Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7455) 2 - 8 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Палитра...И сумрачный германский генийИскусство плюс капитал - тенденция сезона Елена ТИТАРЕНКО
Тема "Искусство и капитал" актуальна с давних пор. Она возникла задолго до того, как Пушкин сформулировал аксиому "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", а Третьяков открыл свою галерею, вырвав у Александра Третьего признание: "Купец опередил государя". В нынешнем сезоне этот альянс нагляден как никогда: одна за другой открываются выставки, где финансисты-капиталисты выступают меценатами и не только. Корпоративные коллекции - существенный и весьма интересный пласт собирательства, позволяющий судить порой не только об уровне "эстетической продвинутости" и просто щедрости той или иной фирмы, но и о ситуации в стране, о том, какую роль в глазах истеблишмента играет искусство, как высоко его ценят власть и деньги имущие, наконец, как убедительны они в роли собирателей и покровителей муз. Так, почти год назад ГРМ и Сбербанк России подписали Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в рамках организации юбилейных мероприятий, посвященных 300-летию Летнего сада. Теперь же СБ РФ позиционирует себя как ньюсмейкер в сфере графического искусства. Купюры и художники: чьи портреты на банкнотах?
Недавно Русский музей поздравил Сбербанк России с днем рождения, 163-м по счету, а банк - музей с вернисажем: в корпусе Бенуа открылась выставка "Мир бумажных денег", подготовленная совместно с Северо-Западным банком СБ. Этот давний член Фонда "Друзья Русского музея" помог реализовать проект, посвященный истории денежного обращения в России: в экспозиции - купюры ХVIII - ХХ веков, зачастую уникальные и показанные впервые начиная с первых ассигнаций и почти до наших дней. В качестве исторических вех - портреты российских императоров, символизирующие ту или иную эпоху. Коллекция бонистики ГРМ под стать картинной галерее - десятки тысяч экспонатов. Одна из самых поздних ассигнаций - советский рубль 1961 года. Здесь можно увидеть и деньги, не пущенные в оборот по причине брака, и даже фальшивые купюры. А также составить представление о традициях в изготовлении денежных знаков: например, красный цвет долгие годы служил приметой "десятки", а синий - пятирублевой купюры. Наконец, можно выстроить панораму идеологической жизни: деньги поведают и о доктринах своего времени, и о том, как в переломные моменты российской истории им приходилось нести агитационные функции. Что и говорить, деньгам не обойтись без художника-графика или скульптора в случае монет. А равно без собирателя, нумизмата или бониста. В роли последнего выступил СБ РФ, в чьем ведении находится Музей сберегательного дела Северо-Западного Сбербанка. Его коллекция дополнила обширное тематическое собрание Русского музея, имеющее самостоятельную художественную ценность. Ведь эскизы к ассигнациям рисовали мастера именитые: И.Билибин, Г.Нарбут, И.Шадр, С.Чехонин...
Увы, в русской денежной истории не припомнить случая, чтобы на банкнотах был изображен художник, как, к примеру, Делакруа и Курбе во Франции до введения евро, писатель, как Сельма Лагерлеф (со стайкой диких гусей) - в Швеции или Гете - в Германии, где с купюр взирали также Мартин Лютер и Гутенберг. Не исключено, что у нас все еще впереди: появились же на новых ассигнациях Большой театр и Биржа в Петербурге... Главное, не забыл бы СБ про то, как важно быть серьезным - в том числе и в таком тонком деле, как отношения с искусством. А чтобы понять, зачем это нужно, переместимся из Петербурга в Москву, где в Пушкинском музее показывают "Шедевры из коллекции Дойче Банка". Не Дюрером единымДБ ненамного моложе Сбербанка (ему недавно стукнуло 130) и тоже устроил выставку к дню рождения. Правда, не собственного, а своего собрания искусства, где ни много ни мало - полмиллиона экспонатов. Подчеркну, именно экспонатов, а не единиц хранения: все или почти все, чем владеет банк в сфере прекрасного, не лежит под замком в спецхранилище, а находится на стенах многочисленных офисов по всему свету. Что отвечает концепции "Искусство на рабочем месте", выработанной в 70-е под влиянием знаменитого модерниста Йозефа Бойса, заявившего: "Самая современная художественная дисциплина - социальная пластика, социальная архитектура - лишь тогда проявится полностью, когда каждый человек станет... скульптором или архитектором социального организма". ДБ трудился над созданием коллекции четверть века. Воспитывая у своих сотрудников и клиентов вкус к новациям, укрепляя образ новой Германии, выбирая не самые хрестоматийные работы классиков, поддерживая художников, ныне живущих, и обеспечивая себе дивиденды не столько материального свойства, но, скорее, морально-этического (однако стоимость коллекции неуклонно растет)... А назвали выставку скромно - "Взгляд из Германии". И выполняя пожелание "пушкинцев" выставить у себя именно немецких художников, из 74 стран свезли 140 произведений искусства. Хотя у банкиров, разумеется, отдающих приоритет национальной школе, есть все, что угодно из ХХ века Европы и Америки. В том числе творения российских художников - впрочем, кому, какой стране сегодня принадлежит "наш" Илья Кабаков? А вот с "нашим" же Василием Кандинским (чьи работы из коллекции ДБ украсили бы любой российский музей) вопрос для немцев ясен: конечно, он причислен к немецкой школе, что вполне справедливо, если учесть роль первого абстракциониста в мюнхенском объединении "Синий всадник". Кстати, оно явлено в полном составе: своего духовного вождя сопровождают единомышленники - О.Кокошка, А.Макке, погибший на фронте Ф.Марк, так и не дождавшаяся Кандинского после экстрадиции в Россию гражданская жена Г.Мюнтер... Банковская коллекция - явление особое: часть имиджа и рекламной политики. В ДБ сделали ставку на современность, демонстрируя толерантность и дальновидность. Единственное, что не допускается в эту святая святых, - официоз и "тоталитарное искусство". В остальном - широчайший спектр: в ГМИИ оказался собран весь ХХ век. Стремясь воздать должное соотечественникам, чье творчество в годы гитлеровской тирании объявили "дегенеративным искусством", а произведения выбросили из музеев, сегодняшние немцы сделали упор на "их все" - экспрессионизм: Э.Барлах, К.Рольфс, Э.Нольде, К.Кольвиц, группа "Мост"... А также О.Дикс, П.Клее, М.Эрнст, О.Шлеммер, М.Пехштейн, К.Швиттерс - включены все крупнейшие имена и направления. И так вплоть до наших дней: хронологически выставка охватила ровно сто лет - от 1901 года до 2001. И в этом, убеждена куратор проекта Александра Данилова, тоже смелость и новизна взгляда. Ведь в камерном пространстве Музея личных коллекций, куда "въехали" немцы, уместилось такое количество звезд и шедевров, сколько, как правило, не бывает ни на одной выставке. Впрочем, здесь можно говорить и об осознанной политике ГМИИ, в последние годы выдавшего целую серию экспозиций в жанре "музейная археология". В рамках этого мегапроекта предложен ряд удачных реконструкций частных собраний, будь то скромное по музейным меркам собрание П.Эттингера или роскошная коллекция Н.Б. Юсупова, некогда "проживавшая" в Архангельском, а ныне разбросанная от имперского Петербурга до "глубинного" Омска; Голицынский музей, в XIX веке располагавшийся на Волхонке и также обогативший не одну государственную сокровищницу - от Эрмитажа до Национальной галереи Вашингтона, или коллекция купца-мецената Сергея Щукина, чьи собирательские усилия увенчались тем, что Россия располагает грандиозной коллекцией новаторов-французов. "Взгляд из Германии" вписывается в эту череду довольно органично, с той лишь разницей, что речь идет не о воссоздании некоей, прежде единой, коллекции, но о реконструкции важного и для нас, увы, все еще малодоступного пласта в истории мирового искусства. Пусть по одной картинке, но здесь все-все, включая абстрактного экспрессиониста Вольса, перевернувшего мироздание "вверх тормашками" постмодерниста Г.Базелица, бунтаря Й.Иммердорфа или модного ныне "возвращенца" к фигуративной живописи Н.Рауха. Словом, у нас есть превосходный шанс восполнить пробелы в познании истории искусства Германии. От Пушкинского музея всего 10 минут ходьбы до Московского дома фотографии, где вот-вот состоится бенефис еще одного немецкого банка. В данном случае в роли главной героини - фотоискусство, которому приносит щедрые жертвы герой-любовник - очередной корпоративный собиратель. А фон, на котором развивается действо, - опять-таки современность со всеми культовыми персонажами: Э.Уорхол, Г.Рихтер, С.Сальгадо, Р.Раушенберг, Джилберт & Джордж, С.Шерман... Пока еще ни один российский банк не заявил о себе в качестве столь же мощного и оригинально мыслящего коллекционера. Как знать, не зреет ли подобный проект в недрах нашего финансового сообщества? Также в рубрике:
|