Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаАллюзионные танцыПремьера балета о "сибирском старце" Елена ФЕДОРЕНКО
Балет "Распутин" поставил хореограф Георгий Ковтун. Ранее мне не доводилось видеть его спектаклей, но уважаемые профессионалы, часто посещающие иные города, рассказывали об успешных работах Ковтуна, который немало трудится в провинции. И правильно делает. Не потому, что там можно халтурить, нет. Просто публика небольших городов не избалована новациями, доверчива и наивна. Именно им, зрителям сериалов и любителям мелодраматических эффектов, адресован новый балет. Тем же, кто видел иные спектакли, переварить танцевальный рассказ о "святом старце и царской семье" сложнее. К московской премьере "Распутин" подошел со шлейфом нескольких скандалов. Во-первых, предложила спектакль труппа "Новый Имперский русский балет", рожденная конфликтом в благородном "семействе" Гедиминаса Таранды - Майи Плисецкой, который был связан с коммерческими проектами художественного руководителя. Тогда Николай Анохин, бывший коммерческий директор труппы "Русский Имперский балет", ушел от своих соратников и на базе балета "Возрождение" создал новый коллектив. Покровительствует ему Майя Плисецкая. Правда, великая балерина не присутствовала ни на первой, ни на второй премьере в Театре эстрады и знает ли она, что это за балет, - пока вопрос. Новорожденный балетный театр пополнил число трупп, которые отстаивают свое право танцевать, что и становится частью их биографий.
Второй конфуз связан с протестами верующих - в Екатеринбурге и в Москве были устроены пикеты, участники которых выражали недовольство тем, что на сцене танцуют члены семьи Николая II, канонизированные Церковью. Честно говоря, балет такого внимания и резонанса просто не заслуживал. Это двухчасовое зрелище требовало от зрителей не только "наивности", но и долготерпения. Создатели незатейливо рассказали сказочную историю, детально объяснив все повороты сюжета. Нас упорно пытались убедить в том, как непросто было русскому царю выбрать правильное решение: "пригреть" сибирского шарлатана, который помогает наследнику справиться со страшным недугом, или изгнать его за буйное пьянство и развратный разгул. Но балетный император, похоже, не успел принять судьбоносное решение, это сделали заговорщики, убив Распутина, который и потянул за собой в небытие всю царскую семью, в усеченном виде представленную на сцене: император Николай II, императрица Александра Федоровна и Соцаревич (именно так, а не цесаревич - написано в программке) Алексей. Дочек - не было. Спектакль дал возможность отдохнуть от бешеных ритмов, в нем отменен режим non stop, действие составлено из 25 кратких эпизодов, каждый из которых существуют совершенно автономно. Пьяный угар кабацкого беспредела и бальные сцены высшего общества, ярмарочная Русь с балаганом, скоморохами и даже медведем, рафинированный свет и охваченный паникой народ, канканы и танго, вальсы и цыганские пляски, танцы итальянские, хорватские, немецкие... Многие сцены, особенно бальные и батальные, заставляют память резонировать, и тогда вспоминаются умильные кадры народных гуляний из фильма "Сибирский цирюльник". Размах, конечно, там иной, но лубочно-сувенирный посыл - тот же. Три десятка танцовщиков без устали переодеваются, создают видимость огромных масс. Критиковать артистов невозможно - они делают все, что позволяют их далеко не безупречные тела, не готовые к классическим трансформациям. Танцуют с полной отдачей, всегда готовы подставить ноги и спины Распутину, который безжалостно их топчет. Танцуют честно: страсть не загоняется в подтекст, игра в темперамент видна даже тем, кто сидит в последних рядах. Тон задают солисты: каждый имеет по одной правильной идее, ее и воплощают, изображая переживания на заданную тему. Соцаревич Алексей (Ясна Дикусар) в традициях тюзовских травести бьется в приступах болезни, а когда та отступает, радуется и подпрыгивает, как шаловливый болванчик. Ангел (Валерия Саввина) изображает страдающую и умиротворяющую русскую душу, но Русь воодушевленная выглядит довольно убогой. Смысл партии Императрицы (Ольга Чернобровкина), которая мечется между любовью к семье, страхом за сына и отношениями с Распутиным, ускользнул, никак не прояснив ее характера. Музыка Владимира Качесова любопытна в своих оригинальных темах, но пугает звучанием молитв, храмового колокольного перезвона и литургических песнопений и даже нагоняет жуть, когда церковные песнопения прерываются душещипательными городскими романсами. Две главные мужские партии исполняют серьезные талантливые танцовщики, к творчеству которых я отношусь уважительно. Народные артисты Айдар Ахметов (Распутин) и Валерий Лантратов (Николай II) достаточно изобретательны в трактовке характеров своих героев. Распутин получается совсем не злодеем, как следует из либретто, написанного хореографом, а Николай II - не императором. Они работают словно на разных территориях - напористый Распутин выполняет титаническую, непосильную задачу собрать спектакль в единое целое, провести логику между разными, не связанными друг с другом эпизодами. К тому же ему отведена самая сложная с точки зрения техники партия, с которой он справляется достойно. Император - из театра психологического, он живет в сомнениях и терзаниях, часто молится, задумывается и застывает в картинных позах. И то, и другое, и третье делает корректно и грамотно. С точки зрения профессионализма и Ахметов, и Лантратов оказались лидерами в этом спектакле. В программке честно написано, что балет "ни в коем образе не документальный взгляд на историю", а "аллюзия на сегодняшний день". Эта самая аллюзия, печальная и тупиковая, заключается в финальной сцене, когда герои заворачиваются в полотнища цвета российского флага. Пестрота эпизодов не дала авторам возможности сосредоточиться на главном, и ответа на поставленный вопрос - кем был Распутин, иллюзионистом или антихристом, целителем или организатором пьяных погромов - зрители не получили. А получили полудетский, наивный спектакль, рассказанный внятным, без фантазий, пластическим языком - для гастролей по глубинке, куда балет и не пускают, чтобы не оскорблять чувств верующих, хотя оскорбить их он не в силах. И потому, что таких целей у создателей не было и в помине, и потому, что никакого богохульства в аллюзионных танцах нет. Также в рубрике:
|