Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7464) 3 - 9 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираНе только Малевич"Варшава - Москва. Москва - Варшава. 1900 - 2000" Ксения АВДЕЕВА "Беспрецедентным мероприятием в культурной жизни Польши" назвал открытие художественной выставки "Варшава - Москва. Москва - Варшава. 1900 - 2000" в своем приветственном послании президент Польши. Александер Квасьневский заявил, что "выставка станет еще одним мостом, соединяющим поляков и россиян". Президент оказался прав. Именно культура является тем абсолютно беспроигрышным вариантом общения между нашими странами, отметающим все фобии, все вековые политические претензии и исторические обиды. За великую русскую культуру поляки готовы простить россиянам все. Это еще раз подтвердила выставка, проходящая в Национальной галерее искусств "Захента", одном из самых престижных выставочных залов Варшавы, под эгидой президента Польши Александера Квасьневского и Президента России Владимира Путина. Идея собрать вместе художественные материалы, рассказывающие о польско-российских отношениях на протяжении XX века, родилась десять лет назад. Грандиозную экспозицию, на которой можно увидеть свыше 400 шедевров польских и российских живописцев и скульпторов, готовили около пяти лет. Это был огромный труд. Михаил Швыдкой признался, что не раз наступали моменты, когда казалось, что так никогда и не удастся собрать в Варшаве все включенные в программу произведения искусства. Из-за этой экспозиции руководители Государственной Третьяковской галереи отказались от участия в большой художественной выставке в Италии... Уникальная экспозиция была подготовлена совместными усилиями министерства культуры Польши и Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, а также польским Институтом имени Адама Мицкевича. Куратором выставки с российской стороны является Государственная Третьяковская галерея, а с польской - Национальная галерея искусств "Захента" в лице Анды Роттенберг и Петра Новицкого. В "Захенте" представлены экспонаты из 30 крупных государственных и нескольких частных коллекций. Создатели выставки отказались от принципа хронологии в экспозиции. Художественные эпохи то дружно соседствуют, то перекликаются, то резко вклиниваются друг в друга. Авангардное искусство соседствует с салонным. В Варшаву из России прибыли полотна Врубеля и Кустодиева, Шагала и Герасимова, Попкова и Лактионова, Лентулова и Дейнеки и, конечно, Кандинского и Малевича, которого обожают в Польше. Казимир Малевич - бесспорный кумир стариков и молодежи. Может быть, происходит это оттого, что в жилах художника-авангардиста течет польская кровь, а возможно, и потому, что поляки обожают фронду. В экспозиции выделено несколько основных тем: "Образ человека будущего", "Вторая мировая война". Но основной считается "Искусство в круге идей Казимира Малевича". По мнению польских искусствоведов, этот великий абстракционист изменил не только ход искусства в России и Польше, но и во всем мире! Восхищаться непризнанными, "катакомбными" или гонимыми художниками России считается в Польше хорошим тоном. Посему ни один уважающий себя поляк, отдающий в душе предпочтение портретам Серова или роскошной "Красавице" Кустодиева, никогда не признается в своих "низменных" вкусах. Пройдет мимо никогда не виденных им скульптур Голубкиной или полотен Пименова. И заставит себя полчаса простоять в переполненном зале, посвященном Казимиру Малевичу, у его загадочного "Черного квадрата". Этот зал, спроектированный знаменитым польским художником Леоном Тарасевичем, - доминанта выставки! Здесь в огромном шестиугольнике на желтых, голубых и красных стенах висят полотна поклонников и подражателей Малевича - Влодзимежа Павляка и Ярослава Модзелевского, картины малоизвестных россиянам поклонников геометрического стиля: Кобро, Стшеминьского, Стажевского. И впервые привезенные в Польшу абстрактные полотна Ильи Чашника, Ольги Розановой, Любови Поповой. Интересно представлены работы польских художников, получивших образование еще в царской России. Это выпускники Петербургской академии художеств Фердинанд Рушиц, Ян Чонглиньский, Конрад Кшижановский, Людомир Сленджиньский. В "залах космических утопий" фантастические образы польского новатора Виткация соседствуют с абстракциями Родченко и фантастическими проектами Татлина. Особым вниманием зрителей пользуется раздел, посвященный неофициальному искусству России и Польши периода 1950 - 1970-х годов, творчеству советских художников, находившихся в эстетическом противоречии с официальной идеологией государства. Это и известные картины, выставленные на знаменитой выставке в Манеже в 1962 году, вызвавшие отвращение Никиты Хрущева. И неизвестная еще полякам независимая "лианозовская группа", представленная Оскаром Рабиным и Львом Кропивницким. Было бы наивно представлять историю наших искусств как постоянную песнь дружбы и взаимопонимания. И неслучайно выставку называют "драматической летописью трагических судеб поляков и россиян в XX веке". Период "размежевания" символизирует гигантский серый коридор, сделанный по проекту Мирослава Балки. Это - граница мировоззрений и миросозерцаний. Коридор разделяет две части выставки. В одной - советские картины, посвященные Второй мировой войне, а в нем до боли знакомые нам героические и действительно блестяще написанные полотна: "Мать партизана" С.Герасимова, оптимистическое "Письмо с фронта" Лактионова. В другой части - та же война, увиденная глазами польских художников: "Расстрел" Анджея Врублевского, цикл военных рисунков "Западная Беларусь" Владислава Стшеминьского. А между ними - бесконечный серый коридор-змея, с острым светом рефлектора в конце... Несомненной удачей выставки искусствоведы считают широко представленную "производственную тему", в которой полотна Дейнеки и скульптура Мухиной соседствуют с картинами малоизвестных у нас польских мастеров социалистического реализма. Это направление было принято ругать. И десятки художников, работавших в этом "конъюнктурном" жанре, были в Польше забыты. Произведения их разбросаны по небольшим провинциальным музеям. Не будь "Захенты", зрители не сумели бы увидеть ни знаменитого полотна "За право на труд" Анджея Струмилы, ни талантливой картины Хелены Краевской "Молодежная бригада на стройке", ни многих других, написанных преимущественно польскими художницами. Польские эксперты с удовлетворением отмечали, что российское и польское искусство показано на выставке вполне "равноправно". Рядом с полотнами Врубеля висят картины Выспяньского, напротив Чижевского - Ларионов... Польско-российский живописный "контрданс" сразу получил в прессе восторженные оценки. Трудно вспомнить, когда еще пресса так дружно и доброжелательно писала о России. Также в рубрике:
|