Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЧто делать в поле одному, если он хочет быть воином?"Бобби Фишер. Против всех" на "России" ПРЕМЬЕРАМаксим ГУРЕЕВ
Как помнится, 70-е в СССР прошли под знаком трех всенародных истерий - хоккея с шайбой, фигурного катания и шахмат. В этой советской триаде было, пожалуй, все, что в полной мере раскрывало "загадочную русскую душу" периода вполне добродушных "брежневских каникул". Хоккей - для могучих агрессивных мужиков, готовых в случае чего отложить клюшку в сторону и разобраться "по-простому", фигурное катание - для натур лирических и утонченных, а шахматы - для интеллектуалов, то есть для тех, кого в те приснопамятные годы было принято именовать "советской интеллигенцией". Однако если в хоккее и фигурном катании у Валерия Харламова и Ирины Родниной не было, да и не могло быть конкурентов не только в стране, но и за ее пределами, то в шахматах ситуация выглядела несколько иначе. Спора нет, М.Ботвинник, Б.Спасский, М.Таль, М.Тайманов, молодой А.Карпов являлись властителями шахматных дум и непререкаемыми авторитетами, победителями всевозможных турниров и образцами для подражания тысяч и тысяч советских пионеров, готовивших себя к умственному труду на славу Родине. Но выделить кого-либо из них, удостоив высокого звания единственного и неповторимого, было практически невозможно, как ни старались соответствующие "компетентные" органы. Это был именно тот случай, когда обилие талантов не шло ни в командный, ни в индивидуальный зачеты. Но "свято место", как известно, пусто не бывает никогда. И умопомрачительный ответ, как и предупреждали знатоки теории "усиления классовой борьбы", пришел из-за океана. Так, всему этому, бесспорно, могучему интеллектуальному воинству из страны "победившего социализма" был противопоставлен всего лишь один "тихий" (до поры) американец, этакий шахматный борец с циклопической машиной по имени Госкомспорт СССР, да и вообще со всей "красной" системой в целом - Бобби Фишер. О том, почему именно сейчас, спустя 33 года после его триумфа в Рейкьявике, разговор об этом человеке стал актуален, а также привлекателен с точки зрения телевизионной конъюнктуры, и попытались разобраться в документальном проекте на телеканале "Россия" "Бобби Фишер. Против всех" (реж. Я.Посельский). Господин Фишер происходит из немецко-еврейской семьи, перебравшейся в 1933 году (после прихода нацистов к власти) не куда-нибудь, а в СССР. Спустя шесть лет перспектива строить лагерный социализм образца товарища Сталина, видимо, утратила для семьи будущего великого шахматиста всякую привлекательность, и Фишеры переехали в США. И это в 1939 году! Тут, как говорится, без комментариев... Однако на этом странные факты биографии Бобби Фишера не заканчиваются. В частности, уже добившись за шахматной доской определенных успехов у себя на родине, господин Фишер по просьбе матери пишет письмо лично товарищу Хрущеву, чтобы тот пригласил его в СССР для проведения матча с ведущими советскими гроссмейстерами. И, о чудо, юное дарование приглашают в Москву, поправ при этом все суровые законы времен не то что "железного", а просто-таки "железобетонного занавеса". Нельзя при этом сказать, чтобы "шахматная одиссея" Бобби Фишера в "страну большевиков" закончилась успешно - его выдворили из Союза за якобы брошенное им в адрес устроителей турнира (а кто были устроители, и так понятно) дерзновенное - "мне так надоели эти свиньи". Столь подробный пересказ биографии нашего героя на этих страницах вытекает из самого аудиовизуального произведения, которое умело и даже талантливо подготовили его создатели. Вдруг выяснилось, что мы, в свое время замиравшие при упоминании имени Бобби в наполовину заглушенном эфире радио "Свобода", абсолютно ничего не знаем об этом человеке, для которого шахматы стали всем. И заменили тоже все... Но дальше - больше. В 1992 году Бобби Фишер и Борис Спасский проводят матч в Югославии, против которой международным сообществом и в первую очередь США введены санкции, запрещающие все, в том числе и гуманитарные контакты с государством, руководство которого обвиняется в совершении военных преступлений. Но все запреты не для нашего героя, к тому моменту уже прекрасно осознавшего, что он ненавидит Америку - это "исчадие зла". Хотя еще совсем недавно "империей зла" соотечественники Бобби Фишера, как, впрочем, и он сам, называли СССР. Финал же этой печальной истории известен многим - спустя более чем десять лет господина Фишера арестовывают в Токийском аэропорту - виза его давно просрочена, сумма неуплаченных налогов впечатляет даже отечественных толстосумов, а гневные обличения американского империализма принесли бывшему великому гроссмейстеру еще большую славу, нежели его шахматные достижения. По сути, именно это событие (арест Фишера) и стало информационным поводом для создания фильма. При этом понятно, что повернуть его можно было по-разному, особенно сейчас, когда поиск внешнего врага стал достаточно актуальным в свете уже другого затянувшегося поиска "национальной идеи". Мол, даже такой стопроцентный американский патриот, как Бобби Фишер, осознал античеловечность той системы, в которой прожил всю жизнь, и уже на старости лет прозрел, обратив свои взоры к далекой и загадочной России, в которой он когда-то бывал и которую по недомыслию некогда презирал. Но, слава богу, такой пропагандистской интродукции не произошло. Авторы фильма, как говорится, "копнули" глубже, и выяснилось, что не так уж и не право американское правосудие, требующее немедленной выдачи господина Фишера. С одной стороны, перед нами предстал совершенно одинокий человек с явно нездоровой психикой. Причем истоки этого нездоровья следует искать в уже упомянутых выше более чем странных обстоятельствах истории его семьи. С другой стороны, в фильме был показан абсолютный психопат - антисемит, прочитавший в своей жизни, по его же словам, всего лишь две книги - "Майн кампф" А.Гитлера и "Протоколы сионских мудрецов" предположительно С.Нилуса и построивший по ним свою жизненную философию. Более того, в телефонном разговоре с корреспондентом телеканала "Россия", вставленном в фильм, господин Фишер не постеснялся изложить свои бредовые нацистские взгляды на современный "еврейский мир", с которым он, собственно, и ведет свою бескомпромиссную борьбу "не на живот, а на смерть". А что же шахматы? - спросит исполненный искреннего недоумения зритель. А ничего! - прозвучит в ответ. Они уже давно "прокляты и забыты", потому что не вписываются в новую систему ценностей бывшего эксцентричного гения. Что же касается душевного здоровья Бобби Фишера, то тут остается лишь заметить, что для человека, заигравшегося в политику по "обе стороны баррикад", такой итог вполне предсказуем. Также в рубрике:
|