Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7464) 3 - 9 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноГЕННАДИЙ СИДОРОВ: "Наши дебюты пробили номенклатурный лед"Беседу вела Екатерина ВАРКАН
Обладатель главного приза "Кинотавра"-2003 режиссер Геннадий СИДОРОВ приступает к новому проекту. Он намерен снять фильм, в основе которого - роман "Веселый солдат" Виктора Астафьева. Съемки, вероятнее всего, пройдут в Краснодарском крае, в тех же местах, где происходит и действие одноименного литературного произведения. Интерес к этой экранизации уже проявили немецкие и французские продюсеры. Переговоры завершились успешно, и Европа примет финансовое участие в проекте вместе с Россией. Перед началом новой работы Геннадия Сидорова мы вспомнили оглушительный успех его "Старух".
- Геннадий, скажите, кто дает деньги под такие немодные идеи, как картина про старух? - Министерство культуры и массовых коммуникаций. И больше никто бы не дал. Я несколько раз сдавал на конкурсную комиссию в министерство свои проекты: о самоубийстве, о том о сем. В общем, сценарии были созвучны состоянию, в котором я тогда находился. И года три ничего не получал на свои проекты как режиссер. "Старух" тоже сдал без всякой надежды. Может, общий фон кино (спасибо "Бригаде" и другим "распальцованным" сериалам) настроил заказчика на что-то хорошее и доброе. Я этим только объясняю такой поступок министерства.
- Вы быстро снимаете? - Да, "Старух" я снял за 25 съемочных дней. А на все вместе ушло ровно девять месяцев.
- Сколько стоили "Старухи"? - Всего выделено было 500 тысяч. Уложились в 450, а оставшиеся деньги пошли на рекламу и печать дорогих и качественных копий.
- Жизнь приучила к экономии? - Да уж, я такой известный эконом... Подсчитываю, когда уже денег нет. На "Старухах" не экономил, но хватило. Скажу вам так - если выделенные деньги тратить конкретно на кино и только на кино, то в сумму укладываешься. Если тратить на модные клубы, красивых женщин, хорошие машины и выпивку, то, конечно, не хватает. А если первым делом расходовать на кино, а потом уж на машины, то на все хватит.
- После звездного успеха "Старух" наладилась ли ваша жизнь? - Материально стало получше - кино продается, и не только в России. Купил хорошую машину. А живу по-прежнему в съемной квартире, и меня это устраивает, как ни странно. Снимаю квартиру уже не одно десятилетие, и мне все равно. Можно и в гостинице жить спокойно. Когда ты покупаешь что-то и обрастаешь благами цивилизации, получается - бросаешь якорь. А я этого не хочу. В Париже квартиру купить дешевле, чем в Москве. Можно везде все купить, но зачем? Когда можно всюду приехать, взяв билет.
- А почему "Старухи", а не "Старики"? - В любом возрасте, конечно, есть прелести. Но именно такого опыта у меня в жизни не было. Просто эта ниша была свободна, и не то чтобы я ее специально высчитывал. Про деревню вообще мало кто снимал по-настоящему, как мне кажется. Разве что Лидия Боброва, но это тоже отдельный разговор. Так вот - деревня, а я о деревне с детства книжки хорошие читал от Астафьева до Шукшина, от Шукшина до Абрамова. И потом эта история о пожилых женщинах. Ведь старуха, понимаете, - это Россия-мать, это для меня воплощение Родины. Именно она перенесла на своих плечах или в своих потрескавшихся узловатых руках все тяготы нашей общественной жизни. Наверное, поэтому - старухи. Кстати, эта идея пришла ко мне в Инсбруке. Видимо, сидя в скуке европейской выхолощенности и правильности, я затосковал...
- А чем вам спокойная европейская жизнь не нравится? - Там все хорошо. А когда все хорошо, это уже опасно, по-моему. И я лично начинаю нервничать. Не хочу сказать, что все в жизни и стране должно быть плохо, но, как у Райкина, помните, - ну хотя бы чего-нибудь должно же не хватать. На этом и можно варить хорошее кино. На мой взгляд. Европа же вся правильная и хорошая, но там нет идей. Поэтому там много думают о лесбиянках, гомосексуалистах и других непонятных мне вещах, их и снимают. И больше им снимать нечего. Жил бы я в Европе, не знаю, что бы там делал. "Старухи", кстати, прокатились и в Германии, и во Франции, я считаю, хорошо. Смеялись в одних и тех же местах, что и русские. Все всё понимали.
- Вы чувствуете себя дискомфортно, когда все гладко и хорошо. А сами вы себе специально портите жизнь, чтобы она соответствовала вашему представлению? - Я портил себе всю свою жизнь всегда - и по трезвости, и по пьянке. Все было от моей дурости. Я, в общем, довольно спокойно распрощался с актерской профессией. Отказывался сниматься - то сценарий не нравился, то режиссер. Все капризничал. Словом, и неудачи, и успехи - все своими руками. Есть что вспомнить. Про это пять сценариев мной написано. Если Бог даст, может, что и удастся снять.
- Геннадий, все эти сценарии негативны? Вы упоминали самоубийство. - На мой взгляд, можно снять кино шоковое, на грани рвотного чувства у зрителя, но подвести его к катарсису, очищению через потрясение. А вдруг маленький пацан, который в первый раз за шприц взялся, посмотрит и, может, подумает, потому что увидит, что его ждет потом. Мои проекты несут жесткие идеи и могли бы стать жесткими картинами - не "Старухи", конечно.
- Если ваши сценарии были написаны на основе собственного опыта, вы брались за шприц? - Я - нет. Бог избавил, и знаете почему? Я боюсь уколов. А так бы, может, и взялся.
- Говорят, что стаканчик спиртного обостряет зрение режиссера. - Пьянство тоже было. Но оно не помогает работе. Это все такие кажущиеся ощущения, хотя определенно - пьяница ближе к Богу. Раньше, когда я пил, пол-Москвы замирало, а вот сейчас не пью вовсе и прекрасно себя чувствую, потому что дури в голове и так достаточно. И не надо никаких допингов, чтобы из себя чувства вытаскивать.
- Когда вы "Старух" сняли, сами-то поняли, что хорошая картина получилась? Многие режиссеры говорят, что автор не сразу в состоянии оценить свою работу. - Если б мне было лет 20, я бы скокетничал. Сейчас я могу дать оценку. Я предполагал, что это будет интересно. И точно уже был уверен в этом, когда нашел реальных непрофессиональных старух и решился на съемки. Сценарий изначально писался на актрис, и выписывались витиеватые такие диалоги с гыканьем, гаканьем а-ля деревенское. Когда я приехал в деревню, понял, что на завал картина пойдет, если мои актрисы, такие дачницы в панамочках, будут разыгрывать очень глубинных крестьянских женщин. И тогда я стал смотреть неактрис и понял, что это первые шаги к победе. Вайда рекомендовал рассказывать про свою улицу, про свой двор, про свою семью, про все, что самому интересно. Если вам это интересно, это будет интересно другим. Мне было интересно, и я предполагал, что какому-то количеству людей это тоже понравится. Но того, что случилось на "Кинотавре", я, конечно, не ожидал - такого обвального успеха.
- Успешными стали и почти все работы ваших коллег - дебютантов прошлого года. - Год, на мой взгляд, более чем замечательный. Наши успешные дебюты наконец пробили номенклатурный лед. Теперь, когда в Министерство культуры придет какой-нибудь пацан за деньгами, сдаст проект, его уже не спросят - ты кто такой? Со всей очевидностью мы показали, что лучше делать ставку на молодую лошадь, чем на старую клячу.
- Геннадий, вы будете продолжать народную тему? - Мой следующий проект - "Веселый солдат" по роману Виктора Астафьева. История о том, как молодой боец после ранения попадает в госпиталь в маленьком провинциальном городке. И там дальше все происходит - и любовь, и госпитальный солдатский юмор. По стилистике эта картина, наверное, тоже будет неактерская.
- Вам вообще экранизации нравятся более оригинальных сценариев? - Мой великий мастер Герасимов говорил, что литература - это старшая сестра кинематографа. Не хочу спорить с мастером. Но, на мой взгляд, литература очень навредила кинематографу. Так же считал и Тарковский. Он сожалел, что кинематографисты сняли все литературные сюжеты как бы по театральному варианту. И кино получилось похожим на подстрочник. Кино же есть что-то ни к драматургии, ни к сюжетам литературным никакого отношения не имеющее. Кино - это изображение, нечто движущееся, такая субстанция, которая отдельно существует и самостоятельно. И кино, может быть, сильнее литературы по воздействию. Законы в кино, мне кажется, работают другие, поэтому именно оригинальный сценарий в нем выгоден и выигрывает. "Веселый солдат" Астафьева хорош тем, что там нет конкретного сюжета, а есть зарисовка жизни госпиталя в провинциальном городке после оккупации. И там - тонкий момент - можно в хорошем смысле не дорожить высокой литературой, а ломать и крушить. И уже на этой новой основе выстраивать свое видение, в данном случае войны и собственного восприятия Астафьева, как я его чувствую. Вот, наверное, так. Если слепо снимать строчка в строчку - лучше книжку почитать.
- На ваш взгляд, какие писатели экранизируемы? - Хорошие - все сложные. В любом случае надо с автором совладать. Так или иначе, его великую энергию переплавлять в кино, именно переплавлять. И не потерять в этой переплавке главного. Как говорят, женщина всегда доступна, главное - подход к ней иметь.
- А какой у вас подход, скажем, к письменному столу? - У каждого свои приспособления. Мне надо очень долго пить чай, чтобы никого в квартире не было, чтобы никто не раздражал (сейчас, правда, раздражаться не на кого, я один живу). Надо походить, почитать стихи, повыпендриваться - потому что бывший актер. И вдруг ловится момент, садишься и, не отрываясь от компьютера, что-то делаешь.
- Это уже привычка? - Не люблю особенно в последнее время привыкать к чему-то, к кому-то - к образу жизни, женщинам. Когда привыкаешь, все притупляется. Надо открытия какие-то делать. Отрицательная привычка, если можно это так назвать, моя знаменитая лень. Сидоров, лежащий на диване, - воплощение лени. Поэтому я в актерскую профессию и пошел, думал - а что такого, покривлялся, и все. Хорошая привычка - любить жизнь во всех ее проявлениях. Жить, и все.
- Геннадий, существуют ли у вас на съемках или в жизни какие-то приметы? - Потом только примечаешь. Например, я узнал, что на "Старух" выделяют деньги в Минкультуры 20 февраля 2002 года - 20. 02. 2002. И обалдел от этого. В 40 лет было много знаковых вещей - и начало картины, и уход жены, и жуткая автомобильная авария накануне "Кинотавра", в которой я чуть не погиб, почти на том свете был. Но коридора, кстати, не видел. Врут все, его нет.
- Вы, может быть, не так далеко ушли, потому что пока там не нужны? - Наверное, не так далеко ушел или просто до него не добрался. А потом этот успех на "Кинотавре" буквально свалился. И думаешь - за все ведь платить надо. Господь посылает испытания, а ты не зарывайся, хотя все тебе будут говорить, какой ты замечательный и хороший.
- За что вы еще заплатили в жизни, что видно теперь задним числом? - Да за все заплатил и, в общем, расплачиваюсь. Двенадцатью годами ничегонеделания, наверное. В жизни все уравновешено - здесь ты что-то урвал, жди, что завтра у тебя урвется что-то.
- Геннадий, а что вы делали 12 лет, ничего не делая? - Путевки продавал в Крым, как-то выживал, когда было страшное время для страны и для кино. Создал "Фонд поддержки кино" и занялся продюсерством. Неплохие две картины сделал как продюсер: "С днем рождения!" и "С любовью, Лиля". И ученица у меня хорошая была, Лариса Садилова, - сейчас она в свободном плавании.
- А мистические вещи происходили на площадке и в жизни? - Чудеса мне кажутся не мистикой, а помощью извне. Божьей помощью. И это стопроцентно.
- "Старухи" - Божья помощь? - Такое ощущение есть. Были моменты сомнения, и сил уже не оставалось, но они вдруг откуда-то появлялись. Эта картина с Божьей помощью была сделана.
- А Божья помощь - это ответственность или радость? - Это крест тяжелый. Помощь можно принять и во благо истратить или в никуда. Очень осторожно надо, иначе ее может больше не последовать.
- А как вы ее узнавали? - Это трудно объяснить. Когда тебя влегкую берут и за шиворот вытаскивают. Только потом понимаешь, что это было. И случалось это именно тогда, когда ничто не предвещало хорошего. А так хорошо вышло. Также в рубрике:
|