Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7455) 2 - 8 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

...И сумрачный германский гений

Искусство плюс капитал - тенденция сезона

Елена ТИТАРЕНКО


Э.Барлах. "Пьяная нищая". 1906 - 1907 гг.

Тема "Искусство и капитал" актуальна с давних пор. Она возникла задолго до того, как Пушкин сформулировал аксиому "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", а Третьяков открыл свою галерею, вырвав у Александра Третьего признание: "Купец опередил государя". В нынешнем сезоне этот альянс нагляден как никогда: одна за другой открываются выставки, где финансисты-капиталисты выступают меценатами и не только. Корпоративные коллекции - существенный и весьма интересный пласт собирательства, позволяющий судить порой не только об уровне "эстетической продвинутости" и просто щедрости той или иной фирмы, но и о ситуации в стране, о том, какую роль в глазах истеблишмента играет искусство, как высоко его ценят власть и деньги имущие, наконец, как убедительны они в роли собирателей и покровителей муз. Так, почти год назад ГРМ и Сбербанк России подписали Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в рамках организации юбилейных мероприятий, посвященных 300-летию Летнего сада. Теперь же СБ РФ позиционирует себя как ньюсмейкер в сфере графического искусства.

Купюры и художники: чьи портреты на банкнотах?

В.Кандинский. Абстрактная композиция. 1919 г.

Недавно Русский музей поздравил Сбербанк России с днем рождения, 163-м по счету, а банк - музей с вернисажем: в корпусе Бенуа открылась выставка "Мир бумажных денег", подготовленная совместно с Северо-Западным банком СБ. Этот давний член Фонда "Друзья Русского музея" помог реализовать проект, посвященный истории денежного обращения в России: в экспозиции - купюры ХVIII - ХХ веков, зачастую уникальные и показанные впервые начиная с первых ассигнаций и почти до наших дней. В качестве исторических вех - портреты российских императоров, символизирующие ту или иную эпоху. Коллекция бонистики ГРМ под стать картинной галерее - десятки тысяч экспонатов. Одна из самых поздних ассигнаций - советский рубль 1961 года. Здесь можно увидеть и деньги, не пущенные в оборот по причине брака, и даже фальшивые купюры. А также составить представление о традициях в изготовлении денежных знаков: например, красный цвет долгие годы служил приметой "десятки", а синий - пятирублевой купюры. Наконец, можно выстроить панораму идеологической жизни: деньги поведают и о доктринах своего времени, и о том, как в переломные моменты российской истории им приходилось нести агитационные функции.

Что и говорить, деньгам не обойтись без художника-графика или скульптора в случае монет. А равно без собирателя, нумизмата или бониста. В роли последнего выступил СБ РФ, в чьем ведении находится Музей сберегательного дела Северо-Западного Сбербанка. Его коллекция дополнила обширное тематическое собрание Русского музея, имеющее самостоятельную художественную ценность. Ведь эскизы к ассигнациям рисовали мастера именитые: И.Билибин, Г.Нарбут, И.Шадр, С.Чехонин...

О.Шлеммер. "Размышляющий". 1931 г.

Увы, в русской денежной истории не припомнить случая, чтобы на банкнотах был изображен художник, как, к примеру, Делакруа и Курбе во Франции до введения евро, писатель, как Сельма Лагерлеф (со стайкой диких гусей) - в Швеции или Гете - в Германии, где с купюр взирали также Мартин Лютер и Гутенберг. Не исключено, что у нас все еще впереди: появились же на новых ассигнациях Большой театр и Биржа в Петербурге... Главное, не забыл бы СБ про то, как важно быть серьезным - в том числе и в таком тонком деле, как отношения с искусством. А чтобы понять, зачем это нужно, переместимся из Петербурга в Москву, где в Пушкинском музее показывают "Шедевры из коллекции Дойче Банка".

Не Дюрером единым

ДБ ненамного моложе Сбербанка (ему недавно стукнуло 130) и тоже устроил выставку к дню рождения. Правда, не собственного, а своего собрания искусства, где ни много ни мало - полмиллиона экспонатов. Подчеркну, именно экспонатов, а не единиц хранения: все или почти все, чем владеет банк в сфере прекрасного, не лежит под замком в спецхранилище, а находится на стенах многочисленных офисов по всему свету. Что отвечает концепции "Искусство на рабочем месте", выработанной в 70-е под влиянием знаменитого модерниста Йозефа Бойса, заявившего: "Самая современная художественная дисциплина - социальная пластика, социальная архитектура - лишь тогда проявится полностью, когда каждый человек станет... скульптором или архитектором социального организма".

ДБ трудился над созданием коллекции четверть века. Воспитывая у своих сотрудников и клиентов вкус к новациям, укрепляя образ новой Германии, выбирая не самые хрестоматийные работы классиков, поддерживая художников, ныне живущих, и обеспечивая себе дивиденды не столько материального свойства, но, скорее, морально-этического (однако стоимость коллекции неуклонно растет)... А назвали выставку скромно - "Взгляд из Германии". И выполняя пожелание "пушкинцев" выставить у себя именно немецких художников, из 74 стран свезли 140 произведений искусства. Хотя у банкиров, разумеется, отдающих приоритет национальной школе, есть все, что угодно из ХХ века Европы и Америки. В том числе творения российских художников - впрочем, кому, какой стране сегодня принадлежит "наш" Илья Кабаков? А вот с "нашим" же Василием Кандинским (чьи работы из коллекции ДБ украсили бы любой российский музей) вопрос для немцев ясен: конечно, он причислен к немецкой школе, что вполне справедливо, если учесть роль первого абстракциониста в мюнхенском объединении "Синий всадник". Кстати, оно явлено в полном составе: своего духовного вождя сопровождают единомышленники - О.Кокошка, А.Макке, погибший на фронте Ф.Марк, так и не дождавшаяся Кандинского после экстрадиции в Россию гражданская жена Г.Мюнтер...

Банковская коллекция - явление особое: часть имиджа и рекламной политики. В ДБ сделали ставку на современность, демонстрируя толерантность и дальновидность. Единственное, что не допускается в эту святая святых, - официоз и "тоталитарное искусство". В остальном - широчайший спектр: в ГМИИ оказался собран весь ХХ век. Стремясь воздать должное соотечественникам, чье творчество в годы гитлеровской тирании объявили "дегенеративным искусством", а произведения выбросили из музеев, сегодняшние немцы сделали упор на "их все" - экспрессионизм: Э.Барлах, К.Рольфс, Э.Нольде, К.Кольвиц, группа "Мост"... А также О.Дикс, П.Клее, М.Эрнст, О.Шлеммер, М.Пехштейн, К.Швиттерс - включены все крупнейшие имена и направления. И так вплоть до наших дней: хронологически выставка охватила ровно сто лет - от 1901 года до 2001.

И в этом, убеждена куратор проекта Александра Данилова, тоже смелость и новизна взгляда. Ведь в камерном пространстве Музея личных коллекций, куда "въехали" немцы, уместилось такое количество звезд и шедевров, сколько, как правило, не бывает ни на одной выставке. Впрочем, здесь можно говорить и об осознанной политике ГМИИ, в последние годы выдавшего целую серию экспозиций в жанре "музейная археология". В рамках этого мегапроекта предложен ряд удачных реконструкций частных собраний, будь то скромное по музейным меркам собрание П.Эттингера или роскошная коллекция Н.Б. Юсупова, некогда "проживавшая" в Архангельском, а ныне разбросанная от имперского Петербурга до "глубинного" Омска; Голицынский музей, в XIX веке располагавшийся на Волхонке и также обогативший не одну государственную сокровищницу - от Эрмитажа до Национальной галереи Вашингтона, или коллекция купца-мецената Сергея Щукина, чьи собирательские усилия увенчались тем, что Россия располагает грандиозной коллекцией новаторов-французов. "Взгляд из Германии" вписывается в эту череду довольно органично, с той лишь разницей, что речь идет не о воссоздании некоей, прежде единой, коллекции, но о реконструкции важного и для нас, увы, все еще малодоступного пласта в истории мирового искусства. Пусть по одной картинке, но здесь все-все, включая абстрактного экспрессиониста Вольса, перевернувшего мироздание "вверх тормашками" постмодерниста Г.Базелица, бунтаря Й.Иммердорфа или модного ныне "возвращенца" к фигуративной живописи Н.Рауха. Словом, у нас есть превосходный шанс восполнить пробелы в познании истории искусства Германии.

От Пушкинского музея всего 10 минут ходьбы до Московского дома фотографии, где вот-вот состоится бенефис еще одного немецкого банка. В данном случае в роли главной героини - фотоискусство, которому приносит щедрые жертвы герой-любовник - очередной корпоративный собиратель. А фон, на котором развивается действо, - опять-таки современность со всеми культовыми персонажами: Э.Уорхол, Г.Рихтер, С.Сальгадо, Р.Раушенберг, Джилберт & Джордж, С.Шерман... Пока еще ни один российский банк не заявил о себе в качестве столь же мощного и оригинально мыслящего коллекционера. Как знать, не зреет ли подобный проект в недрах нашего финансового сообщества?

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;