Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7471) 31 марта - 6 апреля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Польская лавина

"Москва - Варшава / Warszawa - Moskwa. 1900 - 2000. P.S. За красным горизонтом"

Елена ТИТАРЕНКО
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


К.Беднарский. "Велосипед Малевича". 2003 г.

Год культуры Польши стартовал триадой выставок в столице. Как водится, позади манифестация искусства России "на выезде": выставка "Варшава - Москва. 1900 - 2000" осенью собрала в Национальной галерее "Захента" свыше 60 тысяч зрителей. Столь масштабный проект (три сотни произведений) был организован впервые, а охлаждение российско-польских отношений в предыдущие 15 лет сделало его еще и событием политическим. В том смысле, что мы так похожи, все-таки братья... И искусство призвано эту общность подтвердить на новом витке истории.

Тогда же в Варшаве стояли очереди на выставку о М.Булгакове: "Мастер и Маргарита" в Польше - популярнейшая книга, оставляющая позади Мицкевича, "Дон Кихота" и даже Библию. Дадут ли москвичи "симметричный ответ" на скромную экспозицию "Я - Гомбрович!" в Музее А.С.Пушкина? Харизма автора книг "Фердидурке" и "Порнография" - "иконы" польской словесности - сопоставима с ролью Булгакова для России.

Поезд идет на Восток

"Двукрылые" выставки под высоким патронатом, где с одной стороны - искусство некоей державы, а с другой - российское, в последние годы пошли косяком, знаменуя новый подход к национальной репрезентации: если раньше мы довольствовались тем, что привезут издалека, дабы порадовать нас шедеврами или хоть сколько-нибудь внятным рассказом о культуре иной страны, теперь тенденция другая - мы-де и сами не лыком шиты, вдобавок очень даже богаты. И так горды достоянием Отечества, что смеем потягаться хоть с французами, хоть с итальянцами, ко взаимной радости и удивлению (выставка в Риме так и называлась "Reciproca Meraviglia"). А заодно выявить точки соприкосновения и взаимовлияния, что делает подобные проекты полигоном для искусствоведческих исследований.

"Военный" зал выставки в ГТГ, на первом плане - "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" А.Дейнеки. 1941 г.

Однако к Польше и в этой череде у нас интерес особый - недаром на выставке "Москва - Варшава. 1900 - 2000" в Третьяковке устроили две "комнаты интеллигента" - польского и советского: страна по "нашу" сторону железного занавеса служила своего рода "окном в Европу", захлопнутым великодержавными "преемниками" Петра в веке ХХ, коммунистическом. Но только с Речью Посполитой у нас длительная общая история - увы, далеко не безоблачная: войны, Смутное время, разделы Польши, болезненный "еврейский вопрос"... Славянские корни плюс географическая близость обусловили известное сродство, но и массу проблем, обид, конфликтов. И в то же время сколько имен, для русской культуры знаковых, связано с Польшей! Если поднять все эти пласты истории, без труда бы заполнился гигантский "сундук" на Крымском Валу. Кураторы пошли на самоограничение: во-первых, здесь только изобразительное искусство, без зодчества и фотографии. Во-вторых, панорама его развития, полная гармонических созвучий и диссонансов, хронологически сужена ровно до одного столетия. А модерн, символизм, авангард дают законный повод для гордости. И как вы думаете, кто главные поляки русского искусства? Оказалось - Малевич и Врубель! Далее по тексту, то бишь по историческим периодам, когда мы были не просто соседи, а люди одной судьбы - "соцлагерной". Потом наступило время разобщения: колосс СССР рухнул, а бывшие "братья" мало того что разбежались по национальным квартирам, так еще и двинулись под зонтик Евросоюза. Каждый порознь, на свой лад, прорывался к демократии через свободу писать и творить не так, как предписывали КПСС и дружественные ей партии... К счастью, подобные художнические жесты бывали и в "года глухие", что доказывает полная драматизма экспозиция в ГТГ, и прежде всего ее раздел, посвященный войне - Второй мировой у них, Великой Отечественной у нас. И в этом ракурсе проект Третьяковки можно рассматривать еще и как юбилейный - ко Дню Победы.

И мнится - голос человека...

Портрет В.Ярузельского на фоне "Тайной вечери" А.Филиппова

Заглянуть за чеканные рамки ХХ века позволяет последняя выставка триады под красноречивым девизом "За красным горизонтом", собравшая в Государственном центре современного искусства свежие работы поляков и россиян - "отчет" за первую пятилетку нового века. В Польше этот проект шел параллельно с классикой из Русского музея и Третьяковки, но зрителей было не меньше - минимум 70 тысяч, а пресса не уставала подчеркивать важность диалога, наконец-то возобновленного.

Вряд ли внимательный к "актуальным трендам" московский зритель сделает много "русских" открытий - примерно тот же набор имен мелькает в музеях, галереях, на "Арт-Москве". Они же недавно украшали "Москву - Берлин" и Московскую биеннале: Сергей Братков, Ольга Чернышева, Сергей Шутов, "Поролон", Олег Кулик, Алексей Каллима, Влад Мамышев-Монро, группы "Escape" и АЕС, тандем "Синие носы"...

Зато поляки новых поколений нам почти незнакомы, и эта встреча не может не радовать, хотя иных озадачит - уж больно нетрадиционно, кое в чем опережая даже радикалов-россиян, работают соседи в новое время, свободное от доктрины соцреализма. Смело, с напором и хорошей ориентацией в мировом контексте. Партнер ГЦСИ - Центр современного искусства "Уяздовский замок" (Варшава) - помог проследить черты развития польского искусства последних 10 лет, смену приоритетов и поколений: ведь здесь те, кто активно заявил о себе на международной сцене уже в 1990-е годы. Присущее мастерам из Польши внимание к проблемам социума и телесности, сознание ответственности художника перед обществом у новой генерации сменились стремлением ворваться в окружающий мир с новым языком, позаимствованным у массмедиа, использовать приметы реальности для создания произведений, то сливающихся, то контрастирующих со "средой обитания". Недаром живописцы встречают не с порога даже, а еще на улице: фасад "Завода" - нового здания ГЦСИ - завешан биллбордами от группы "Творчество" с такой, к примеру, ироничной надписью: "Варшава: Труд. Грязь. Смрад".

Вообще ирония - царица выставки, хотя кураторы подошли к ее устройству с дотошностью, строго научно вычленив тематические разделы. За "Пейзаж после перестройки", а равно за "Новое социальное пространство: рынок, виртуальный мир, рекламный рай" наряду с героем Венеции Братковым, в огромных лайтбоксах без устали показывающим сплошной праздник (он не перестает дивиться, что в Москве - жизнь в розовом цвете), и Натальей Стручковой, с помощью "цифры" подселившей сказочно-мультяшные персонажи в реальный мегаполис, отвечают поляки Ядвига Савицкая, Доминик Лейман и Рафал Буйновский, в видеоролике закрашивающий черной тушью лес и город, пока они не растворятся в полной темноте (саже? Мраке? Грязи?). Петр Виржиковский, словно оммаж Родченко и Лисицкому, выстроил новых атлетов в пирамиды, украсив фотомонтаж цитатой из Маяковского. Роберт Румас в инсталляции "Городские маневры" пустил в ход дорожные знаки-указатели, в том числе выдуманные, расставив новые акценты на карте, а Рафал Якубович символ известной автомобильной фирмы поместил за колючую проволоку... Как выясняется, ландшафт можно трансформировать до бесконечности: то издеваясь над ура-патриотами, задействуя эстетику имперского стиля, как Томаш Козак, то запуская в "свободный полет форм" человеческие головы, как Анна Коник... Кураторы стремились - и, похоже, сумели - насытить выставку массой смыслов, заставив зрителя решать многосложный ребус, вовлекаясь в процесс познания мира через творчество. Экспозицию дополнила ретроспектива с хроникой художественной жизни Польши и России: на видео и слайд-шоу предстает предыстория новейших процессов, а в искусстве обеих стран выделены наиболее значимые события и фигуры с начала 90-х.

Но главное - диалог двух культур получился на равных, хотя царит дух соревнования. Кто из россиян острее, парадоксальнее выскажется: Гоша Острецов в фантасмагорической серии "Новое правительство", Юрий Васильев, заливший стволы берез то ли красной краской, то ли кровью ("Russian Red")? Или Юрий Шабельников, тему "Новый дух в новом теле" раскрывший в цикле инсталляций "Герой труда": надпись с именем на черном фоне, где едва просматривается место "трудового подвига", а ниже - пятиконечная звезда из окурков... У кого-то больше изобретательности, перфекционизма, дерзости, а кто-то берет "нержавеющими" ценностями. Модный петербуржец Георгий Гурьянов в разделе "Эстетический багаж. Эго-мифо-мания" выставил большие полотна: скажем, "Кронштадт" воплощает бравый моряк, застывший под Андреевским флагом.

Кстати, о флаге и гербе: в пустой комнате Куба Баковский методично красит белую стену, пока ее половина не станет красной (видеоролик отсылает к выставке "Под бело-красным флагом", которую поляки уже провезли по России и Балтии). Но в игре с госсимволами всех превзошел Войцех Засадний: выставочное пространство он нашпиговал версиями "нового прочтения" герба - польский орел предстает то в образе шляхтича в шароварах и при орденской ленте, то - чиновника с авторучкой в когтистой лапе, а то и Папы Римского в белой сутане, с крестом и прочими атрибутами (разумеется, великого соотечественника Кароля Войтылу художники чтят, но национальное чувство юмора порой безудержно и беспощадно)... Одинокий голос человека, в этом шуме и гаме еле слышный, нет-нет да и прорвется, хоть робко - арт-тусовка, воцарившаяся в ГЦСИ, взывает к радости жизни, где предпочтительнее смеяться над современниками, как Агнешка Калиновская, связавшая по рукам и ногам двух господ в офисных одеждах - даже в такой неудобной позе, плюс петля на шее, они готовы столкнуться лбами: "Я здесь по делам, это бизнес!"

Именно ГЦСИ на равных с РОСИЗО, Третьяковкой и Национальной галереей искусств "Захента" - застрельщик польского феста. Еще прошлым летом современное искусство Польши показали в российских городах: Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле (между ними вклинились Таллин и Вильнюс), завершив турне в Москве. Выставка "Новая "ШТУКА" из Польши" тогда объединила звезд с мировым именем (Павел Альтхамер, Катажина Козыра, Артур Жмиевский) и совсем молодых авторов, а российским зрителям дала редкий ныне шанс увидеть произведения, не раз показанные в различных странах, но никогда не бывавшие в Москве и вообще в России.

На флейте водосточных труб

Бесспорный лидер в трехчастном мегапроекте - все же Третьяковка. И если в ГЦСИ разговор ведется полушутя, то тут - на полном серьезе, часто с трагическими нотами. К несчастью, экспозиция угнетает повторами: одни и те же шедевры вроде "Строителей Братска", "Рабочего и колхозницы" или "Геологов" кочуют с одной "дипломатической" выставки на другую (Берлин - Париж - Осло). И удручает прямолинейностью: лобовые противопоставления, вместо художественных параллелей - социально-исторические, а чересчур резкие контрасты сужают пространство для размышлений, обедняя картину искусства России в 30 - 50-е. Сглаживают впечатление отменные произведения, разноликость авторов, удачные ходы в сопоставлении двух стран. Конечно, не так-то просто в море экспонатов найти те, что позволят воссоздать пеструю картину целого столетия... Что не отменяет вопросов к кураторам, пусть и позиционирующим свой проект как "образовательный": почему, наступая все на те же грабли, не могут они отойти от радужных соцреалистических картинок и от образа Сталина? Лично я испытываю неловкость, видя "размножение" этого персонажа. Ставший модной фигурой в кино и на ТВ, он и здесь то и дело взирает с портретов (с довольной ухмылкой?!) на плоды своих деяний - ту же Катынь, о которой поляки по сей день не могут говорить без боли! Историческая объективность - вещь хорошая, но про этику тоже бы надо помнить. Правда, поляки в ответ прислали бюст маршала Пилсудского, но в целом преподали урок честности и такта. Военный раздел у нас озарен солнцем с лактионовского хита "Письмо с фронта", его не затмят и тучи над Москвой 41-го у Дейнеки и пластовской опушкой, где "Фашист пролетел"; у соседей интонация куда более суровая, даже надрывная, - недаром в центре их военного блока разорванное, искалеченное бронзовое тело "Эксгумированный"; мороз по коже пробирает от "Рождества в Освенциме в 1944 году" Ксаверия Дуниковского. Понятно деление выставки на исторические блоки, где образ времени создают плакаты, фото и хрестоматийные вещи, - в помощь зрителю, чтобы не заблудился. Но нужно ли вновь забивать соотечественникам голову штампами полувековой давности? Неужто нечего больше отыскать в фондах? Может, вернуть бы все эти холсты назад, в уже порушенную постоянную экспозицию "ХХ век", а свободное пространство отдать полякам, чью классику мы толком и не знаем?

Польская скульптура, как тот же Дуниковский (он поражал дерзостью еще в начале ХХ века), выделяется и в "символистской" зоне экспозиции, куда попали Врубель, "Муза плача" - Ахматова, головка Ванды Ландовской работы Н.Андреева... Серебряный век будто получил новый импульс благодаря мощной пластике поляков - с первых шагов по выставке, от видеоэкрана с танцем Нижинского. К чести устроителей, они не пошли по пути выяснения процента польской крови в жилах русских художников, а построили стилистические ряды, впрочем, отнюдь не доказывающие единства культур. Вряд ли "Пан" или портреты Серова, как и работы прочих мастеров, знавших, чем дышит Запад, много добавят к "диалогу". Суть его сведется к очевидному: при всех нюансах и Россия, и ее соседка развивались в русле историко-культурной общности, которая прежде охватывала пространство от Урала с Сибирью до Франции, Бельгии, Скандинавии. Ориентиры были общими - Франция, Германия, Италия... Пока Россия бесповоротно не вырвалась вперед.

В зоне авангарда - смысловом центре проекта - явлен и подлинный герой: конечно, не мелькающий там и сям Сталин, а дорогой сердцу поляков Малевич. Вокруг "Черного квадрата" и татлинского "Контррельефа" - символов обновления искусства - возник настоящий хор, где каждый голос неповторим, но вместе они звучат на диво слаженно. Раздел, посвященный супрематизму и конструктивизму (в польской версии - унизму начинавшего в России выдающегося мастера Владислава Стржеминского), отработан с любовью и снайперской точностью. Настоящая радость - увидеть вживую пространственные композиции Катажины Кобро: хранящиеся в Лодзи, они воспроизведены во всех трудах по авангарду. В Польше до самой войны поддерживали его пламя, даже когда в России оно угасло - точнее, было насильственно погашено...

Тараканьи смеются усища...

Агрессивное тоталитарное мышление, увы, дожило до наших дней. Тому пример - недавний демарш польских парламентариев, аккурат в канун открытия Года культуры в России вознамерившихся переименовать одну из площадей Варшавы в честь Джохара Дудаева. Депутаты Мосгордумы не заставили себя долго ждать - тут же пригрозили, что назовут улицу, где находится посольство Польши, именем графа Михаила Муравьева-Вешателя: это пощечина полякам, помнящим деяния царского генерала - жестокого усмирителя польского восстания. Неужели взаимные политические претензии перевесят попытки наладить диалог - и от всех усилий культуртрегеров останется лишь то, что метафорически выразил Кшиштоф Беднарский в объекте "Велосипед Малевича": переднее колесо его "врезалось" в черный прямоугольник, спицы расплющились о глухую стену - нет, не "иконы авангарда", а тьмы мракобесия, нежелания расслышать и понять друг друга?

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;