Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7472) 7 - 13 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительСтилист для генсека"Брежнев" Сергея Снежкина СЕРИАЛАнастасия МАШКОВА
Документальными расследованиями самых разнообразных "белых" и "черных" пятен советской истории телевизионного зрителя не удивишь: отечественные кинематографисты и сугубо телевизионные деятели как бы внезапно открыли в советской истории немало персонажей и обстоятельств, словно "сбежавших" из образчиков жанровой мифологии, очищенных от всякой примеси реальности до почти абсурдной кондиции. Загадочные убийства и самоубийства, интриги, борьба за власть, тщательно скрываемая тайна происхождения и родства, сексуальные скандалы и прочая, прочая, прочая... Оказывается, все это было и у нас! Сериал "Брежнев" возник в эфире в плотном окружении разнообразных журналистских расследований и биографических сюжетов. Можно сразу же назвать недавнюю программу, посвященную загадочным самоубийствам четы Щелоковых, - просто в силу сенсационности материала и высокого статуса героев, главы МВД брежневской эпохи и его жены. Но не будем спешить: по сути, "Брежнев" есть нечто прямо противоположное подобным программам-"расследованиям". Авторы и продюсеры затеяли данный проект не столько ради демифологизации брежневской поры (эту функцию, по идее, должны выполнять уже упомянутые фильмы в жанре "журналистское расследование", хотя чаще всего мы имеем дело с историческим вариантом сюжета из скандальной хроники), но с целью стилизации именно этой, брежневской эпохи. До воспевания, ремифологизации дело не дошло, впрочем... Это так понятно, почему главным пластическим, визуальным рефреном сериала "Брежнев" стал знаменитый проезд правительственного кортежа с дачи Брежнева в Заречье в Кремль: явление властной мощи в образах, внятных обыденному сознанию в 2005 году. Понятно и почему авторы сериала прибегли к приему, столь ценимому кинематографическими чиновниками в застойные времена: вспомним, что в те годы на роли лидеров коммунистического движения назначались самые обаятельные и харизматичные актеры, пусть и играли они (например, Игорь Кваша, Михаил Козаков или Иннокентий Смоктуновский) персонажей, почти на самих себя не похожих. И на сей раз членов Политбюро и особо приближенных к персоне Брежнева изображают Василий Лановой, Владимир Меньшов, Игорь Ясулович, Вадим Яковлев, Александр Филиппенко. Оставим для тех, кто сериала не видел, возможность погадать, кто там кем был. В любом случае, потребовались титры, дабы молодые зрители поняли, кто есть кто, а старшему поколению достаточно набора узнаваемых черт (сусловский взгляд сквозь очки, тяжелые складки вокруг рта на андроповском лице и так далее), хотя в реальности актеры этими характерными физиогномическими признаками могут не обладать. Куда как мастерски утепляет образ состарившегося генсека Сергей Шакуров, по своей психофизике в принципе отличный от реального Брежнева. Актеру удалось преодолеть исторический маскарад, наделив героя теми чертами, на наличие коих он претендовал, но коими, как это ни печально, не обладал. По свидетельствам ближнего круга, тот истово культивировал образ домашнего тирана и эдакого султана, хотя "в свете последних лет" публика очень хорошо уяснила, что же было на самом деле. Любопытно, что продюсер проекта "Брежнев" от компании "Слово" Сергей Мелькумов, заявленный в титрах как "ведущий", его давняя коллега, продюсер же Елена Яцура, заявленная в титрах же сериала как "автор идеи", и автор сценария Валентин Черных впервые соединили свои усилия на съемках трилогии "Любить по-русски" Евгения Матвеева. Именно Матвеев был некогда выбран на роль и.о.Брежнева в кинематографе, но, заметим, что вариант "Михаил Геловани как идеальное кинематографическое воплощение Сталина" в медийную эпоху не прошел. Брежнева запомнили не статным, но трепетным Матвеевым, но самим собой, то есть персоной из новостной хроники и телетрансляции. А потом - из анекдота. Зато актеру и режиссеру Матвееву при вполне корректном вмешательстве компании "Слово" в сложные постперестроечные годы удалось конвертировать позднесоветскую мифологему "простой герой у кормила власти" во внятный коммерческий успех "Любить по-русски". Или "Слову" удалось конвертировать имидж Матвеева в свой успех, не суть важно. Теперь успех повторен на новом витке: "Брежнев" - крупнобюджетный сериал на "Первом канале", в своем роде производственно-коммерческий прорыв производителей, сопоставимый - почти! - с производственным прорывом на элитарных "Своих" Дмитрия Месхиева. И как замечательно в "Брежневе" снят эпизод "Малая земля", как мощно, как внятно и просто он становится кульминацией жизненного пути будущего генсека... Жаль только, что не все знают, во что был превращен этот эпизод идеологами и самим героем, когда тот наконец-то достиг высшей власти. Да, идеологи при Брежневе работали грубо, но сходило. Время такое, наверное, было. Ностальгия по 80-м не вдруг стала актуальной темой: сейчас на пике жизненной активности находится последнее поколение, заставшее в сознательном возрасте исход советской эпохи. Для них 80-е - это пароль для обнаружения "своих", это позднее детство и ранняя юность, любимые книжки, фильмы и музыкальные коллективы... Но как же объяснить подросткам, что меню в столичном ресторане "Петрович" с пунктом "Селедка под шубой" - это ну просто очень стильно?.. Деятельность Брежнева на посту лидера страны можно расценивать по-разному, и это вот уже как раз не история из серии эстетических впечатлений и их интерпретаций. Но совершенно очевидно, что, будучи первым лидером советской империи медийной эпохи, Леонид Ильич справлялся с миссией первого в стране публичного лица из рук вон. И ведь именно он превратил отечественное телевидение в тотальную смехопанораму. Были у нас и активно творили хорошие журналисты и писатели - для Брежнева. К несчастью, не только у самого вождя, у всей его эпохи не было сколько-нибудь компетентных специалистов по стилю. Да и не могло их быть. Телевизионного четырехсерийного "Брежнева" поставил очень хороший режиссер Сергей Снежкин. Его профессионализм подтверждается тем, что он сумел залить минимальный глянец и максимально растопить самые бесстильные советские годы, сделать эпоху приемлемой с точки зрения "картинки" для современного пресыщенного телепотребителя. Хотя и не факт, что к этой "красивости" стремился режиссерский "основной материал". До "Брежнева" в "Слове" тщательно продумывали титры, ляпсусов вроде "режиссер основного материала" или "авторы сценария - такой-то при участии такого-то" не допускали... Придумывали не только дизайнерские виньетки, но и какие-то неожиданные формулировки, приучали, например, к понятию "креативный", положим, продюсер, или "автор пиарконцепции", пусть и словосочетания эти некогда резали глаз и слух. На сей раз мы имеем дело не с авторским концептом, а уж тем более не с авторской позицией, она-то как раз может быть раскрыта в полной мере лишь с помощью неких дополнительных вопросов, например, в форме интервью. "Брежнев - тоже человек" или "Он дал людям пожить" - это, извините, уровень аргументации бабушек у подъезда. Вполне возможно, что у каждого поколения есть такая своеобразная "селедка под шубой": стоит только отказаться от острых вопросов и честных ответов, и действие скатывается в лавину красивостей и эстетических штампов, подновленных на новый лад - для их лучшей усвояемости. Также в рубрике:
|