Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7464) 3 - 9 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраТри Рима на ВолхонкеВыставка "Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича" в ГМИИ им. А.С.Пушкина Евграф КОНЧИН
8 февраля в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открывается выставка "Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича", которая продолжила ряд грандиозных экспозиций "Москва - Париж" и "Москва - Берлин" и потребовала такого же длительного и многостороннего сотрудничества большого числа специалистов обеих стран. Искусство и России, и Италии испытало серьезное византийское влияние. И это существенное своеобразие отличает их от других европейских стран. Поэтому главный раздел экспозиции открывается памятниками византийского искусства выдающегося художественного уровня. Это - мозаика XI века "Святые жены" из собора Св. Марка в Венеции, знаменитая икона XII столетия "Ангел Златые Власы" из собрания Русского музея, к слову, никогда прежде не покидавшая стены музея и впервые привезенная в Москву. Из византийских знаменитостей - икона "Собор двенадцати апостолов" первой четверти XIV века из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина. Экспонируется также драгоценный памятник XII столетия - серебряная с позолотой курильница в форме пятиглавого храма из собора Св. Марка.
В дальнейшем византийская традиция разделяется на два пути развития, и образуются две совершенно различные национальные художественные школы - русская и итальянская. Это легко проследить, сопоставляя произведения, представленные в экспозиции. Среди экспонатов - иконы Андрея Рублева и его сподвижника Даниила Черного, "Распятие" Дионисия, а также различные предметы церковного обихода. Но в то же время в России плодотворно работают итальянские архитекторы. В их числе - Аристотель Фьораванти, построивший Успенский собор в Московском Кремле. В Италии отголоски византийских традиций прослеживаются в творчестве выдающихся мастеров XIII - XIV веков - Дуччо из Сиены, Паоло Венециано и великого Джотто, чьи произведения представлены в экспозиции. Прежде всего композиция "Св. Стефан" из собрания музея Хорн во Флоренции, одно из лучших произведений художника. И конечно, важным разделом является искусство итальянского Возрождения XV - XVI веков, которое оказало определяющее влияние на все европейское искусство. В экспозиции - работы наиболее значительных живописцев этой эпохи - Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Боттичелли, скульптура Донателло. Каждое их произведение, бесспорно, можно отнести к подлинным шедеврам, что делает выставку выдающимся событием мирового масштаба. Эпоха высокого Возрождения представлена произведениями Рафаэля, Леонардо, Тициана, Микеланджело, чьи имена говорят сами за себя. Самые прославленные произведения, которые увидят посетители выставки, - "Донна Велата" Рафаэля и "Портрет Пьетро Аретино" Тициана. Показ каждого из них - сенсация для любой европейской столицы. Впрочем, так же как и произведения художников XVII века - Караваджо, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Лоренцо Бернини. Мир еще не знал такого потрясающего сближения великих цивилизаций, которое произошло в России волею Петра Первого. В его царствование русское светское искусство возвращается в европейский контекст, во многом ориентируясь на итальянскую культуру и сопоставляя себя с ней: с одной стороны - Алессандро Маньяско, Джамбаттиста Тьеполо, Франческо Гварди, Бернардо Беллотто, с другой - Иван Никитин, Федор Алексеев, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский. Становятся более интенсивными и другие культурные связи между Россией и Италией. Особенно в области архитектуры. С начала XIX века многие русские живописцы стажируются, а то и подолгу живут в Италии: Александр Иванов, Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский, Карл Брюллов. Картины Александра Иванова "Явление Христа народу", "Последний день Помпеи" Карла Брюллова стали художественной сенсацией в Европе, здесь ничего подобного еще не видели. Эти произведения прославили не только Италию, но и русское искусство. Творчество русских художников, работавших в Италии, широко показали Третьяковская галерея, Русский музей и ряд других музеев страны. В этой выставке приняло участие такое большое число ведущих российских и итальянских музеев, что это стало великолепным примером сотрудничества мирового музейного сообщества. Российские музеи почти целиком составили раздел отечественного искусства конца XIX - начала XX века. Он в полной мере представлял почти все основные направления: академическое, передвижничество, объединение "Мир искусства", наконец, авангард, который становится явлением европейского масштаба, при этом сохраняя неповторимые национальные особенности. Очень интересным является раздел, где устроители экспозиции преднамеренно сопоставляют конкретные произведения русских и итальянских художников, что дает весьма многозначительный ряд. Например, "Портрет Пушкина" Тропинина и "Портрет Уго Фосколо" Фабра, "Неаполь в лунном свете" Сильвестра Щедрина и "Ночной праздник в Венеции" Ипполито Каффи, пейзажи Валентина Серова и Телемако Синьорини, жанровые картины Ильи Репина и Антонио Манчини. Но надо, вероятно, признать, что любые сравнения, особенно в области искусства, - дело сложное и не всегда бесспорное. Как, например, сопоставление русской архитектуры с архитектурой итальянской начиная с XII века, что также предлагает нам выставка. Экспозиция завершается временем после окончания Первой мировой войны - весьма интересным и многозначным. В этом разделе представлено творчество многих выдающихся итальянских и русских художников. Из наших назову Василия Кандинского, Владимира Татлина, Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Кузьму Петрова-Водкина, широкий круг их поисков и сопоставление с параллельным развитием живописного искусства в Италии... Выставка "От Джотто до Малевича" - феноменальное явление в нашей художественной жизни. Она представляет огромный интерес не только для специалистов, но прежде всего для самой широкой публики. Великое счастье познакомиться с прославленными произведениями великих итальянских мастеров, которые экспонируются в Москве впервые, и которые, быть может, в России в нынешнем столетии мы больше не увидим. Также в рубрике:
|