Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7455) 2 - 8 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Свадебный фарш

Водевили Чехова в Малом театре

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Малый театр, в свое время не принявший "новую драму", предложенную доктором Чеховым, в последние годы не устает отдавать долги и даже негласно соперничать с МХТ имени Чехова в количестве репертуарных названий по произведениям этого драматурга. В Малом недавнего прошлого умудрились поставить все большие пьесы Чехова, включая "Лешего", и теперь вот взялись за малые формы. Собственно, наверное, только этим и можно объяснить причину появления на сцене филиала театра спектакля "Свадьба, свадьба, свадьба!" по чеховским водевилям "Предложение", "Медведь" и непосредственно "Свадьбе". Конечно, и после этого можно задать провокационный вопрос: а чего такого нового и сценически свежего вы хотели предложить зрителям? Ведь пьесы-то, безусловно, хорошие, но заигранные донельзя. Другое дело, что в отношении Малого театра подобные вопросы зачастую неуместны: здесь просто берут качественную драматургию и ставят ее так, как автор написал. Строго по тексту и без каких-либо изысков, в том числе и режиссерских. Откровения если и можно изредка встретить, то лишь в актерской игре. Редкое исключение - спектакли Сергея Женовача, где не форсированно, но угадывается режиссерско-актерский поиск.

Троекратная "Свадьба", предложенная постановщиком Виталием Ивановым, - образец добротного спектакля, без особых претензий. Иногда подумаешь: а на что, собственно, можно претендовать в интерпретации этих чеховских анекдотов? Но вспомнишь постановки Валерия Фокина или Алексея Левинского и поймешь, что все-таки можно. Но не обязательно. Зато визуально спектакль Малого театра весьма красив благодаря изобретательной сценографии Александра Глазунова. Какие уж тут "малые формы" - самый настоящий большой стиль, приметы которого варьируются в каждом из эпизодов.

Вот вам уголок старой усадьбы. Расписной задник уводит в садово-лесные кущи, в центре - круглая беседка, за которой бежит ручеек. По нему же вдруг выплывет на сцену на лодочке... Чацкий. Простите, Иван Васильевич Ломов - Глеб Подгородинский в черном фраке и при полном параде. Ну как тут не вспомнить явление другого "фрачного" героя молодого артиста? Оказалось, что Глеб Подгородинский - сколь герой, столь и замечательный характерный артист. Его Ломов - явная кульминация всего спектакля, хотя и пришедшаяся на самое начало. Явившийся с определенными матримониальными намерениями по отношению к молоденькой и чрезмерно хозяйственной Наталье Степановне (Ольга Жевакина), он на деле же пылает страстью к собственным хворобам, которым несть числа. Ломов - Подгородинский то картинно хватается за сердце, то вдруг начинает припадать на обе ноги, то заламывает руки, весь корчится, кривится, пока не хлопнется в обморок. И все это так темпераментно и смешно, что, право же, привлекает куда больше собственно спора о принадлежности Воловьих лужков, "роли" которых исполняют лукошки с ягодами. Впрочем, дело кончается если и не "семейным счастием", то уж явно первой свадьбой - папенька Чубуков (Александр Потапов) отчаянно соединяет руки неугомонных спорщиков.

Закрывшийся было занавес тут же открывается вновь - перед нами изысканная гостиная в стиле модерн вдовы Поповой (Елена Харитонова), полная всяческих дамских штучек, пуфиков, этажерочек и прочего. Вот в эту-то хрупкую красоту и вломится "медведь" Смирнов (коронное амплуа Виктора Низового, из которого ему пока не удается вырваться), походя круша, давя и отрывая все вокруг. Бьются вазы, ломаются стулья, от громового голоса дрожат стены и трясется верный слуга Лука (Александр Вахтеров). Но будьте уверены, что бойкая Попова - Харитонова, переодевшись едва ли не кавалерист-девицей, одержит победу, мимоходом "подстрелив" портрет мужа-покойника.

Прогарцевав бодрым свадебным маршем по двум водевилям, к началу третьего, собственно "Свадьбы", спектакль почему-то заметно утомился и сбавил темп. Разве что сохранился, даже еще более увеличился, сценографический масштаб. Огромный зал богатого ресторана с рисованными музыкантами на хорах под управлением живого дирижера, пышность и блеск - и мельтешение скучных, не слишком выразительных обывателей, которые порой и не смешны вовсе. Только важность плюгавенького жениха Апломбова (Алексей Кудинович) повергает в комический трепет, да ложный генерал Ревунов-Караулов (Анатолий Торопов) способен спровоцировать момент сочувствия. Все же остальное, равно как и все остальные, весьма традиционно, чтобы не сказать банально. Поневоле подумаешь: одной "Свадьбой" больше, одной меньше, какая разница?

Имя Чехова на афише, конечно, дело хорошее, особенно для театра, пропагандирующего классическое наследие. Но и у публики сегодня тоже есть выбор: какого Чехова предпочесть, традиционного или в современной обработке. Каждому - свое.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;