Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7472) 7 - 13 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВидение розыФестиваль русской музыки и живописи прошел в Голландии Екатерина КРЕТОВА
Дягилевский фестиваль состоялся в Гронингене. На это время небольшой голландский город стал без преувеличения центром русской культуры. Готовиться к этому событию начали еще в прошлом году, когда руководство Музея Гронингена приступило к выполнению грандиозного замысла: организовать выставку из произведений русских художников, принадлежащих к "Миру искусства". Завязались контакты с различными музеями, прежде всего, разумеется, с Третьяковской галереей. В процессе работы стало ясно, что затраченные усилия требуют еще более масштабного выхода, нежели выставка. Так родилась идея проведения Дягилевского фестиваля - своеобразного ремейка Русских сезонов, которыми Сергей Дягилев впервые поразил Париж в 1907 году. Гронинген - город на севере Голландии с 60-тысячным населением, треть которого - студенты, приезжающие из разных концов Европы учиться в старинный университет. Узкие улочки, по которым перемещаются преимущественно на велосипедах, увешаны афишами с Дягилевского фестиваля. Логотип - стилизованная роза, напоминающая символику Ордена розенкрейцеров. Это графическая репродукция, заимствованная из оформления балета "Видение Розы". Очень красива эмблема фестиваля, которая навсегда врезается в память: прекрасный фавн из балета "Послеполуденный отдых фавна", образ которого отражает смесь безудержного дикарства и утонченного эстетства, столь характерного для художественной ментальности самого Дягилева, "мирискусников", композиторов и танцоров дягилевского круга - Стравинского, Прокофьева, Лифаря, Фокина и Нижинского. Если фигура Дягилева - это "голова" проекта, то Нижинский - его "сердце". Главной пульсирующей точкой стал синтетический спектакль "Nijinsky, Painting", который ежедневно демонстрировался в Гранд-театре. Это действо, основанное на музыке Стравинского и дневниках Вацлава Нижинского, комбинирует элементы разных жанров - драмы, кино, танца, живописи и даже включает звучание ансамбля ударных инструментов. Эпицентром фестиваля, откуда гигантскими энергетическими волнами выплескиваются потоки бесценной эстетической информации, являлся Музей Гронингена, где была представлена уникальная по объему и тщательности подбора экспозиция, носящая название "На службе у Дягилева". Выставка собрала более 150 картин, привезенных из Москвы (Третьяковская галерея), Лондона (Театральный музей), Парижа (Центр Помпиду). Очень много экспонатов из Австралии. Именно оттуда, в частности, привезено большинство подлинных костюмов, в которых танцевал Вацлав Нижинский. Выставка имеет свою драматургию - в ней все продумано и выстроено по законам театра: начало, развитие, кульминация, апофеоз. Поэтому даже с детства знакомые работы воспринимаются в контексте экспозиции совершенно иначе - не как отдельные явления искусства, а как элементы мощного культурного слоя. Так, плотная толпа не отходит от знаменитого портрета Шаляпина кисти Серова: после знакомства с работами Гончаровой, Ларионова, Пикассо, Матисса, Головина и Бенуа фигура гениального русского баса свежо воспринимается в контексте эпохи русского модерна. Столь же тщательно была отобрана и театрально-музыкальная программа фестиваля, в чем организаторам очень помогли эксперты - профессиональные деятели музыки и театра, отлично знающие этот рынок, а также патрон фестиваля - Валерий Гергиев. При отборе участников главным было привлечь к фестивалю те оперные и балетные труппы, которые были бы по качеству адекватны оригиналам столетней давности. А потому в фестивале участвовали настоящие звезды: Королевский балет Лондона, которым дирижировал маэстро Гергиев, "Джоффри-бэлли" из Чикаго, Балет Бордо, которому аккомпанировал Литовский государственный оркестр. Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева выступил с фрагментами из оперы "Борис Годунов" Мусоргского. В рамках фестиваля состоялась мировая премьера оперы Римского-Корсакова "Царская невеста", постановка которой - совместный проект Мариинского театра и Дягилевского фестиваля ("Культура" уже писала об этом спектакле в № 1 - 2).Особый успех выпал на долю московского Театра "Геликон-опера", представившего две одноактные оперы - "Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова и "Мавра" Стравинского. Оба спектакля, поставленные режиссером Дмитрием Бертманом и художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным, великолепно вписались в атмосферу инноваций и эксперимента, коими были славны Сергей Дягилев и Ко. Гротескность и некоторая фривольность "Мавры", ироничность с элементами пародии в "Кащее" в сочетании с блистательным мастерством солистов и Оркестра под управлением Владимира Понькина совершенно очаровали открытую и благодарную голландскую публику. Зал, заполненный до отказа, аплодировал геликоновцам стоя. Так было и на вечернем показе, и, что особенно приятно, на дневном, собравшем столь же полный зал. Вообще, билеты на фестивальные спектакли хоть и стоили недешево - 40 - 50 евро, но разошлись очень быстро. Мощный поток рекламы, в том числе и телевизионной, распространил информацию даже за пределы Голландии. Поэтому среди публики были и немцы, и бельгийцы, и представители других народов. Как оказалось, им вовсе не безразлично русское искусство. Так что серьезный бюджет фестиваля - 2 500 миллионов евро - был израсходован не зря. И организаторы рассчитывают, что через два года фестиваль Дягилева вновь нарушит спокойствие уютного Гронингена. Также в рубрике:
|