Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7464) 3 - 9 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураСплошной фасадВ Санкт-Петербурге может появиться новый порт Анна МАРТОВИЦКАЯ
По-хорошему, конечно, проект комплекса морского пассажирского терминала на северо-западе Васильевского острова заслуживал международного архитектурного конкурса со всеми его атрибутами - приглашением западных звезд, авторитетным жюри, досконально прописанным техническим заданием и публичным представлением всех работ. Как вспоминают теперь в Петербурге, идея международного состязания некоторое время действительно носилась в воздухе, но история с проектированием нового здания Мариинского театра оказалась самым сильным аргументом "против". Законному победителю Доминику Перро российские чиновники второй год не дают начать реализацию проекта, и пока, увы, нет никаких гарантий того, что француз вообще когда-нибудь воплотит его в жизнь. Поэтому в ФГУ "Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" здраво рассудили: если мы хотим в принципе построить новый порт, конкурс нужно провести среди своих архитекторов и по-быстрому. Нужно сказать сразу, что в том, что касается скорости организации и проведения конкурса, организаторы превзошли всех. Технического задания как такового сделано не было - обошлись старыми, еще советскими разработками МорНИИпроекта и самыми общими словами о том, каким должен получиться порт. "В принципе для того, чтобы придумать эскиз-идею, этого достаточно, - говорит победитель конкурса Владимир Плоткин, главный архитектор творческого производственного объединения "Резерв". - Больше всего нас удивила заложенная площадь объекта - не более 60 тысяч квадратных метров. Когда мы все проанализировали, у нас получилось минимум 250 тысяч! Ведь это порт, в котором должна быть приличная коммерческая составляющая! Я не говорю уже о том, что задача перед нами была поставлена чрезвычайно амбициозная: сделать новое лицо города. Я лично пытался объяснить заказчикам, что мы строим магазины по 40 тысяч квадратных метров. Их хоть золотом покрой - они новым символом страны не станут. Самое интересное, что в итоге все участники конкурса превысили заданную площадь в несколько раз". Окно в Европу
За два месяца, которые были выделены на работу над конкурсным проектом, ТПО "Резерв" успело главное - придумать, каким должен быть новый морской фасад Петербурга. Идея чрезвычайно элегантна и литературна: Плоткин назвал проект "Окно в Европу", и это говорит само за себя. Перед нами действительно окно. Огромная стеклянная рамка, сквозь которую жителям города будет видна вся акватория Финского залива, а тем, кто приплывет на круизном лайнере, - Васильевский остров и исторический центр Петербурга. Основное пространство "окна", конечно, не будет застекляться - при питерской погоде это бессмысленная трата денег. Гигантский пролет, который получается между "рамами", останется пустым и будет украшен тонкими колоннами, которые вместе с замысловатыми фермами архитекторы придумали специально для этой конструкции. У любой рамы, как известно, четыре перекладины. В случае с "Окном в Европу" каждая из перекладин будет иметь собственное функциональное назначение. В вертикальных расположатся гостиница и бизнес-центр, в нижней горизонтальной - зона приема и обслуживания пассажиров, в верхней - развлекательный комплекс и магазины, а также роскошная смотровая площадка. Эта верхняя перекладина призвана обслуживать и горожан, и туристов, которые днем будут ходить на экскурсии, а ночевать на кораблях. Как известно, "круизники" приезжают без визы - конечно, не все соблюдают правило, запрещающее ходить по чужому городу ночью, но законопослушных граждан ждут легальные развлечения в портовой зоне. "Мы сразу поставили перед собой задачу-максимум - сделать объект, который был бы сомасштабен круизному кораблю, - рассказывает Владимир Плоткин. - Высота среднего лайнера - 150 - 180 метров, и, когда он подходит к берегу, город визуально пропадает, предстает какой-то лепешкой, не более. Вот такому гигантскому плавучему дому мы и хотели противопоставить сооружение на берегу, которое бы утверждало главенство и масштаб города". Кстати, "Окно в Европу" будет расположено на высоте трех метров над землей - архитекторы спроектировали специальную крытую площадь, куда будут отправляться все автомашины, прибывающие на паромах вместе со своими владельцами. Через прения к стройкеВ том, что новый порт, причем именно пассажирский, нужен городу на Неве, никто не сомневается. После развала Советского Союза Петербург - фактически единственный город-порт в европейской части России (Калининград не в счет по понятным географическим причинам). Но сегодня наша российская Венеция фактически не принимает туристов "с воды", потому что это элементарно негде сделать. Некоторые корабли высаживают туристов в грузовом порту, но это верная гарантия того, что гости в город больше никогда не вернутся. Да и как может быть иначе, когда вас высаживают на берег под грохот разгружаемых станков и мат рабочих, а потом три часа везут по пробкам на автобусе в центр? Так что порт необходим как воздух. Но в том виде, в каком он задуман сегодня, он вызывает больше вопросов, чем восторгов. Прежде всего, место. Почему порт нужно делать именно на Васильевском острове, в одном из самых мелких мест Финского залива? На самом Васильевском терминал размещать негде, поэтому было принято решение о создании намывного острова. Всего намыть предполагается около 400 гектар. И чтобы порт не торчал как прыщ на новой земле, решено разбить вокруг него кварталы - жилые и деловые (их ТПО "Резерв" тоже запроектировал в первом приближении). Но прежде чем что-то строить, нужно понять, на чем это делать. Где взять землю для намывания острова? Гидрогеологи утверждают, что такого количества грунта в Невской Губе нет. Бьют тревогу и экологи: северные рукава Невы и так гибнут из-за серьезных осадочных процессов. Во-вторых, проект будущего порта абсолютно не решает транспортную проблему, а наоборот, усугубляет ее. Правда, в этом нет вины архитекторов: транспортная составляющая в задании никак не была прописана. Но, как говорится, на берегу понятно, что в новый порт будут приходить не только пассажирские суда, но и грузовые (не танкеры, конечно, но те, что привозят автомобили, например). И сразу же возникает вопрос: а как это все будет вывозиться с западной оконечности Васильевского острова? Каково взаимоотношение пассажироперерабатывающего порта с основными магистралями города? Если не будет построен западный скоростной диаметр, то вся нагрузка ляжет на Васильевский остров, его довольно хилую транспортную систему и на мост Лейтенанта Шмидта, на котором и сегодня пробки стоят. Еще один немаловажный вопрос - жители этой части Васильевского острова. Они уже сегодня бомбят соответствующие инстанции письмами: "Мы покупали квартиры с видом на воду, а не на полуторакилометровые тылы каких-то портовых комплексов". В основном на острове муниципальное жилье, но есть и элитные дома, жители которых, бесспорно, будут подавать на застройщиков в суд. И наконец, такая "мелочь", как земельный вопрос, точнее земельно-водный. Как и кто будет переводить федеральную воду в городскую землю? Например, земли намытых защитных сооружений до сих пор не легализованы... Намывание денегСегодня будущий морской терминал - один из самых горячих вопросов в общественной жизни города. Как уже говорилось, тревогу бьют и экологи, и транспортники, и, конечно, архитекторы. Последних больше всего пугает то, что при наличии конкретного проекта порта отсутствуют какие бы то ни было градостроительные проработки вопроса. По-хорошему сначала должен был быть конкурс на новый Васильевский остров и его границы, а уже потом на такую частность, как морской пассажирский терминал. Но заказчикам не до этого. На недавнем заседании Санкт-Петербургского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук новый главный архитектор города Александр Викторов призывал коллег не волноваться: "Все мы живем в ситуации, когда мы вынуждены находить какое-то компромиссное решение. У заказчика был поставлен срок начала строительства - декабрь 2004 года. А наш первый разговор состоялся в августе... Поэтому конкурс, который завершился, с моей точки зрения, завершился выбором того коллектива, который способен решать достаточно серьезные проблемы. А дальше мы должны то, что на сегодняшний день не решено, помочь заказчику решить. Причем заказчик достаточно внимательно прислушивается ко всему, что говорят профессионалы. С ним работать можно, я это заявляю с полной ответственностью". Теперь самое время сказать пару слов о заказчике. Им выступает специально созданное ОАО "Морской фасад Санкт-Петербурга". Кто является учредителем данной компании - неизвестно, уставной капитал и род деятельности также в тени. Все, что журналистам пока удалось вытянуть из ее генерального директора Александра Богуна, так это то, что компания существует около года и почти все это время занималась подготовкой проекта. Удивительно, но "Морской фасад", ведущий проект, инвестиционная стоимость которого может превысить полмиллиарда долларов, пока даже не имеет своего сайта в Интернете. Так и хочется сказать, что подобного рода конторы имеют обыкновение создаваться с единственной целью - отмыва денег. Правда, в данном случае речь идет об их намыве. Впрочем, это не более чем предположение, обоснованное отсутствием какой-либо информации и догадкой, что в строительстве именно перевоз земли - это вопрос, наименее поддающийся учету. Кстати, по слухам, деньги под эти работы "Морским фасадом" из федерального бюджета уже получены. Также в рубрике:
|