Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7429) 27 мая - 2 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Езда в остров любви

"Галантные Индии" Рамо в Ферраре

Ирина СОРОКИНА
Феррара - Верона


Сцена из спектакля

Проект неординарный, требующий художественной смелости и огромных сил, проект рискованный, особенно для Италии, театры которой редко изменяют "Травиатам" и "Тоскам": поставить на сцене барочный шедевр, оперу-балет Рамо "Галантные Индии", и возить спектакль по Европе. И все-таки в афише оперного сезона в Ферраре появилось это не слишком избалованное вниманием современных деятелей театра творение.

Почему Феррара? Да потому, что этот город избран великим дирижером Клаудио Аббадо в качестве итальянской резиденции Камерного оркестра им.Густава Малера, во главе которого маэстро регулярно появляется в Ферраре. Потому, что театр Комунале не боится рисковать: единственный в стране любителей популярных арий, он предоставил свою сцену для "Галантных Индий".

Три страны объединили свои усилия в этом проекте: Голландия (театр Штадссшоубург, Утрехт), Польша (Большой театр, Познань) и Италия (театр Комунале, Феррара). Инициатива принадлежит дирижеру Франсу Брюггену, одному из самых известных представителей аутентизма, в 1981 году основавшему "Оркестр Восемнадцатого века". Ныне маэстро дирижирует оперой Рамо во главе того же оркестра, который в первый раз исполняет произведение, предназначенное для сцены. В проекте участвуют Амстердамская капелла и тщательно подобранные солисты, "специалисты" по барочной музыке.

Сцена из спектакля

Грандиозное оперно-балетное предприятие, созданное Рамо, "состоит" из четырех любовных историй, действие которых разворачивается в экзотических странах, объединенных под названием "Индии", следуя колумбовской ошибке: "Индии" включают не только привычный Восток, но и две Америки. Богиня Любви с беспокойством взирает на европейцев, объединению которых мешает война, и, разочарованная, обращает взоры на далекие и таинственные страны в поисках историй, свидетельствующих о победе любви и солидарности.

Режиссер Хероен Лопес Кардозо счел необходимым несколько адаптировать "Галантные Индии": кое-что купировать и добавить эпилог, который Рамо не предусматривал. В конце представления на сцене вновь появляется богиня Любви, чтобы спеть арию, которую в оригинале Рамо поет героиня последней истории, Зима. Франс Брюгген превратил знаменитое и едва ли не самое популярное произведение Рамо Les Sauvages ("Дикари") в интермеццо между сценами.

В Италии постановки барочных опер справедливо ассоциируются со славным именем гениального дизайнера и даровитого режиссера Пьера Луиджи Пицци, влюбленного в красоту и роскошь и посвятившего их созданию каждое мгновение жизни. Барокко Лопеса Кардозо другое: меньше роскоши, но меньше и фантазии. Все легче (или беднее), проще, не столь рафинированно и с большой долей иронии. В каждом эпизоде есть премилая деталь, заставляющая улыбнуться: во втором акте "Перуанские инки" жестокий жрец Юаскар, желая помешать любви между перуанской принцессой Фани и испанцем Карлосом, симулирует землетрясение, а режиссер "помогает" ему в весьма юмористическом духе: все эти шум и гам, страх и трепет производятся невероятным количеством белых пластмассовых шаров, высыпанных на сцену; в третьем акте "Цветы, персидское празднество", повествующем о любви принца Такмаса к рабыне его друга Али Заире, а Али - к рабыне Такмаса Фатиме, взаимные объяснения разворачиваются на фоне огромных надувных цветов, которые постепенно раскрываются, освобождая спрятанных в них мимов. Как часто случается в современном оперном театре, то, что происходит на сцене, не всегда напрямую связано с текстом и вполне произвольно.

Сценограф Мелле Аммер оставляет сцену почти пустой, и только второй акт, "Перуанские инки", отличается ярко выраженной "физиономией": ярко-оранжевое солнце и крутая лестница, вызывающая в памяти грандиозные сооружения жестокого народа. Зато сверкают яркими цветами костюмы Азиза, в которых не знаешь, чего больше: фантазии, непредсказуемости или иронии.

Седовласый Франс Брюгген, благородный фанатик барокко, ведет за собой "Оркестр Восемнадцатого века", погружая слушателя в океан неслыханных и странно прелестных созвучий, в которых есть что-то общее со стрекотом экзотических птиц, но немало и моментов проникновенного лиризма. Каждый из солистов заслуживает добрых слов: обладатели маленьких (порой слишком маленьких) голосов демонстрируют чудеса проникновения в секреты стиля. Это Матильда Этьенн, Клэрон Макфадден, Марсель Беекман, Сирилл Герстенхабер, Хуберт Классенс и все, все остальные...

"Галантные Индии" - нечто вроде путешествия в давно ушедшее время, идеалы которого сохраняют свою актуальность. Вспоминается поэма русского поэта Тредиаковского, современника Рамо, которой образованная публика зачитывалась: "Езда в остров Любви"...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;