Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7471) 31 марта - 6 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПольская лавина"Москва - Варшава / Warszawa - Moskwa. 1900 - 2000. P.S. За красным горизонтом" Елена ТИТАРЕНКО
Год культуры Польши стартовал триадой выставок в столице. Как водится, позади манифестация искусства России "на выезде": выставка "Варшава - Москва. 1900 - 2000" осенью собрала в Национальной галерее "Захента" свыше 60 тысяч зрителей. Столь масштабный проект (три сотни произведений) был организован впервые, а охлаждение российско-польских отношений в предыдущие 15 лет сделало его еще и событием политическим. В том смысле, что мы так похожи, все-таки братья... И искусство призвано эту общность подтвердить на новом витке истории. Тогда же в Варшаве стояли очереди на выставку о М.Булгакове: "Мастер и Маргарита" в Польше - популярнейшая книга, оставляющая позади Мицкевича, "Дон Кихота" и даже Библию. Дадут ли москвичи "симметричный ответ" на скромную экспозицию "Я - Гомбрович!" в Музее А.С.Пушкина? Харизма автора книг "Фердидурке" и "Порнография" - "иконы" польской словесности - сопоставима с ролью Булгакова для России. Поезд идет на Восток"Двукрылые" выставки под высоким патронатом, где с одной стороны - искусство некоей державы, а с другой - российское, в последние годы пошли косяком, знаменуя новый подход к национальной репрезентации: если раньше мы довольствовались тем, что привезут издалека, дабы порадовать нас шедеврами или хоть сколько-нибудь внятным рассказом о культуре иной страны, теперь тенденция другая - мы-де и сами не лыком шиты, вдобавок очень даже богаты. И так горды достоянием Отечества, что смеем потягаться хоть с французами, хоть с итальянцами, ко взаимной радости и удивлению (выставка в Риме так и называлась "Reciproca Meraviglia"). А заодно выявить точки соприкосновения и взаимовлияния, что делает подобные проекты полигоном для искусствоведческих исследований.
Однако к Польше и в этой череде у нас интерес особый - недаром на выставке "Москва - Варшава. 1900 - 2000" в Третьяковке устроили две "комнаты интеллигента" - польского и советского: страна по "нашу" сторону железного занавеса служила своего рода "окном в Европу", захлопнутым великодержавными "преемниками" Петра в веке ХХ, коммунистическом. Но только с Речью Посполитой у нас длительная общая история - увы, далеко не безоблачная: войны, Смутное время, разделы Польши, болезненный "еврейский вопрос"... Славянские корни плюс географическая близость обусловили известное сродство, но и массу проблем, обид, конфликтов. И в то же время сколько имен, для русской культуры знаковых, связано с Польшей! Если поднять все эти пласты истории, без труда бы заполнился гигантский "сундук" на Крымском Валу. Кураторы пошли на самоограничение: во-первых, здесь только изобразительное искусство, без зодчества и фотографии. Во-вторых, панорама его развития, полная гармонических созвучий и диссонансов, хронологически сужена ровно до одного столетия. А модерн, символизм, авангард дают законный повод для гордости. И как вы думаете, кто главные поляки русского искусства? Оказалось - Малевич и Врубель! Далее по тексту, то бишь по историческим периодам, когда мы были не просто соседи, а люди одной судьбы - "соцлагерной". Потом наступило время разобщения: колосс СССР рухнул, а бывшие "братья" мало того что разбежались по национальным квартирам, так еще и двинулись под зонтик Евросоюза. Каждый порознь, на свой лад, прорывался к демократии через свободу писать и творить не так, как предписывали КПСС и дружественные ей партии... К счастью, подобные художнические жесты бывали и в "года глухие", что доказывает полная драматизма экспозиция в ГТГ, и прежде всего ее раздел, посвященный войне - Второй мировой у них, Великой Отечественной у нас. И в этом ракурсе проект Третьяковки можно рассматривать еще и как юбилейный - ко Дню Победы. И мнится - голос человека...
Заглянуть за чеканные рамки ХХ века позволяет последняя выставка триады под красноречивым девизом "За красным горизонтом", собравшая в Государственном центре современного искусства свежие работы поляков и россиян - "отчет" за первую пятилетку нового века. В Польше этот проект шел параллельно с классикой из Русского музея и Третьяковки, но зрителей было не меньше - минимум 70 тысяч, а пресса не уставала подчеркивать важность диалога, наконец-то возобновленного. Вряд ли внимательный к "актуальным трендам" московский зритель сделает много "русских" открытий - примерно тот же набор имен мелькает в музеях, галереях, на "Арт-Москве". Они же недавно украшали "Москву - Берлин" и Московскую биеннале: Сергей Братков, Ольга Чернышева, Сергей Шутов, "Поролон", Олег Кулик, Алексей Каллима, Влад Мамышев-Монро, группы "Escape" и АЕС, тандем "Синие носы"... Зато поляки новых поколений нам почти незнакомы, и эта встреча не может не радовать, хотя иных озадачит - уж больно нетрадиционно, кое в чем опережая даже радикалов-россиян, работают соседи в новое время, свободное от доктрины соцреализма. Смело, с напором и хорошей ориентацией в мировом контексте. Партнер ГЦСИ - Центр современного искусства "Уяздовский замок" (Варшава) - помог проследить черты развития польского искусства последних 10 лет, смену приоритетов и поколений: ведь здесь те, кто активно заявил о себе на международной сцене уже в 1990-е годы. Присущее мастерам из Польши внимание к проблемам социума и телесности, сознание ответственности художника перед обществом у новой генерации сменились стремлением ворваться в окружающий мир с новым языком, позаимствованным у массмедиа, использовать приметы реальности для создания произведений, то сливающихся, то контрастирующих со "средой обитания". Недаром живописцы встречают не с порога даже, а еще на улице: фасад "Завода" - нового здания ГЦСИ - завешан биллбордами от группы "Творчество" с такой, к примеру, ироничной надписью: "Варшава: Труд. Грязь. Смрад". Вообще ирония - царица выставки, хотя кураторы подошли к ее устройству с дотошностью, строго научно вычленив тематические разделы. За "Пейзаж после перестройки", а равно за "Новое социальное пространство: рынок, виртуальный мир, рекламный рай" наряду с героем Венеции Братковым, в огромных лайтбоксах без устали показывающим сплошной праздник (он не перестает дивиться, что в Москве - жизнь в розовом цвете), и Натальей Стручковой, с помощью "цифры" подселившей сказочно-мультяшные персонажи в реальный мегаполис, отвечают поляки Ядвига Савицкая, Доминик Лейман и Рафал Буйновский, в видеоролике закрашивающий черной тушью лес и город, пока они не растворятся в полной темноте (саже? Мраке? Грязи?). Петр Виржиковский, словно оммаж Родченко и Лисицкому, выстроил новых атлетов в пирамиды, украсив фотомонтаж цитатой из Маяковского. Роберт Румас в инсталляции "Городские маневры" пустил в ход дорожные знаки-указатели, в том числе выдуманные, расставив новые акценты на карте, а Рафал Якубович символ известной автомобильной фирмы поместил за колючую проволоку... Как выясняется, ландшафт можно трансформировать до бесконечности: то издеваясь над ура-патриотами, задействуя эстетику имперского стиля, как Томаш Козак, то запуская в "свободный полет форм" человеческие головы, как Анна Коник... Кураторы стремились - и, похоже, сумели - насытить выставку массой смыслов, заставив зрителя решать многосложный ребус, вовлекаясь в процесс познания мира через творчество. Экспозицию дополнила ретроспектива с хроникой художественной жизни Польши и России: на видео и слайд-шоу предстает предыстория новейших процессов, а в искусстве обеих стран выделены наиболее значимые события и фигуры с начала 90-х. Но главное - диалог двух культур получился на равных, хотя царит дух соревнования. Кто из россиян острее, парадоксальнее выскажется: Гоша Острецов в фантасмагорической серии "Новое правительство", Юрий Васильев, заливший стволы берез то ли красной краской, то ли кровью ("Russian Red")? Или Юрий Шабельников, тему "Новый дух в новом теле" раскрывший в цикле инсталляций "Герой труда": надпись с именем на черном фоне, где едва просматривается место "трудового подвига", а ниже - пятиконечная звезда из окурков... У кого-то больше изобретательности, перфекционизма, дерзости, а кто-то берет "нержавеющими" ценностями. Модный петербуржец Георгий Гурьянов в разделе "Эстетический багаж. Эго-мифо-мания" выставил большие полотна: скажем, "Кронштадт" воплощает бравый моряк, застывший под Андреевским флагом. Кстати, о флаге и гербе: в пустой комнате Куба Баковский методично красит белую стену, пока ее половина не станет красной (видеоролик отсылает к выставке "Под бело-красным флагом", которую поляки уже провезли по России и Балтии). Но в игре с госсимволами всех превзошел Войцех Засадний: выставочное пространство он нашпиговал версиями "нового прочтения" герба - польский орел предстает то в образе шляхтича в шароварах и при орденской ленте, то - чиновника с авторучкой в когтистой лапе, а то и Папы Римского в белой сутане, с крестом и прочими атрибутами (разумеется, великого соотечественника Кароля Войтылу художники чтят, но национальное чувство юмора порой безудержно и беспощадно)... Одинокий голос человека, в этом шуме и гаме еле слышный, нет-нет да и прорвется, хоть робко - арт-тусовка, воцарившаяся в ГЦСИ, взывает к радости жизни, где предпочтительнее смеяться над современниками, как Агнешка Калиновская, связавшая по рукам и ногам двух господ в офисных одеждах - даже в такой неудобной позе, плюс петля на шее, они готовы столкнуться лбами: "Я здесь по делам, это бизнес!" Именно ГЦСИ на равных с РОСИЗО, Третьяковкой и Национальной галереей искусств "Захента" - застрельщик польского феста. Еще прошлым летом современное искусство Польши показали в российских городах: Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле (между ними вклинились Таллин и Вильнюс), завершив турне в Москве. Выставка "Новая "ШТУКА" из Польши" тогда объединила звезд с мировым именем (Павел Альтхамер, Катажина Козыра, Артур Жмиевский) и совсем молодых авторов, а российским зрителям дала редкий ныне шанс увидеть произведения, не раз показанные в различных странах, но никогда не бывавшие в Москве и вообще в России. На флейте водосточных трубБесспорный лидер в трехчастном мегапроекте - все же Третьяковка. И если в ГЦСИ разговор ведется полушутя, то тут - на полном серьезе, часто с трагическими нотами. К несчастью, экспозиция угнетает повторами: одни и те же шедевры вроде "Строителей Братска", "Рабочего и колхозницы" или "Геологов" кочуют с одной "дипломатической" выставки на другую (Берлин - Париж - Осло). И удручает прямолинейностью: лобовые противопоставления, вместо художественных параллелей - социально-исторические, а чересчур резкие контрасты сужают пространство для размышлений, обедняя картину искусства России в 30 - 50-е. Сглаживают впечатление отменные произведения, разноликость авторов, удачные ходы в сопоставлении двух стран. Конечно, не так-то просто в море экспонатов найти те, что позволят воссоздать пеструю картину целого столетия... Что не отменяет вопросов к кураторам, пусть и позиционирующим свой проект как "образовательный": почему, наступая все на те же грабли, не могут они отойти от радужных соцреалистических картинок и от образа Сталина? Лично я испытываю неловкость, видя "размножение" этого персонажа. Ставший модной фигурой в кино и на ТВ, он и здесь то и дело взирает с портретов (с довольной ухмылкой?!) на плоды своих деяний - ту же Катынь, о которой поляки по сей день не могут говорить без боли! Историческая объективность - вещь хорошая, но про этику тоже бы надо помнить. Правда, поляки в ответ прислали бюст маршала Пилсудского, но в целом преподали урок честности и такта. Военный раздел у нас озарен солнцем с лактионовского хита "Письмо с фронта", его не затмят и тучи над Москвой 41-го у Дейнеки и пластовской опушкой, где "Фашист пролетел"; у соседей интонация куда более суровая, даже надрывная, - недаром в центре их военного блока разорванное, искалеченное бронзовое тело "Эксгумированный"; мороз по коже пробирает от "Рождества в Освенциме в 1944 году" Ксаверия Дуниковского. Понятно деление выставки на исторические блоки, где образ времени создают плакаты, фото и хрестоматийные вещи, - в помощь зрителю, чтобы не заблудился. Но нужно ли вновь забивать соотечественникам голову штампами полувековой давности? Неужто нечего больше отыскать в фондах? Может, вернуть бы все эти холсты назад, в уже порушенную постоянную экспозицию "ХХ век", а свободное пространство отдать полякам, чью классику мы толком и не знаем? Польская скульптура, как тот же Дуниковский (он поражал дерзостью еще в начале ХХ века), выделяется и в "символистской" зоне экспозиции, куда попали Врубель, "Муза плача" - Ахматова, головка Ванды Ландовской работы Н.Андреева... Серебряный век будто получил новый импульс благодаря мощной пластике поляков - с первых шагов по выставке, от видеоэкрана с танцем Нижинского. К чести устроителей, они не пошли по пути выяснения процента польской крови в жилах русских художников, а построили стилистические ряды, впрочем, отнюдь не доказывающие единства культур. Вряд ли "Пан" или портреты Серова, как и работы прочих мастеров, знавших, чем дышит Запад, много добавят к "диалогу". Суть его сведется к очевидному: при всех нюансах и Россия, и ее соседка развивались в русле историко-культурной общности, которая прежде охватывала пространство от Урала с Сибирью до Франции, Бельгии, Скандинавии. Ориентиры были общими - Франция, Германия, Италия... Пока Россия бесповоротно не вырвалась вперед. В зоне авангарда - смысловом центре проекта - явлен и подлинный герой: конечно, не мелькающий там и сям Сталин, а дорогой сердцу поляков Малевич. Вокруг "Черного квадрата" и татлинского "Контррельефа" - символов обновления искусства - возник настоящий хор, где каждый голос неповторим, но вместе они звучат на диво слаженно. Раздел, посвященный супрематизму и конструктивизму (в польской версии - унизму начинавшего в России выдающегося мастера Владислава Стржеминского), отработан с любовью и снайперской точностью. Настоящая радость - увидеть вживую пространственные композиции Катажины Кобро: хранящиеся в Лодзи, они воспроизведены во всех трудах по авангарду. В Польше до самой войны поддерживали его пламя, даже когда в России оно угасло - точнее, было насильственно погашено... Тараканьи смеются усища...Агрессивное тоталитарное мышление, увы, дожило до наших дней. Тому пример - недавний демарш польских парламентариев, аккурат в канун открытия Года культуры в России вознамерившихся переименовать одну из площадей Варшавы в честь Джохара Дудаева. Депутаты Мосгордумы не заставили себя долго ждать - тут же пригрозили, что назовут улицу, где находится посольство Польши, именем графа Михаила Муравьева-Вешателя: это пощечина полякам, помнящим деяния царского генерала - жестокого усмирителя польского восстания. Неужели взаимные политические претензии перевесят попытки наладить диалог - и от всех усилий культуртрегеров останется лишь то, что метафорически выразил Кшиштоф Беднарский в объекте "Велосипед Малевича": переднее колесо его "врезалось" в черный прямоугольник, спицы расплющились о глухую стену - нет, не "иконы авангарда", а тьмы мракобесия, нежелания расслышать и понять друг друга? Также в рубрике:
|