Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураОт гаража до музея одно согласованиеПровиантские склады могут стать центром искусств ПРОЕКТАнна МАРТОВИЦКАЯ Московская архитектура движется если не по кругу, то уж точно по спирали. К одним и тем же проектам городские власти порой возвращаются десятки раз и, что характерно, всегда начинают сначала. Формулируется общая задача проекта, произносятся пламенные слова о его непревзойденной значимости, обещаются краткие сроки реализации... К таким вот "долгожителям", бесспорно, относится проект превращения знаменитых Провиантских складов на Зубовском бульваре в Музей современного искусства. Провиантские склады с момента своего появления (строились с 1829-го по 1831 год) сразу же были признаны шедевром. "Простота архитектурного решения здесь не имеет равных, - писал о творении архитектора Стасова Алексей Щусев. - Можно смело сказать, что эта группа сооружений - одна из лучших в архитектуре Москвы". Лаконичная композиция из трех однотипных белокаменных зданий в самом центре города, въезд на территорию которой украшают ворота с белокаменными пилонами, увенчанными скульптурами воинов, складами была лишь первые семьдесят лет своего существования. В советское время комплекс занял под свой гараж Генштаб Вооруженных сил РФ. И вот уже почти 90 лет комплекс закрыт от широкой публики статусом военного объекта: здесь обитает тяжелая военная техника. Впервые о выселении бронированных "тяжеловесов" из стен памятника заговорили еще в 2000 году. Тогда Провиантские склады попали в список объектов, которые Федерация отдаст Москве на выгодных для себя условиях. В случае с творением Стасова предполагалось, что столица построит для Минобороны новую автобазу, и она это действительно сделала (год назад объект вырос на Бережковской набережной, сейчас аналогичный проектируется на Рублевском шоссе), но, как говорится, грузовики и ныне там... И между прочим, тяжелая армейская техника, снуя туда-сюда, оказала памятнику медвежью услугу, подорвав его фундаменты и спровоцировав тем самым появление трещин в толстых стенах. Проект реставрации и реконструкции ансамбля также готов очень давно. Концепция многофункционального комплекса "Центр искусств - Провиантские склады" в первоначальном варианте была разработана более 10 лет назад Юрием Платоновым, Зурабом Церетели и Александром Кузьминым. Она предусматривала, что площадь создаваемого центра должна увеличиться более чем в два раза (с 37,6 тысячи квадратных метров до 85,5). Этим вряд ли кого-то можно удивить: сегодня реконструкция считается именно синонимом увеличения полезной площади, и уместен лишь вопрос о том, за счет чего это будет сделано. Как-никак дело-то будет происходить в федеральном памятнике. Проект предусматривал, что со стороны Кропоткинского переулка к Провиантским складам будет пристроен новый корпус, а над внутренним двором вырастет стеклянный колпак. Предполагается, что под ним будет организован концертный зал. Но уже сейчас можно сказать, что все эти инициативы вызовут бурные протесты общественности: пристройка нового корпуса историческому облику памятника повредить может не меньше, чем многотонные грузовики. Еще больше вопросов вызывает "начинка" будущего музея. Что именно будет выставлено на 85 тысячах квадратных метров? Пока на этот вопрос не может ответить никто. Во время недавнего визита в Провиантские склады мэр Москвы Юрий Лужков сообщил нечто довольно туманное: мол, власти столицы планируют разместить здесь комплекс, в который должны войти три музея, и одним из них станет Музей истории Москвы. Последнему площадей действительно не хватает, но вместе с тем ему уже строят одно новое здание в саду "Эрмитаж". Хотя, конечно, трудно спорить с тем, что история Москвы чрезвычайно богата на события. Пока единственный итог визита мэра таков: он поручил в срочном порядке подготовить проект музейного комплекса к согласованию. По словам Юрия Лужкова, "проектирование должно вестись параллельно с переговорами о передаче здания городу Министерством обороны". Мэр также сообщил, что в ближайшее время намерен встретиться с нынешним министром культуры и массовых коммуникаций РФ Александром Соколовым и получить его согласие на передачу Провиантских складов в собственность города. Тут-то и вскрылось, что процесс превращения гаража в музей затянулся по вине предыдущего министра культуры РФ, который, по словам г-на Лужкова, "решил, что музеев в Москве достаточно, и затормозил процесс". Повторюсь, мне опасения Михаила Швыдкого очень понятны, но вместе с тем нельзя не согласиться, что для памятника архитектуры быть музеем менее обременительно, чем гаражом специального назначения. Лишь бы музей в итоге тоже не получился закрытым. Также в рубрике:
|