Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7455) 2 - 8 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСвадебный фаршВодевили Чехова в Малом театре Ирина АЛПАТОВА
Малый театр, в свое время не принявший "новую драму", предложенную доктором Чеховым, в последние годы не устает отдавать долги и даже негласно соперничать с МХТ имени Чехова в количестве репертуарных названий по произведениям этого драматурга. В Малом недавнего прошлого умудрились поставить все большие пьесы Чехова, включая "Лешего", и теперь вот взялись за малые формы. Собственно, наверное, только этим и можно объяснить причину появления на сцене филиала театра спектакля "Свадьба, свадьба, свадьба!" по чеховским водевилям "Предложение", "Медведь" и непосредственно "Свадьбе". Конечно, и после этого можно задать провокационный вопрос: а чего такого нового и сценически свежего вы хотели предложить зрителям? Ведь пьесы-то, безусловно, хорошие, но заигранные донельзя. Другое дело, что в отношении Малого театра подобные вопросы зачастую неуместны: здесь просто берут качественную драматургию и ставят ее так, как автор написал. Строго по тексту и без каких-либо изысков, в том числе и режиссерских. Откровения если и можно изредка встретить, то лишь в актерской игре. Редкое исключение - спектакли Сергея Женовача, где не форсированно, но угадывается режиссерско-актерский поиск. Троекратная "Свадьба", предложенная постановщиком Виталием Ивановым, - образец добротного спектакля, без особых претензий. Иногда подумаешь: а на что, собственно, можно претендовать в интерпретации этих чеховских анекдотов? Но вспомнишь постановки Валерия Фокина или Алексея Левинского и поймешь, что все-таки можно. Но не обязательно. Зато визуально спектакль Малого театра весьма красив благодаря изобретательной сценографии Александра Глазунова. Какие уж тут "малые формы" - самый настоящий большой стиль, приметы которого варьируются в каждом из эпизодов. Вот вам уголок старой усадьбы. Расписной задник уводит в садово-лесные кущи, в центре - круглая беседка, за которой бежит ручеек. По нему же вдруг выплывет на сцену на лодочке... Чацкий. Простите, Иван Васильевич Ломов - Глеб Подгородинский в черном фраке и при полном параде. Ну как тут не вспомнить явление другого "фрачного" героя молодого артиста? Оказалось, что Глеб Подгородинский - сколь герой, столь и замечательный характерный артист. Его Ломов - явная кульминация всего спектакля, хотя и пришедшаяся на самое начало. Явившийся с определенными матримониальными намерениями по отношению к молоденькой и чрезмерно хозяйственной Наталье Степановне (Ольга Жевакина), он на деле же пылает страстью к собственным хворобам, которым несть числа. Ломов - Подгородинский то картинно хватается за сердце, то вдруг начинает припадать на обе ноги, то заламывает руки, весь корчится, кривится, пока не хлопнется в обморок. И все это так темпераментно и смешно, что, право же, привлекает куда больше собственно спора о принадлежности Воловьих лужков, "роли" которых исполняют лукошки с ягодами. Впрочем, дело кончается если и не "семейным счастием", то уж явно первой свадьбой - папенька Чубуков (Александр Потапов) отчаянно соединяет руки неугомонных спорщиков. Закрывшийся было занавес тут же открывается вновь - перед нами изысканная гостиная в стиле модерн вдовы Поповой (Елена Харитонова), полная всяческих дамских штучек, пуфиков, этажерочек и прочего. Вот в эту-то хрупкую красоту и вломится "медведь" Смирнов (коронное амплуа Виктора Низового, из которого ему пока не удается вырваться), походя круша, давя и отрывая все вокруг. Бьются вазы, ломаются стулья, от громового голоса дрожат стены и трясется верный слуга Лука (Александр Вахтеров). Но будьте уверены, что бойкая Попова - Харитонова, переодевшись едва ли не кавалерист-девицей, одержит победу, мимоходом "подстрелив" портрет мужа-покойника. Прогарцевав бодрым свадебным маршем по двум водевилям, к началу третьего, собственно "Свадьбы", спектакль почему-то заметно утомился и сбавил темп. Разве что сохранился, даже еще более увеличился, сценографический масштаб. Огромный зал богатого ресторана с рисованными музыкантами на хорах под управлением живого дирижера, пышность и блеск - и мельтешение скучных, не слишком выразительных обывателей, которые порой и не смешны вовсе. Только важность плюгавенького жениха Апломбова (Алексей Кудинович) повергает в комический трепет, да ложный генерал Ревунов-Караулов (Анатолий Торопов) способен спровоцировать момент сочувствия. Все же остальное, равно как и все остальные, весьма традиционно, чтобы не сказать банально. Поневоле подумаешь: одной "Свадьбой" больше, одной меньше, какая разница? Имя Чехова на афише, конечно, дело хорошее, особенно для театра, пропагандирующего классическое наследие. Но и у публики сегодня тоже есть выбор: какого Чехова предпочесть, традиционного или в современной обработке. Каждому - свое. Также в рубрике:
|