Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Фотография

Жизнь в кумаче и розовом цвете

"Мода и стиль в фотографии"

Елена ШИРОЯН


А.Родченко. "Лиля Брик". 1924 г.

Как ни долог и изнурителен, если смотреть все 80 выставок, фестиваль "Мода и стиль в фотографии", но прощаться с ним жаль. На излете открылась последняя и очень важная, по мысли устроителей, выставка "Актуальная мобилография". Полный демократизм и доступность инноваций! Здесь снимают все и каждый, однако не чем угодно, но исключительно с помощью сотового телефона. Еще в 1930-е годы немецкий критик Франц Рох заявлял: "Фотография должна стать массовой, а в будущем неумение фотографировать приравняют к неграмотности". И вот уже мы не пишем друзьям письма, а посылаем по SMS "телефонные" экспресс-кадры...

И все же мало всем раздать по фотоаппарату (мобильнику) - нужны еще содержание и мастерство. И всегда в цене "исторический" компонент. Уже на старте фотофеста раздались голоса: "гвоздем сезона" станет не какой-либо знатный иностранец, а отечественный "революционный фоторепортер" Александр Родченко. Опять, как в год 150-летия фотографии на ретроспективах от Будапешта до Нью-Йорка, наш "стилеобразующий" классик в одном ряду с мегазвездами ХХ века: Эдвард Штайхен (портретист-американец, объявленный великим при жизни) или французский мастер светотени Рэймон Вуанкель.

Новое - это хорошо забытое старое: модная концепция созвучна тем заповедям, что Родченко сформулировал в 1929 году: "Ни шагу без аппарата... Снимай жизнь как она есть, никаких инсценировок... Снимай быстро, по возможности незаметно... Побольше оригинальности, остроты и неожиданности".

Выставка с дерзким слоганом "Круг Родченко. Стильные люди", одна из центральных на фотофесте, "попала" и в стержневую тему "Кино как стиль жизни". Но главное - вскрыла параллели между западным фотоискусством модернизма и тем движением, специфическим и мощным, что возникло в России.

М.Кауфман. "А.Родченко с трубкой". 1922 - 1923 гг.

Александр Родченко, как и большинство его персонажей, не был рожден "с серебряной ложечкой во рту" - напротив, пробивался к праву на самовыражение ценой колоссальных усилий, энергетически совпавших с переломной эпохой. И если на европейских снимках - люди стильные и значимые, в зените славы явившиеся на фотосессию к модному мастеру, ставящему театральный "свет", то русский авангардист без дизайнерских затей показывает своих друзей и коллег. Запросто и естественно, в потоке реальной жизни. И - в творческом процессе без границ. Носители радикальной идеологии и революционного месседжа - в действии, движении: Лев Кулешов на мотоцикле в "кожане" и шлеме, Борис Игнатович - на брусчатке Красной площади, буквально у ног пожарных, снимает их колонну в резком ракурсе... Только на миг наши законодатели моды застывают перед камерой, и сейчас же снова в бой. (Другой вопрос, каковы итоги сражения, унесшего многие жизни, и кто эти люди: герои или жертвы...) Это вам не "Голливудские знаменитости", позирующие в ореоле роскоши, самолюбования и востребованности, но тоже иконы своего времени. Тут есть и "киношники" Б.Барнет или А.Довженко, и те, кто только грезил о мерцании экрана. Характерно - все они знают себе цену, уверены в своей "самости": а как же иначе сотворишь новый, прежде небывалый стиль поведения и образ жизни?

Вообразите - поэт-трибун накачивает колесо, а муза-вдохновительница холодно наблюдает с подножки машины, как с "горлана-главаря" льется пот... Кстати, это из-за нее Маяковский заносчиво заявит в стихах, что он "из Парижа привез "рено", а не духи и не галстук": Лиля Брик чуть ли не первой из москвичек села за руль личного авто... Какой живописец отважился бы запечатлеть эту сценку из реальной жизни? У фотографии статус иной. Статус документа, который объективно фиксирует происходящее. Иные возможности: оперативность, мобильность, легкость, пусть и мнимая. Вероятность затаиться в архивах - негативом смотанной пленки. С тем чтобы вынырнуть спустя десятилетия и стать хитом, эмблемой эпохи, поводом для ее переосмысления уже в другую историческую пору, с иными критериями...

Впрочем, критерии меняются не так уж часто, при всей диверсификации форм воплощения. И не секрет, почему "Стильные люди" с легкостью вписались в вереницу европейских и американских мегазвезд. Пусть визуально эта выставка далеко не так эффектна, как грандиозные, поражающие иллюзорным жизнеподобием инсталляции Мивы Янаги или завораживающий роскошной линией "Мир Хорста П.Хорста", мастера ар-деко, или барочно-пышные снимки "принца света" Вуанкеля. Энергетике молодого Родченко позавидовали бы и завтрашние мегазвезды, и персонажи Марка Делогу - древнеримские статуи, даром что Вечный город - квинтэссенция стиля, почище Парижа и Лондона.

Да, вначале (а серия доходит до середины 1930-х) Родченко еще редко применял свои знаменитые изобретения - двойную экспозицию или "опрокинутый" ракурс. Тем более интересно наблюдать их появление среди более статичных, традиционных по композиции кадров: вот фронтально снятый художник А.Шевченко "обретает" вторую голову - в профиль, вот фотограф Г.Петрусов "ловит цель", бросившись наземь, вот камера вплотную исследует лицо матери Родченко; вот и жена, Варвара Степанова, уподоблена двуликому Янусу. Правда, манок для зрителей - не эта "амазонка авангарда" и не "фотографини" Е.Лемберг и Е.Игнатович с "лейкой" наперевес, а харизматическая фигура Лили Брик. В 1924 году вослед Маяковскому она пришла в мастерскую к Родченко. И, устроив феерию переодеваний, явилась нам "женщиной со ста лицами": строгая светская дама, томная топ-модель, эпатирующая обывателя "босоножка" а-ля Айседора Дункан в полупрозрачном черном платье (плевать, что пропорции далеки от античного идеала)... Наряды от Степановой и Ламановой, платья и косынки с абстрактным рисунком, классическая клетка и скромный горошек, равно как комбинезоны самого Родченко, - важная на выставке грань бытия, коль скоро ее герои не просто проживали свой век, но формировали его имидж и дух. Не больше чем кинозвезды Голливуда, но с иным настроем: дерзость разрушителей "старого мира" шла рука об руку с желанием освоиться в мире "новом" максимально комфортно, по-хозяйски, если не шикарно - в манерах Брик беспристрастный "фотоглаз" подметил и это.

"Пролетарский гламур" - его лучшие образцы и показала выставка - замешен на гордом осознании того, что американцы называют "self made man". Не оспаривая формулы "человек - это стиль", заметим: Родченко, его друзья, поэты и художники, даже их дамы сердца - фигуры эмблематические. Их роль в преобразовании искусства и жизни - это не только стихи "лесенкой" и "опрокинутые" ракурсы!

Но только здесь, а не на импозантных западных экспозициях приходит на память афористичная фраза Маяковского из письма к Лиле: "Любовь - это солнце всего". Именно этим солнцем, светом любви, глубиной веры в нечто великое, творимое "здесь и сейчас", озарена выставка. Такого чистого света, исходящего не от софитов, а изнутри человека, недостает и старому Голливуду, и беспредельно изощренным "актуалам" со всеми новейшими технологиями. Стиль круга Родченко - это не одежда и антураж, главное - устремленные в будущее лица "делателей" нового искусства. Столь же культовых героев, как Жан Габен или Марлен Дитрих.

Также в рубрике:

ФОТОГРАФИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;