиза, в которых не знаешь, чего больше: фантазии, непредсказуемости или иронии. Седовласый Франс Брюгген, благородный фанатик барокко, ведет за собой "Оркестр Восемнадцатого века", погружая слушателя в океан неслыханных и странно прелестных созвучий, в которых есть что-то общее со стрекотом экзотических птиц, но немало и моментов проникновенного лиризма. Каждый из солистов заслуживает добрых слов: обладатели маленьких (порой слишком маленьких) голосов демонстрируют чудеса проникновения в секреты стиля. Это Матильда Этьенн, Клэрон Макфадден, Марсель Беекман, Сирилл Герстенхабер, Хуберт Классенс и все, все остальные... "Галантные Индии" - нечто вроде путешествия в давно ушедшее время, идеалы которого сохраняют свою актуальность. Вспоминается поэма русского поэта Тредиаковского, современника Рамо, которой образованная публика зачитывалась: "Езда в остров Любви"... Также в рубрике:
|