Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тысяча и сто лет

"Россия - Норвегия. Сквозь века и границы"

Елена ТИТАРЕНКО


Г.Мюнте. "Дверь в скале". 1895 г.

Санкт-Петербург, Российский этнографический музей - новый адрес выставки "Россия - Норвегия. Сквозь века и границы". Летом прошлого года мы уже писали о культурно-историческом мегапроекте, которым две страны отмечают столетие установления дипотношений. Это не первая выставка из разряда "дипломатических", или (модный термин) бинарных, под высоким патронатом, в данном случае - Президента РФ Владимира Путина и короля Норвегии Харальда V. Выставки-сопоставления, показ взаимосвязей в различных сферах и широком диапазоне - набирающая силу тенденция. Но работа над проектом "Россия - Норвегия. Сквозь века и границы" длилась семь лет, еще до поразившей Рим выставки "Россия - Италия. От Джотто до Малевича", тоже приуроченной к исторической вехе - 500-летию дипломатических контактов. Серьезное отличие "норвежской" концепции от череды подобных: здесь не ограничились искусством с довеском из сферы архитектуры. Русско-норвежская "сага" объемлет всевозможные аспекты жизни стран, чья общая граница на Крайнем Севере установлена первой в Европе, в 1326 году: самый старый из внешних рубежей России веками остается незыблем.

Н.Рерих. "Дочь викинга". 1910 г.

Вначале выставка стала событием в Осло - более четверти миллиона посетителей принял Норвежский народный музей. "Вы видите перед собой счастливого человека", - сказал его директор на российском вернисаже. Роль Петербурга в совместной истории подвигла норвежцев избрать для экспозиции в России не привычную всем Москву, а прежнюю столицу. В Этнографическом музее установили бюсты последнего российского императора и первого короля Норвегии Хокона. Рядом две телеграммы 1905 года: официальный Осло известил правительство Николая II о разрыве унии со Швецией и тут же получил ответ из России, первой в мире признавшей независимость новой страны в Скандинавии.

Круглый, но не слишком весомый юбилей претворился в грандиозный международный проект, не имеющий аналогов в российской музейной практике. Он охватил свыше тысячи лет истории двух стран-соседей. А точнее, двенадцать столетий - с VIII века до наших дней. Тысячу экспонатов самого разного свойства предоставили сотни музеев России и Норвегии, корпоративные и частные коллекции. Поистине проект адресован и романтику, и прагматику: одного порадует макет ладьи викингов с украшением в виде львиной головы или "Ра" Тура Хейердала, другой во главу угла поставит уходящие в глубь столетий, но и поныне значимые взаимосвязи в области рыболовства и освоения полярных земель... Кто-то запомнит необычную инсталляцию из Осло, где расположен, вероятно, единственный в мире Музей лыж: "варяжские гости" визуализировали поговорку, что норвежцы родятся с лыжами на ногах. Изящные лыжи столетней давности, принадлежавшие королеве Мод, отличаются от походных, которые взял в путешествие на "Фраме" самый популярный норвежец Фритьоф Нансен. А снимки монаршей семьи на лыжной прогулке задают столь редкое "человеческое измерение"... А иному не забудется скафандр водолаза: норвежских спасателей призвали на выручку подводникам "Курска" - увы, слишком поздно. Однако кураторы выставки не закрывали глаза на трагические страницы истории, избежав налета пафоса, неизбежного в подобных госпроектах.

В том же русле - и отказ блистать исключительно знаменитыми именами и шедеврами. Тактично очерчены связи между музыкантами, деятелями литературы и театра: Григ и Чайковский, Антон Рубинштейн и скрипач Уле Булль, Блок и Ибсен, поклонение Льву Толстому и Достоевскому, идеи Мейерхольда и Станиславского в норвежском театре... Правда, упомянуты не только Ибсен, Мунк, "нобелиат" Бьернсон или Гамсун, столетие назад будоражившие просвещенную Россию, но и люди малоизвестные, однако давшие немало импульсов культуре обеих стран. В первую очередь эмигранты из России: унесшие с собой частичку родины, ее они переплавляли в просветительские проекты - так, уроженка Москвы Виктория Бакке создала в Тронхейме первый в Норвегии Музей музыкальных инструментов.

Россия тоже питала интерес к искусству Норвегии: и у мецената С.Щукина, чей портрет написал Ксан Крон, и у его "коллег" сложились коллекции картин Ф.Таулова, К.Крога, Э.Петерссена, не говоря уж о самой яркой звезде Севера Э.Мунке. Зарисовки Норвегии делала А.Остроумова-Лебедева, в Берген приезжал Андрей Белый, по заданию С.Мамонтова ездили на Север К.Коровин и В.Серов: холст первого "Северное сияние", как и "Поморы" второго, украсили выставку на равных с "Белой ночью" Мунка или "Заморскими гостями" Рериха. Созвучны иллюстрации к русским сказкам Елены Поленовой и работы ее современника Герхарда Мюнте, вдохновленного норвежскими легендами, открывшего "национальное" направление в декоративном искусстве. Русские скульпторы ведут диалог с норвежцами - непревзойденными ваятелями.

Все эти детали нанизываются на стержень, каковым служит главная цель выставки - раскрыть неизвестные страницы в долгих взаимоотношениях народов России и Норвегии. Именно народов: тут и саамы, и легендарные бьярмы, и поморы, и отрезанные от родины кольские норвежцы; горящие красками национальные одежды находят неожиданные отзвуки в экспозиции РЭМа "Народы России", сквозь которую лежит дорога на выставку. Широкие хронологические рамки вкупе с характером памятников истории дают весьма монументальное "полотно". При этом выставка не стала утомительно необъятной, а вполне обозрима и увлекательна. Узловые моменты в истории России и ее соседа на северо-западе иллюстрируются через судьбы отдельных людей, связанных с обеими странами...

Особый акцент - на ХХ веке, когда с Норвегией нас сблизило и рабочее движение, и борьба с фашизмом: "партизаны", северные конвои, город Киркенес в 1944 году; не забыты "посол Советского Союза" Александра Коллонтай и эмигрант Лев Троцкий. Крест с кладбища советских военнопленных и сделанные их руками игрушки, документы Второй мировой войны оправдывают красный цвет, доминирующий в этой части выставки. Но история продолжается - на сотрудничество в новом веке и сделали ставку вдохновители нынешнего "праздника дипломатии", за которым, как известно, следуют переговорные будни.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;