Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираТеррористы в театреВ Вуппертале готовят премьеру актуальной оперы Светлана СЕМЕНОВА
Композитор Джон Адамс, как и большинство его коллег по профессии, пишет квартеты и квинтеты, сочинения для оркестра и оперы. Его симфонические произведения вызывают интерес у критиков и меломанов. А вот оперные премьеры большей частью вызывают возмущение. Дело в том, что Адамс много лет назад решил, что опера должна быть не условным искусством, рассказывающим о чувствах людей или событиях столетней давности. А самым актуальным. И практически заменять газету: человек увидел репортаж о событии в выпуске новостей, а через пару лет увидел ту же историю на сцене оперного театра. Свою теорию композитор подкрепляет манифестами веристов, рассказывавших в операх о реальных событиях. И заявлениями, что опера, как и телевидение, должна быть массовым искусством. Первая политическая опера "Никсон в Китае"(1987) прославила композитора. Но уже следующее произведение "Смерть Клингхоффера" (премьера состоялась в Брюсселе в 1991 году) спровоцировало скандал. Либретто этой оперы основано на реальных событиях. 7 октября 1985 года четыре молодых палестинца-террориста захватили самолет итальянской авиакомпании. Все пассажиры, находившиеся на борту самолета, оказались заложниками террористов. Их обещали выпустить на свободу в обмен на пятьдесят политзаключенных, находившихся в израильских тюрьмах. Когда стало ясно, что план террористов провалился, они застрелили одного из пассажиров - американского еврея Леона Клингхоффера и выбросили его труп в море. Бандиты проявили неслыханную жестокость: парализованный Клингхоффер собирался вместе с женой отпраздновать в Италии 36-летнюю годовщину свадьбы. Двадцать лет назад фраза "Смерть Клингхоффера" была одним из самых популярных газетных заголовков. А для Адамса она стала поводом сочинить оперу.
После премьеры "Смерти Клингхоффера" все наперебой старались выразить свое возмущение. Оперу назвали "антибуржуазной", "антиамериканской" и "антисемитской", несмотря на то что автор либретто, американская поэтесса Элис Гудман, смягчила все жестокие подробности, а режиссер Петер Целлер поставил не оперный боевик, а скорее медитацию, посвященную недавним трагическим событиям. В его постановке не было убитых и раненых. Труп Клингхоффера не падал в море (его вообще не убивали), только в одной из сцен опускался на колени хор. Однако поводов для волнения у критиков и зрителей было сразу несколько. Опера оставалась и остается до сих пор заповедной территорией, куда не допускают современные конфликты. Даже человеческие страсти в оперном театре подаются в довольно смягченном виде. Как правило, композиторы обращаются к событиям далеких эпох, а театры ставят их опусы как минимум через пятьдесят лет после написания. Одно дело - Хозе, заколовший кинжалом Кармен, совсем другое - террористы, застрелившие человека в наше время. Интересно, что выходившие в это же время кинофильмы, рассказывающие о драме заложников, не вызывали такого сильного резонанса. Общественность прощала даже комиксы, где террористы были главными героями, но посягательства на оперу она простить не могла. В довершение ко всему композитора обвинили в "музыкальной несправедливости". В его опере есть арии и речитативы и положительных, и отрицательных героев. Критики, сошлись на том, что композитор не стал окружать бандитов романтическим ореолом. Но тем не менее решили, что их партии получились "не в меру выразительными", а партия Клингхоффера вышла "несколько смазанной, мягкой и местами лишенной выразительности". Дальше - больше: Адамса обвинили в "антисемитских и враждебных для Израиля настроениях". Поставить оперу в Америке так и не удалось. Только через полгода после европейской премьеры состоялось ее концертное исполнение в Бруклинской академии в Нью-Йорке. Об опере "Смерть Клингхоффера" в Америке снова вспомнили после трагедии 11 сентября 2001 года. И опять вспыхнул спор: почему кинорежиссеры могут напомнить человечеству о пережитых трагедиях, а композиторы нет? Пытаясь добиться исполнения "Смерти Клингхоффера" на родине композитора, музыкальный историк Ричард Тарускин из Калифорнийского университета писал в "Нью-Йорк таймс": "Разве человеку нельзя воскресить в памяти только что пережитое горе, если он пришел на концерт или в оперный театр?" "Моя опера не разжигает ненависть между людьми. Почему американцам, которые спокойно смотрят по телевидению в выпусках новостей на падающие бомбы, убитых и раненых, нельзя услышать в концертном зале хор палестинцев?" - говорил Адамс в интервью. Но ответа на свои вопросы ни музыковед, ни композитор так и не получили. Значительно больше Адамсу повезло в Лондоне. Там Би-би-си осуществило телевизионную постановку его оперы (при участии фирмы "Decca" ее выпустили на DVD). Во время исполнения "Смерти Клингхоффера" композитор сам управлял Лондонским симфоническим оркестром. Все слушавшие эту версию признаются, что ария вдовы Клингхоффера Мэрилин в интерпретации меццо-сопрано Ивонны Хауэрд звучит как предупреждение всем, кто попытается поднять руку на человека иной веры, расы или национальности. "Это был важный жизненный опыт, - вспоминает композитор, - все участники проекта поняли, насколько нужны сейчас актуальные оперные постановки". После выхода DVD критики признали оперу "одним из самых прекрасных произведений" и даже "лучшей оперой, сочиненной в последнем десятилетии прошлого века". Ее поставили в Ферраре, Хельсинки и Праге, но в Америке "Смерть Клингхоффера" по-прежнему остается под негласным запретом. Теперь ее постановка должна состояться в Вуппертале, и Адамс ждет, что разразится очередной скандал. Немецкая режиссура считается самой радикальной в мире. А тема оперы по-прежнему остается одной из самых актуальных: Ближний Восток, террористы, заложники, оружие, убитые и раненые. Пока трудно предположить, во что превратит "Смерть Клингхоффера" режиссер. Подробности постановки "оперного боевика" держатся в секрете. Никто из исполнителей не имеет права давать интервью журналистам. Ходят слухи, что зрителям объявят во время представления, будто в оркестр подложена бомба. А Адамс по-прежнему играет с огнем. После десятилетнего молчания, посвященного, как говорит композитор, "напряженной интеллектуальной работе", он нашел новую, интересующую его тему. Адамс пишет оперу под названием "Атомный доктор". Действие разворачивается в США во времена холодной войны, а один из героев занят созданием и усовершенствованием атомной бомбы. Премьера оперы должна состояться в Мюнхене в 2007 году. Также в рубрике:
|