Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7472) 7 - 13 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОборотни в калошах"Смерть Тарелкина". Театр имени Ермоловой ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
В спектаклях Алексея Левинского зрелище, как известно, далеко не первостепенный элемент. Его творения практически всегда камерны, неброски и очень сдержанны - с постановочной, сценографической и актерской точек зрения. В этом же ключе выдержан и спектакль "Смерть Тарелкина", представленный на Малой сцене Театра имени Ермоловой. Здесь главное - атмосфера и настрой вполне определенного характера: густая и грубоватая аура тюремных застенков. Явно отечественных, причем из тех, что на все времена, - Левинский не грешит почтением к точной хронологии. Та часть крохотного зальчика, что отдана подмосткам, затянута мрачным серым холстом с нарисованными на нем зарешеченными окошками (сценография Виктора Архипова). В наличии также - грубо сколоченные лавки и табуреты того же цвета, из которых можно выгородить "сцену на сцене" и соответственно представить себе, что данное представление - продукт тюремной самодеятельности. К подобным ассоциациям провоцирует и то, что в действе Левинского участвует некий Хор (в прямом и театральном смысле этого слова). Квартет заключенных-комедиантов (Надежда Борисова, Василий Борисенко, Андрей Попов и Лидия Шубина), обряженных в кожанки, тельняшки, ватные штаны, калоши и картузы-береты, вооружившись нехитрыми музыкальными инструментами, периодически выдает публике классику городского и блатного "шансона" - от "Кирпичиков" с "Бубликами" до "Гоп со смыком". Актеры вообще в этом спектакле должны как-то "раздваиваться": представлять известных героев Сухово-Кобылина и одновременно автономно существовать в заявленной гротесково-тюремной атмосфере. Но режиссерские приемы подачи пьесы публике и этим не ограничиваются. Тут есть и своеобразный кукольный театр, когда поставленные друг на друга лавки образуют ширму, а герои, подобно петрушкам, показываются над ней. Кукольные ручки в перчатках подают необходимые по ходу дела атрибуты, как то рюмка водки или соленый огурец, наколотый на вилку. Есть и по-балаганному прямые обращения в зал. Вообще лица актеров, порой отрешенные, порой заинтересованные, почти всегда повернуты к публике, так что себя можно ощутить прямо каким-нибудь присяжным заседателем, которому немедленно дЧлжно вынести свой вердикт. Чего мало, а вернее, практически совсем не наблюдается, так это традиционной "психологии", - на импровизированных подмостках существует представление в очищенном виде. Левинского, вероятно, не слишком волнуют подробность и последовательность перипетий мрачноватой комедии Сухово-Кобылина. Он многое купирует в тексте, нанизывая блики-эпизоды на игровой стержень. Главное в этом действе - конечно же, тема оборотничества. Быть может, поданная не столько в глобально-философском смысле, сколько идущая на привязи недавних отечественных реалий. Здесь не только Тарелкин (Андрей Калашников) согласно сюжету оборачивается в Копылова, а Варравин (Александр Ковалев) - в капитана Полутатаринова, но и некоторым другим актерам доверено на время сменить обличье. Например, темпераментно поучаствовать в хоровой интермедии; надев фартук, представиться служанкой Маврушей; нацепив пионерский значок и галстук - сопливым писарем Ванечкой (и все это - Н.Борисова). Ну и так далее. И даже заглавный герой, влезая в иное обличье, кажется, делает это не впервой, а лишь продолжает привычную цепь внешних перевоплощений. Не надевает, но снимает кудрявый парик, обнажая бритую голову, вытаскивает вставные челюсти. К новому внешнему виду даже привыкать не надо - "зэк" со стажем, Тарелкин - Калашников чувствует себя как рыба в воде. Но, странное дело, представленный на сцене "частный случай" почему-то только таковым не воспринимается. Левинский, не педалируя никаких обобщений и не акцентируя далеко идущих выводов, все же умудряется дать понять, что все нами увиденное - дело привычное, традиционная русская забава. Мрачная, конечно, и весьма страшноватая. Но какое время, такие и развлечения. Также в рубрике:
|