Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7464) 3 - 9 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Архитектура

Сплошной фасад

В Санкт-Петербурге может появиться новый порт

Анна МАРТОВИЦКАЯ


Таким будет новый Васильевский остров

По-хорошему, конечно, проект комплекса морского пассажирского терминала на северо-западе Васильевского острова заслуживал международного архитектурного конкурса со всеми его атрибутами - приглашением западных звезд, авторитетным жюри, досконально прописанным техническим заданием и публичным представлением всех работ. Как вспоминают теперь в Петербурге, идея международного состязания некоторое время действительно носилась в воздухе, но история с проектированием нового здания Мариинского театра оказалась самым сильным аргументом "против". Законному победителю Доминику Перро российские чиновники второй год не дают начать реализацию проекта, и пока, увы, нет никаких гарантий того, что француз вообще когда-нибудь воплотит его в жизнь. Поэтому в ФГУ "Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" здраво рассудили: если мы хотим в принципе построить новый порт, конкурс нужно провести среди своих архитекторов и по-быстрому.

Нужно сказать сразу, что в том, что касается скорости организации и проведения конкурса, организаторы превзошли всех. Технического задания как такового сделано не было - обошлись старыми, еще советскими разработками МорНИИпроекта и самыми общими словами о том, каким должен получиться порт. "В принципе для того, чтобы придумать эскиз-идею, этого достаточно, - говорит победитель конкурса Владимир Плоткин, главный архитектор творческого производственного объединения "Резерв". - Больше всего нас удивила заложенная площадь объекта - не более 60 тысяч квадратных метров. Когда мы все проанализировали, у нас получилось минимум 250 тысяч! Ведь это порт, в котором должна быть приличная коммерческая составляющая! Я не говорю уже о том, что задача перед нами была поставлена чрезвычайно амбициозная: сделать новое лицо города. Я лично пытался объяснить заказчикам, что мы строим магазины по 40 тысяч квадратных метров. Их хоть золотом покрой - они новым символом страны не станут. Самое интересное, что в итоге все участники конкурса превысили заданную площадь в несколько раз".

Окно в Европу

Проект "Окно в Европу"

За два месяца, которые были выделены на работу над конкурсным проектом, ТПО "Резерв" успело главное - придумать, каким должен быть новый морской фасад Петербурга. Идея чрезвычайно элегантна и литературна: Плоткин назвал проект "Окно в Европу", и это говорит само за себя. Перед нами действительно окно. Огромная стеклянная рамка, сквозь которую жителям города будет видна вся акватория Финского залива, а тем, кто приплывет на круизном лайнере, - Васильевский остров и исторический центр Петербурга. Основное пространство "окна", конечно, не будет застекляться - при питерской погоде это бессмысленная трата денег. Гигантский пролет, который получается между "рамами", останется пустым и будет украшен тонкими колоннами, которые вместе с замысловатыми фермами архитекторы придумали специально для этой конструкции.

У любой рамы, как известно, четыре перекладины. В случае с "Окном в Европу" каждая из перекладин будет иметь собственное функциональное назначение. В вертикальных расположатся гостиница и бизнес-центр, в нижней горизонтальной - зона приема и обслуживания пассажиров, в верхней - развлекательный комплекс и магазины, а также роскошная смотровая площадка. Эта верхняя перекладина призвана обслуживать и горожан, и туристов, которые днем будут ходить на экскурсии, а ночевать на кораблях. Как известно, "круизники" приезжают без визы - конечно, не все соблюдают правило, запрещающее ходить по чужому городу ночью, но законопослушных граждан ждут легальные развлечения в портовой зоне.

"Мы сразу поставили перед собой задачу-максимум - сделать объект, который был бы сомасштабен круизному кораблю, - рассказывает Владимир Плоткин. - Высота среднего лайнера - 150 - 180 метров, и, когда он подходит к берегу, город визуально пропадает, предстает какой-то лепешкой, не более. Вот такому гигантскому плавучему дому мы и хотели противопоставить сооружение на берегу, которое бы утверждало главенство и масштаб города". Кстати, "Окно в Европу" будет расположено на высоте трех метров над землей - архитекторы спроектировали специальную крытую площадь, куда будут отправляться все автомашины, прибывающие на паромах вместе со своими владельцами.

Через прения к стройке

В том, что новый порт, причем именно пассажирский, нужен городу на Неве, никто не сомневается. После развала Советского Союза Петербург - фактически единственный город-порт в европейской части России (Калининград не в счет по понятным географическим причинам). Но сегодня наша российская Венеция фактически не принимает туристов "с воды", потому что это элементарно негде сделать. Некоторые корабли высаживают туристов в грузовом порту, но это верная гарантия того, что гости в город больше никогда не вернутся. Да и как может быть иначе, когда вас высаживают на берег под грохот разгружаемых станков и мат рабочих, а потом три часа везут по пробкам на автобусе в центр? Так что порт необходим как воздух. Но в том виде, в каком он задуман сегодня, он вызывает больше вопросов, чем восторгов.

Прежде всего, место. Почему порт нужно делать именно на Васильевском острове, в одном из самых мелких мест Финского залива? На самом Васильевском терминал размещать негде, поэтому было принято решение о создании намывного острова. Всего намыть предполагается около 400 гектар. И чтобы порт не торчал как прыщ на новой земле, решено разбить вокруг него кварталы - жилые и деловые (их ТПО "Резерв" тоже запроектировал в первом приближении). Но прежде чем что-то строить, нужно понять, на чем это делать. Где взять землю для намывания острова? Гидрогеологи утверждают, что такого количества грунта в Невской Губе нет. Бьют тревогу и экологи: северные рукава Невы и так гибнут из-за серьезных осадочных процессов.

Во-вторых, проект будущего порта абсолютно не решает транспортную проблему, а наоборот, усугубляет ее. Правда, в этом нет вины архитекторов: транспортная составляющая в задании никак не была прописана. Но, как говорится, на берегу понятно, что в новый порт будут приходить не только пассажирские суда, но и грузовые (не танкеры, конечно, но те, что привозят автомобили, например). И сразу же возникает вопрос: а как это все будет вывозиться с западной оконечности Васильевского острова? Каково взаимоотношение пассажироперерабатывающего порта с основными магистралями города? Если не будет построен западный скоростной диаметр, то вся нагрузка ляжет на Васильевский остров, его довольно хилую транспортную систему и на мост Лейтенанта Шмидта, на котором и сегодня пробки стоят.

Еще один немаловажный вопрос - жители этой части Васильевского острова. Они уже сегодня бомбят соответствующие инстанции письмами: "Мы покупали квартиры с видом на воду, а не на полуторакилометровые тылы каких-то портовых комплексов". В основном на острове муниципальное жилье, но есть и элитные дома, жители которых, бесспорно, будут подавать на застройщиков в суд.

И наконец, такая "мелочь", как земельный вопрос, точнее земельно-водный. Как и кто будет переводить федеральную воду в городскую землю? Например, земли намытых защитных сооружений до сих пор не легализованы...

Намывание денег

Сегодня будущий морской терминал - один из самых горячих вопросов в общественной жизни города. Как уже говорилось, тревогу бьют и экологи, и транспортники, и, конечно, архитекторы. Последних больше всего пугает то, что при наличии конкретного проекта порта отсутствуют какие бы то ни было градостроительные проработки вопроса. По-хорошему сначала должен был быть конкурс на новый Васильевский остров и его границы, а уже потом на такую частность, как морской пассажирский терминал. Но заказчикам не до этого. На недавнем заседании Санкт-Петербургского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук новый главный архитектор города Александр Викторов призывал коллег не волноваться: "Все мы живем в ситуации, когда мы вынуждены находить какое-то компромиссное решение. У заказчика был поставлен срок начала строительства - декабрь 2004 года. А наш первый разговор состоялся в августе... Поэтому конкурс, который завершился, с моей точки зрения, завершился выбором того коллектива, который способен решать достаточно серьезные проблемы. А дальше мы должны то, что на сегодняшний день не решено, помочь заказчику решить. Причем заказчик достаточно внимательно прислушивается ко всему, что говорят профессионалы. С ним работать можно, я это заявляю с полной ответственностью".

Теперь самое время сказать пару слов о заказчике. Им выступает специально созданное ОАО "Морской фасад Санкт-Петербурга". Кто является учредителем данной компании - неизвестно, уставной капитал и род деятельности также в тени. Все, что журналистам пока удалось вытянуть из ее генерального директора Александра Богуна, так это то, что компания существует около года и почти все это время занималась подготовкой проекта. Удивительно, но "Морской фасад", ведущий проект, инвестиционная стоимость которого может превысить полмиллиарда долларов, пока даже не имеет своего сайта в Интернете.

Так и хочется сказать, что подобного рода конторы имеют обыкновение создаваться с единственной целью - отмыва денег. Правда, в данном случае речь идет об их намыве. Впрочем, это не более чем предположение, обоснованное отсутствием какой-либо информации и догадкой, что в строительстве именно перевоз земли - это вопрос, наименее поддающийся учету. Кстати, по слухам, деньги под эти работы "Морским фасадом" из федерального бюджета уже получены.

Также в рубрике:

АРХИТЕКТУРА

КНИГИ

КАЛЕЙДОСКОП ПРОЕКТОВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Контроль за погрузо-разгрузочными работами совершит стивидор ростовского порта.