Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7451) 4 - 10 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияОптимизация посредством ликвидацииУпраздняются филармонические коллективы Московской области КОНФЛИКТДмитрий МОРОЗОВ Наши культурные и околокультурные деятели долго сетовали на то, что в России нельзя закрыть изживший себя театр или расформировать недееспособный музыкальный коллектив. И вот дождались: теперь стало вполне возможно единым росчерком пера ликвидировать не просто какой-то один конкретный творческий коллектив, но сразу десятки, при этом особо даже не утруждая себя сколько-нибудь внятной аргументацией в подтверждение того, что они заслуживают подобной участи. Передо мной - постановление правительства Московской области, подписанное губернатором Борисом Громовым, о ликвидации двенадцати концертно-филармонических организаций и коллективов, входивших некогда в единую структуру областной филармонии, а в дальнейшем получивших юридическую самостоятельность. На самом деле, впрочем, творческих коллективов, подпадающих под ликвидацию, куда больше. Одна только Московская областная филармоническая концертная организация сконцентрировала под своей крышей (вполне фигуральной) не только массу солистов разных жанров, но и более десятка коллективов. Все они, согласно руководящим циркулярам, также подлежат ликвидации. Насколько оправданны столь радикальные и скоропалительные меры и что за всем этим стоит? В конце минувшего сезона созданная областным министерством экспертная комиссия знакомилась с положением дел в подведомственных ему концертно-филармонических организациях. Заключения комиссии так и не были доведены до самих этих организаций, творческое состояние большинства из которых, по словам министра культуры Московской области Галины Ратниковой, "признано нестабильным". Кроме того, им вменяется в вину отсутствие четкого планирования своей деятельности, в том числе по количеству концертов и зрителей. Этого оказалось достаточно для вынесения приговора. Между тем в той же Московской областной филармонической концертной организации (да и в других, перечисленных в постановлении коллективах) работает много людей разных возрастных категорий и, разумеется, с разным творческим потенциалом. Среди них есть опытные мастера, есть лауреаты всевозможных конкурсов, перспективная молодежь. Кстати, вышеупомянутая комиссия в течение нескольких дней знакомилась с творческим составом МОФКО (выступления проходили в одном из столичных Дворцов культуры), и мнения были отнюдь не однозначные. К примеру, входивший в комиссию декан факультета народных инструментов РАМ им. Гнесиных, профессор Борис Егоров говорит, что впечатление в целом у него, скорее, благоприятное. Если бы речь шла о реорганизации, имеющей целью повысить эффективность и художественный уровень этих коллективов путем селекции, можно было бы поверить, что авторы постановления действительно заботятся о повышении уровня "культурного обслуживания" жителей области. Но в постановлении-то говорится именно о ликвидации, в ходе которой (цитирую официальный документ) "в целях оптимизации деятельности отрасли культуры" и "повышения эффективности использования бюджетных средств" попросту увольняются все без разбора. Одновременно в тексте постановления содержится предписание создать "Московский областной продюсерский центр", к которому должны перейти имущество и функции ликвидируемых организаций. Очень бы хотелось ошибиться, но, скорее всего, классической музыке места в его деятельности не найдется, или она окажется там на положении Золушки. По очень простой причине: продюсерские центры, даже государственные, - это, по сути своей, коммерческие структуры, деятельность которых ориентирована прежде всего на извлечение доходов. Классическая же музыка способна приносить их лишь при достаточно высоких ценах на билеты, что заведомо отсечет большую часть потенциальной аудитории. Филармоническая деятельность по определению может быть лишь дотационной, или это уже что-то другое. Впрочем, интереснее всего то, что дотацию, выделяемую областным бюджетом на деятельность филармонических организаций, предполагается сохранить, передав ее в распоряжение вновь образуемого продюсерского центра. В общем, если постановление будет выполнено, о концертах классической музыки в областных городах и городках, скорее всего, придется забыть. Кто-то скажет: Москва недалеко, все желающие вполне могут съездить на концерт. Но, во-первых, кому недалеко, а кому - два-три часа в один конец. А во-вторых, в Москву на концерт поедут люди с уже сформировавшимся музыкальным вкусом. Но для того чтобы этот вкус и сама потребность в классической музыке могли сформироваться, необходимы живые впечатления, необходима пропаганда, в чем и состоит главный смысл деятельности областных филармонических организаций. В отсутствие таковых область рискует совсем захлебнуться в попсе, которая, в отличие от классики, ни в какой пропаганде не нуждается. По сведениям из достоверных источников, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации высказало несогласие с действиями областных властей и направило письма в соответствующие инстанции. Будем надеяться, что к мнению министерства прислушаются. В противном случае это будет очень скверным сигналом для всей нашей культуры. Пример Московской области может быть взят на вооружение другими субъектами Федерации, которым в рамках нынешней административной реформы в ведение передается много учреждений. Ликвидировать хлопотных подопечных, конечно, гораздо проще, чем содержать и развивать. КОММЕНТАРИЙ
Галина ПЕРЕПЕЛКОВА, начальник Управления искусств и кинематографии правительства Московской области: - Постановление о ликвидации концертно-филармонических организаций вышло два месяца назад, и принято оно было в целях оптимизации работы отрасли и повышения использования бюджетных средств. Ситуация эта развивалась следующим образом: существовала филармония, организации, которые в нее входили, стремились стать самостоятельными. Полтора года назад мы предоставили им такую возможность. Соответственно на них тратились бюджетные средства. С 1 марта по июнь этого года юридическое управление правительства Московской области при участии деятелей культуры и искусства внимательно наблюдало за ними, для этого была создана специальная комиссия. Итоги работы комиссии разбирались на коллегии внутри министерства, а затем были вынесены на заседание правительства. В результате было принято постановление о прекращение деятельности этих организаций. То есть все действия по их ликвидации сопровождались необходимыми юридическими и организационными мерами. Таким решением мы хотели сказать, что работали они очень плохо. Только на один Академический хор уходил миллион годовых. Но проблема в том, что двенадцать организаций, созданных, грубо говоря, для обслуживания Московской области, получали бюджетные деньги и при этом умудрялись не давать ни одного концерта! Тем временем по два-три месяца спокойно находились за границей, работая на свой карман. Когда же мы начинали наводить справки, в статье о доходах они писали: ноль. Также в рубрике:
|