Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7455) 2 - 8 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаГЕНА ДИМИТРОВА: "За голос отвечает созвездие Тельца"Беседу вел Владимир ДУДИН
Гена Димитрова впервые посетила Петербург. К сожалению, приезжала она уже не в роли певицы, а в роли эксперта в области оперного пения - участвовать в жюри Шестого Международного конкурса молодых оперных певцов им.Н.А.Римского-Корсакова. Говорят, она была одним из самых строгих судей. Великая певица оценила уровень нынешнего конкурса как очень высокий, а Петербург назвала не только сказочным городом, но и городом, в котором воспитываются "певцы для всей Европы". Всего лишь третий сезон Гена не поет. Она официально оставила сцену, спев свою последнюю Амнерис в Мюнхене в 2001 году. Занимающаяся астрологией Гена ДИМИТРОВА возлагает надежды на тех, кто родился в 2000 году - году, когда семь планет сошлись в Тельце - знаке, отвечающем за голос.
- Вы ведь уже приезжали в Россию? - Да, в Москву, последний раз - в 1989 году. Я очень хорошо это помню, потому что через десять дней после моего визита в СССР в Болгарии закончило свое существование коммунистическое правительство. Нас принимали очень хорошо: это были гастроли Театра Ла Скала, и я пела заглавную партию в пуччиниевской "Турандот". Но мне совсем не понравился зал, в котором мы выступали. Во Дворце съездов было ощущение постоянного "жужжания". Конечно, мне больше нравилось петь в Большом театре, где настоящая театральная акустика.
- С тех пор прошло много времени. Вы замечаете в нашей стране перемены, по крайней мере, внешние? - В Петербурге я впервые, никогда здесь не выступала. Такого города я не видела никогда. Это волшебный город. Вы - счастливцы.
- Как вы воспринимали своих русских коллег до открытия "железного занавеса"? - Я была воспитана на русском. Как я могла их воспринимать? Вот сегодня я прохожу в отеле "Европа" мимо киосков с сувенирами, вижу шкатулки, на которых изображены сюжеты русских сказок. Я родилась в деревне, где прожила до восемнадцати лет, после чего поступила в консерваторию. У меня были все русские сказки - "Руслан и Людмила", "Василиса Прекрасная", много других. Я видела прекрасные фильмы-сказки Александра Роу. Для меня это - моя жизнь, мое воспитание. Поэтому русские никогда не были для меня чем-то далеким - наоборот, очень близким. Русских оперных певцов я всегда считала очень талантливыми. Да, у них не было произношения - у русских фонетика очень отличается, что всегда так или иначе отражается на голосе. Но ваши певцы неизменно были первыми.
- В 2000 году вы пели Амнерис в "Аиде" в Арена ди Верона. - Кроме этого, я должна была петь еще и в "Набукко" Верди, но отказалась. У меня поднялось давление, была страшная жара: температура в тени +36о С. Я не захотела умереть на сцене.
- В чем секрет вашего вокального долголетия? - Свою последнюю Амнерис я спела в Германии в 2001 году, после чего отказалась выходить на сцену. Спектакль проходил на гигантском стадионе с 60 тысячами зрителей. Было так холодно, что я сказала себе: "Димитрова, это твой последний раз". Я вышла на пенсию, больше не хочу работать, так как считаю, что достаточно поработала. Пусть лучше публика жалеет о том, что я больше не пою, чем если бы я оставалась на сцене, а публика жаловалась бы: "Ну почему она не уходит?"
- В чем же личный секрет? - Я благодарю Бога - он позволил. Если бы он не позволил, никакое долголетие не помогло.
- Вы много работаете с молодыми певцами. Что вы думаете об омоложении оперного ресурса? - Каким бы ты ни вышел первый раз на сцену, ты всегда будешь "молодым и неопытным артистом". В Болгарии есть бас, у которого уже в девятнадцать лет было все - и голос, и артистизм. Это Орлин Анастасов. К двадцати восьми он спел множество басовых партий во всех ведущих театрах мира. Он как первоклассная машина, идущая впереди других на две-три скорости. Молодой или немолодой - он просто способный человек. Если Бог дал голос и талант, силы он тоже даст. Кроме того, нужно ежедневно трудиться. Если у певца нет 60 - 80 спектаклей в год, ему сложно хорошо развиваться. Поэтому молодым надо искать даже маленькие театры, чтобы все время работать. Нужно соглашаться на все роли. Все - для нас. Мы - артисты. Все, что появляется на пути, надо попробовать преодолеть. Только тогда что-то получишь и чему-то научишься.
- А как же находить свой репертуар? Вагнеровский в потенциале певец в начале пути должен петь Россини? - Если хорошая техника, если певец знает языки, он может учить и Вагнера. С техникой можно сделать все. Я никогда не учила Вагнера, потому что одной жизни мало для того, чтобы овладеть разными техниками. Я и сейчас убеждена, что существуют вагнеровские, пуччиниевские и вердиевские голоса. Борис Христов очень хорошо знал немецкий, но оставался итальянским певцом. Он прекрасно пел, но для меня он не звучал по-немецки: он пел как мягкий итальянский певец. Болгарское меццо-сопрано Елена Николаи говорила, что сделала ошибку, выучив, наконец, немецкий репертуар: "Я попросту растеряла итальянский репертуар". После этого она перестала петь, начала сниматься в кино.
- Многих сегодня печалит исчезновение больших голосов. Это генетическая проблема? - Так было всегда.
- Но когда-то были Франко Корелли и Биргит Нильсон. - Это вопрос поколения. Я многого ожидаю от поколения 2000-го. За голос отвечает созвездие Тельца. Я по гороскопу Телец. Когда я родилась в мае 1941 года, шесть планет находилось в Тельце, даже Луна была. Знак Тельца отвечает за горло и, соответственно, голос. Это повторилось в 2000 году, когда в Тельце оказалось даже семь планет. Кто родился в этот период, будет одаренным певцом. Надеюсь, что я еще буду жива и смогу услышать кого-нибудь из них, ведь они смогут петь уже в 17 - 18 лет.
- Много хороших певцов рождается в Болгарии. У вас одни учителя или одна природа? - Молодое поколение болгарских певцов, недавно начавших карьеру, пошло "в мир", минуя конкурсы, но, на мой взгляд, это не очень хорошо для них же. В прошлом июне в Софии проходил Конкурс молодых оперных певцов Бориса Христова - мы не смогли присудить даже первых премий: не было ни одного здорового голоса. Мы учились у Христо Брымбарова: Гяуров, Гюзелев, Димитр Петков, я. Он - итальянский воспитанник из школы баритона Котоньи (его учительница была из этой школы). Он умер в 69 лет - относительно молодой. Христо всегда держал большой класс - как правило, из 30 человек. Был очень сильной личностью. В следующем году исполняется сто лет со дня его рождения.
- Опера всегда была вашей страстью? - Я посвящена опере. Может быть, даже не столько я сама, сколько мне выпал шанс много работать. У меня было драматическое сопрано, а таких было максимум пять в мире. Поэтому работы всегда хватало.
- У вас есть ученики? - Дело в том, что только третий сезон не пою, поэтому постоянного класса у меня нет. Я даю мастер-классы в Греции. Там есть голоса, но такое сонное царство. Последние два года я чаще выступаю в роли консультанта или репетитора молодого певца, готовящегося к конкурсу, провожу общую работу по артикуляции, кантилене, интерпретации - всему тому, чему научилась у великих дирижеров. Сейчас с дирижерами большая проблема. Каждый инструменталист норовит им стать, и получается чересчур много самодеятельности. В Софийской консерватории в последнее время тоже нет хорошего маэстро.
- В одном из интервью вы признались, что мир очень посерел. Вы по-прежнему так считаете? - Это верно. Наши взгляды на все окружающее - пепси, кока-колу, все удобства - нас грабят. Ведь все, чего добилась цивилизация с помощью талантов, было сделано по необходимости. У нас появилось все, но посерели человеческие отношения, увеличилась проблема одиночества, развелось много эгоистов из-за огромного количества проблем. Нас застрессовывает слово. Мы все куда-то мчимся, цивилизация стала истеричной.
- И как же избегать серости? - Такой вопрос мне задали когда-то на улице во время социологического опроса. Я задумалась, после чего ответила: "Нужно расконцентрироваться". Это проблемы общества потребления. Сейчас нет героев, нет идеологии - нет ничего. Но я думаю, что это пройдет. И у нас, и у вас все нормализуется, когда экономические вопросы немного успокоятся. Каждый человек поймет, что надо думать о культуре - не только о хлебе, машине, недвижимости. Классика всегда останется классикой. И все возвратится на круги своя. Также в рубрике:
|