Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ФотографияЖизнь в кумаче и розовом цвете"Мода и стиль в фотографии" Елена ШИРОЯН
Как ни долог и изнурителен, если смотреть все 80 выставок, фестиваль "Мода и стиль в фотографии", но прощаться с ним жаль. На излете открылась последняя и очень важная, по мысли устроителей, выставка "Актуальная мобилография". Полный демократизм и доступность инноваций! Здесь снимают все и каждый, однако не чем угодно, но исключительно с помощью сотового телефона. Еще в 1930-е годы немецкий критик Франц Рох заявлял: "Фотография должна стать массовой, а в будущем неумение фотографировать приравняют к неграмотности". И вот уже мы не пишем друзьям письма, а посылаем по SMS "телефонные" экспресс-кадры... И все же мало всем раздать по фотоаппарату (мобильнику) - нужны еще содержание и мастерство. И всегда в цене "исторический" компонент. Уже на старте фотофеста раздались голоса: "гвоздем сезона" станет не какой-либо знатный иностранец, а отечественный "революционный фоторепортер" Александр Родченко. Опять, как в год 150-летия фотографии на ретроспективах от Будапешта до Нью-Йорка, наш "стилеобразующий" классик в одном ряду с мегазвездами ХХ века: Эдвард Штайхен (портретист-американец, объявленный великим при жизни) или французский мастер светотени Рэймон Вуанкель. Новое - это хорошо забытое старое: модная концепция созвучна тем заповедям, что Родченко сформулировал в 1929 году: "Ни шагу без аппарата... Снимай жизнь как она есть, никаких инсценировок... Снимай быстро, по возможности незаметно... Побольше оригинальности, остроты и неожиданности". Выставка с дерзким слоганом "Круг Родченко. Стильные люди", одна из центральных на фотофесте, "попала" и в стержневую тему "Кино как стиль жизни". Но главное - вскрыла параллели между западным фотоискусством модернизма и тем движением, специфическим и мощным, что возникло в России.
Александр Родченко, как и большинство его персонажей, не был рожден "с серебряной ложечкой во рту" - напротив, пробивался к праву на самовыражение ценой колоссальных усилий, энергетически совпавших с переломной эпохой. И если на европейских снимках - люди стильные и значимые, в зените славы явившиеся на фотосессию к модному мастеру, ставящему театральный "свет", то русский авангардист без дизайнерских затей показывает своих друзей и коллег. Запросто и естественно, в потоке реальной жизни. И - в творческом процессе без границ. Носители радикальной идеологии и революционного месседжа - в действии, движении: Лев Кулешов на мотоцикле в "кожане" и шлеме, Борис Игнатович - на брусчатке Красной площади, буквально у ног пожарных, снимает их колонну в резком ракурсе... Только на миг наши законодатели моды застывают перед камерой, и сейчас же снова в бой. (Другой вопрос, каковы итоги сражения, унесшего многие жизни, и кто эти люди: герои или жертвы...) Это вам не "Голливудские знаменитости", позирующие в ореоле роскоши, самолюбования и востребованности, но тоже иконы своего времени. Тут есть и "киношники" Б.Барнет или А.Довженко, и те, кто только грезил о мерцании экрана. Характерно - все они знают себе цену, уверены в своей "самости": а как же иначе сотворишь новый, прежде небывалый стиль поведения и образ жизни? Вообразите - поэт-трибун накачивает колесо, а муза-вдохновительница холодно наблюдает с подножки машины, как с "горлана-главаря" льется пот... Кстати, это из-за нее Маяковский заносчиво заявит в стихах, что он "из Парижа привез "рено", а не духи и не галстук": Лиля Брик чуть ли не первой из москвичек села за руль личного авто... Какой живописец отважился бы запечатлеть эту сценку из реальной жизни? У фотографии статус иной. Статус документа, который объективно фиксирует происходящее. Иные возможности: оперативность, мобильность, легкость, пусть и мнимая. Вероятность затаиться в архивах - негативом смотанной пленки. С тем чтобы вынырнуть спустя десятилетия и стать хитом, эмблемой эпохи, поводом для ее переосмысления уже в другую историческую пору, с иными критериями... Впрочем, критерии меняются не так уж часто, при всей диверсификации форм воплощения. И не секрет, почему "Стильные люди" с легкостью вписались в вереницу европейских и американских мегазвезд. Пусть визуально эта выставка далеко не так эффектна, как грандиозные, поражающие иллюзорным жизнеподобием инсталляции Мивы Янаги или завораживающий роскошной линией "Мир Хорста П.Хорста", мастера ар-деко, или барочно-пышные снимки "принца света" Вуанкеля. Энергетике молодого Родченко позавидовали бы и завтрашние мегазвезды, и персонажи Марка Делогу - древнеримские статуи, даром что Вечный город - квинтэссенция стиля, почище Парижа и Лондона. Да, вначале (а серия доходит до середины 1930-х) Родченко еще редко применял свои знаменитые изобретения - двойную экспозицию или "опрокинутый" ракурс. Тем более интересно наблюдать их появление среди более статичных, традиционных по композиции кадров: вот фронтально снятый художник А.Шевченко "обретает" вторую голову - в профиль, вот фотограф Г.Петрусов "ловит цель", бросившись наземь, вот камера вплотную исследует лицо матери Родченко; вот и жена, Варвара Степанова, уподоблена двуликому Янусу. Правда, манок для зрителей - не эта "амазонка авангарда" и не "фотографини" Е.Лемберг и Е.Игнатович с "лейкой" наперевес, а харизматическая фигура Лили Брик. В 1924 году вослед Маяковскому она пришла в мастерскую к Родченко. И, устроив феерию переодеваний, явилась нам "женщиной со ста лицами": строгая светская дама, томная топ-модель, эпатирующая обывателя "босоножка" а-ля Айседора Дункан в полупрозрачном черном платье (плевать, что пропорции далеки от античного идеала)... Наряды от Степановой и Ламановой, платья и косынки с абстрактным рисунком, классическая клетка и скромный горошек, равно как комбинезоны самого Родченко, - важная на выставке грань бытия, коль скоро ее герои не просто проживали свой век, но формировали его имидж и дух. Не больше чем кинозвезды Голливуда, но с иным настроем: дерзость разрушителей "старого мира" шла рука об руку с желанием освоиться в мире "новом" максимально комфортно, по-хозяйски, если не шикарно - в манерах Брик беспристрастный "фотоглаз" подметил и это. "Пролетарский гламур" - его лучшие образцы и показала выставка - замешен на гордом осознании того, что американцы называют "self made man". Не оспаривая формулы "человек - это стиль", заметим: Родченко, его друзья, поэты и художники, даже их дамы сердца - фигуры эмблематические. Их роль в преобразовании искусства и жизни - это не только стихи "лесенкой" и "опрокинутые" ракурсы! Но только здесь, а не на импозантных западных экспозициях приходит на память афористичная фраза Маяковского из письма к Лиле: "Любовь - это солнце всего". Именно этим солнцем, светом любви, глубиной веры в нечто великое, творимое "здесь и сейчас", озарена выставка. Такого чистого света, исходящего не от софитов, а изнутри человека, недостает и старому Голливуду, и беспредельно изощренным "актуалам" со всеми новейшими технологиями. Стиль круга Родченко - это не одежда и антураж, главное - устремленные в будущее лица "делателей" нового искусства. Столь же культовых героев, как Жан Габен или Марлен Дитрих. Также в рубрике:
|