Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7472) 7 - 13 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНе счесть алмазов?Николай Фешин и Баки Урманче в Третьяковской галерее Евграф КОНЧИН
25-я экспозиция в "Золотой карте России" Третьяковской галереи юбилейная еще и потому, что посвящена 1000-летию Казани, ибо представляет коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Но эта "сверхъюбилейность" выявила уже давно намечающиеся в этой "Золотой карте" серьезные проблемы, которые грозят самому ее существованию. По крайней мере, в той форме, в которой она сейчас проводится. Ведь показывать в Третьяковской галерее одно или даже несколько пусть первоклассных произведений Левицкого, Рокотова, Саврасова, Шишкина, Левитана, Васнецова, Репина, Врубеля или Серова вряд ли имеет смысл, ибо Третьяковка обладает самими значительными и высококачественными коллекциями работ этих художников. Что является сенсацией в областном или республиканском музее, то порой в Москве вряд ли представит широкий, исключительный интерес. Даже если ввести эти картины или рисунки в какую-либо "Золотую карту".
Представлять коллекции русского искусства региональных музеев в Третьяковской галерее, на мой взгляд, имеет резон только тогда, когда в них есть произведения оригинальных, самобытных художников или собрания, положим, предметов прикладного искусства, которых нет в Лаврушинском переулке, да и вообще в Москве, и которые стали бы здесь событием. Все же остальные произведения великих или не очень великих художников могут составлять лишь фон этому событию. Только в таком неординарном случае областные или республиканские музеи могут быть включены в "Золотую карту России". Но боюсь, что далеко не все из них, даже весьма крупные и знаменитые, могут попасть в нее. Словом, для этого нужно иметь подлинные "жемчужины", которых в богатейшем художественном "ожерелье" Третьяковской галереи нет. Но, слава богу, в ныне представленном собрании Музея изобразительных искусств Республики Татарстан имеются подлинные "жемчужины", украсившие не только "Золотую карту", но ставшие неординарной новостью сегодняшней художественной жизни Москвы. Это произведения Николая Фешина (1881 - 1955) и Баки Урманче (1897 - 1990). Правда, в прошлом году в Москве, в галерее "Арт-Диваж", состоялась прекрасная персональная выставка произведений Николая Фешина, но она, к сожалению, в общем-то, прошла незаметно. Поэтому нынешнее появление этого самобытного, мощного живописца в "Золотой карте России" вполне оправданно. Тем более что Музей изобразительных искусств Республики Татарстан обладает единственным наиболее значительным собранием произведений Фешина (более 160), тогда как в Третьяковке его работ только три, причем они редко показываются. Николай Фешин получил прекрасное профессиональное образование - вначале в Казанской художественной школе, а затем в Академии художеств в Петербурге, где обучался в мастерской И.Е.Репина. Он как-то сразу вошел в число ведущих художников Серебряного века, отечественной художественной культуры первой половины ХХ столетия, как самобытный, ни на кого не похожий живописец, с ярко выраженным характерным творческим обликом. После окончания Академии художеств Николай Фешин вернулся в Казань. Здесь он создает сложные многофигурные композиции, в основном на темы народных, деревенских праздников и гуляний. Фешин - великолепный портретист, оформитель и иллюстратор книг, много работал в области декоративно-прикладного искусства, в скульптуре и керамике. В 1923 году Николай Фешин при довольно загадочных обстоятельствах эмигрирует в Америку. И весьма там преуспевает. Попадает в число лучших американских художников. Сам Николай Иванович признается: "Судьба поделила мою жизнь между двумя великими народами". Но тридцатилетний американский период его творчества нам почти неизвестен. Баки Урманче - из такого же самобытного колоритного ряда, что и Николай Фешин, но в отличие от него московскому зрителю совершенно незнаком. Он также получил хорошее профессиональное образование - в 1919 году в Казанских свободных художественных мастерских у живописца В.Тимофеева, ученика Фешина, а с 1920 года - в Москве во Вхутеине. Через шесть лет вернулся в Казань. Так же, как и Фешин, был весьма разнообразен в жанрах, техниках и материалах своего искусства. В тематике же более всего его привлекали поэтические представления татарского народа, его фольклор, быт, традиции, духовно-нравственные устои. Будучи младшим современником Николая Фешина, находясь под большим обаянием его незаурядной личности, Баки Урманче тем не менее не стал его последователем. Он быстро становится самим собой, отличным от кого-либо и от чьих-либо влияний, со своеобразной, только ему присущей стилистикой, сочным цветовым строем, красочной манерой выражения и со своим сугубо индивидуальным видением окружающего мира. Словом, творчество Баки Урманче - одна из тех "жемчужин", которая дает право Музею изобразительных искусств Республики Татарстан полноправно войти в "Золотую карту России". Как бы в обмен на эту экспозицию Третьяковская галерея отправила в Казань большую выставку своих произведений, также посвященную 1000-летию столицы Татарстана. Также в рубрике:
|