Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7455) 2 - 8 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

АНАТОЛИЙ КУРЧАТКИН: "Свобода - это исполнение замысла о самом себе"

ПЕРСОНА

Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


А.Курчаткин

Анатолий КУРЧАТКИН - один из тех писателей, чье творчество определяет лицо современной отечественной литературы. Его новый роман "Солнце сияло", выпущенный издательством "Время" и удостоенный премии "Российский сюжет", сегодня считается одним из основных претендентов на премию "Букер - Открытая Россия". Эта книга - история взросления молодого человека по имени Саня, приехавшего после армии покорять Москву.

    

- Анатолий Николаевич, признаюсь, что, дочитав роман, я больше всего удивилась тому, что главному герою в конце всего 30 лет. По сути, вся жизнь впереди, но сколько испытаний уже пройдено, сколько разочарований пережито. Что заставило вас написать книгу о новом поколении россиян, мучительно пытающихся совместить романтику, творчество и бизнес?

- Я убежден в том, что в 1990-е годы труднее всего пришлось новому поколению. В жизнь оно выходило с определенными установками и задачами, но коммунистический строй рухнул, и оказалось, что все правила игры устарели... Многие оказались к этому не приспособлены. Вся тяжесть перемен пала на плечи двадцатилетних. Перед глазами у меня были десятки судеб, глубоко трагичных, сломанных. А счастливых молодых людей я встречал, наоборот, очень мало, и это не могло оставить равнодушным. Да, старшее поколение в перестройку и годы, последовавшие за ней, очень пострадало. Если говорить прямо и грубо, его попросту сбросили в отвал. Но с литературной точки зрения - я говорю об этом с болью - оно уже неинтересно: нищие, несчастные люди, предоставленные сами себе... Между прочим, то же самое происходило в годы революции, людям старшего и среднего возраста говорили: ребята, вы нам не нужны, мы обойдемся без вас и будем строить молодое коммунистическое общество.

    

- Насколько трудно писать о сегодняшнем дне? Ведь в нашей жизни появились вещи и явления, которые еще десять лет назад мы не могли даже представить.

- Писать о 90-х намного легче, чем о 70-х. Нынешняя жизнь стала очень сюжетной, и это, конечно, облегчает задачу писателя. В 1970-е было много запретов, но обойти их было делом техники. А вот время тогда напоминало стоячую реку, и процессы если и происходили, то на огромной глубине, куда приходилось нырять, можно сказать, рискуя творческим здоровьем. Как мы писали, чтобы написать время? Например, писали о том, что человек ищет колбасу к праздничному столу, и, как это ни нелепо теперь звучит, через подобные сюжеты оказывалось возможно показать суть застойной поры и взаимоотношения людей в обществе. Сейчас мы вернулись на столбовую дорогу цивилизации - товарно-денежные отношения правят обществом. Естественно, что все сюжеты буквально оголены, найти типажи и тему очень просто.

А если говорить более основательно, с точки зрения литературного мастерства, то писать всегда тяжело. А хорошо писать - вообще адски трудно. Ведь нужно, чтобы за текстом не просто вставала жизнь, которая протекает у тебя на глазах и в которую каждый из нас погружен, - за ежедневным броуновским движением должен быть Человек. Он неизменен и живет по тем же заповедям, что и две тысячи лет назад... А если он отклоняется от них, то тогда и складывается драматический сюжет, достойный литературы.

    

- То есть для вас самое важное- это человек, а не эпоха? Наверное, поэтому в романе, действие которого происходит в 1990-е годы, так мало сказано о политической и экономической ситуации в стране?

- Что может быть важнее человека? Пока мы пребываем в данном материальном мире, самое главное для нас - это жизнь и взаимоотношения души с ней. Что же касается эпохи... Конечно, у меня есть свое отношения к тому, что происходило в 1990-е, и я могу дать оценку каждому событию (может быть, неверную), но герой меня в этом смысле обуздывал. Не позволял уходить в дебри размышлений. За пределами романа осталась масса вещей, которые я мог бы сказать о том времени, но "Солнце сияло" написано от первого лица, от имени молодого человека, и это обязывало меня.

Сам герой размышляет в основном о свободе, именно ее определяя для себя целью и главной ценностью. Но в начале романа, когда моему Сане всего 20, он понимает ее как свободу действий, ему, в частности, наплевать на образование, он стремится работать и зарабатывать как можно больше, не зависеть от родителей и суметь закрепиться в Москве. А к тридцати годам он осознает свободу как исполнение замысла о самом себе. Степень приближения к этому замыслу - это и есть свобода, ведь человек воплощает идею, которая вложена в него - как человек верующий, я бы сказал, Богом, а молодые люди могут употребить слова "небо" или "судьба".

    

- Название романа позаимствовано из цитаты из "Капитанской дочки", которая стала эпиграфом к вашему произведению. Почему, сочиняя роман о современной России, вы решили обратиться именно к Пушкину?

- "Капитанская дочка" написана о смутном времени. А смутному времени всегда предшествуют тишь, блажь и покой. И помните, как Гринев едет во взрослую жизнь? Она начинается с подаренного тулупа, проигранных денег и жуткой метели, а наутро сияет солнце, надо головой бездонное голубое небо, и кажется, что все проблемы и невзгоды кончились, хотя на самом деле впереди Пугачевский бунт, смерть близких людей, да и сам герой окажется на краю пропасти... Для меня очевидна внутренняя перекличка того времени и наших 90-х годов. Мой герой живет и взрослеет в смутное время.

С названием было сложнее. Я очень долгое время не знал, как назвать роман. И уже текст был написан и выправлен, а названия все не было. И только потом меня осенило, что эпиграф содержит все, что нужно. Солнце сияет - но читателя не покидает ощущение, что оно в одно мгновение может заволочься тучами и произойдет страшная метель.

    

- Сейчас? Или вы говорите о начале 90-х?

- А вы думаете, смута закончилась? Тринадцать лет, прошедшие с момента путча, - это разве достаточно для того, чтобы метель улеглась? Мы уже вспоминали сегодня революцию 1917 года - прибавьте к этой цифре 13 лет... У меня часто возникает ощущение, что сейчас мы вновь оказались на пороге весьма невеселых 1930-х годов. Видимо, в России так долго и мучительно идет процесс стабилизации. И кто знает, что ждет нас дальше? Обернется ли эта стабилизация благом для граждан? Я, может быть, ужасную вещь сейчас скажу, но я действительно убежден: человек позднесоветского времени был более свободным, чем гражданин нынешней России. Да, нашим с вами современникам предоставили свободу перемещений, они могут поехать в Европу или Турцию, но зато они оказались закабаленными в главном - в своих товарно-денежных отношениях. Они зависимы от работодателя, и никакие системы страхования или профсоюзы современной России не в состоянии их защитить. Работодатель, в свою очередь, так же безмерно зависим от власти. Эта тема бесправия - гражданина, работника, автора - нашла свое отражение в романе, мне было очень важно показать это явление во всей его полноте и неприглядности.

    

- Роман "Солнце сияло" получил премию "Российский сюжет", а сейчас вошел в шорт-лист премии "Букер - Открытая Россия". В принципе сегодня многие профессионально работающие писатели могут похвастаться литературными премиями. На ваш взгляд, они имеют в современном литературном процессе какое-то значение и вес? Облегчают ли путь к читателю?

- Я-то, признаться, как раз не избалован премиями, поэтому так с ходу и не соображу, что думаю о них... Главное, чтобы премия не была пустоцветом: ее учредители должны соблюдать взятые на себя обязательства и принципы, положенные в основу придуманной ими награды. Что же касается меня... Признаюсь, денежная составляющая "Российского сюжета" до лауреатов пока так и не дошла, но число читателей романа "Солнце сияло" выросло, и это для меня самое главное.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;