Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7474) 21 - 27 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраТысяча и сто лет"Россия - Норвегия. Сквозь века и границы" Елена ТИТАРЕНКО
Санкт-Петербург, Российский этнографический музей - новый адрес выставки "Россия - Норвегия. Сквозь века и границы". Летом прошлого года мы уже писали о культурно-историческом мегапроекте, которым две страны отмечают столетие установления дипотношений. Это не первая выставка из разряда "дипломатических", или (модный термин) бинарных, под высоким патронатом, в данном случае - Президента РФ Владимира Путина и короля Норвегии Харальда V. Выставки-сопоставления, показ взаимосвязей в различных сферах и широком диапазоне - набирающая силу тенденция. Но работа над проектом "Россия - Норвегия. Сквозь века и границы" длилась семь лет, еще до поразившей Рим выставки "Россия - Италия. От Джотто до Малевича", тоже приуроченной к исторической вехе - 500-летию дипломатических контактов. Серьезное отличие "норвежской" концепции от череды подобных: здесь не ограничились искусством с довеском из сферы архитектуры. Русско-норвежская "сага" объемлет всевозможные аспекты жизни стран, чья общая граница на Крайнем Севере установлена первой в Европе, в 1326 году: самый старый из внешних рубежей России веками остается незыблем.
Вначале выставка стала событием в Осло - более четверти миллиона посетителей принял Норвежский народный музей. "Вы видите перед собой счастливого человека", - сказал его директор на российском вернисаже. Роль Петербурга в совместной истории подвигла норвежцев избрать для экспозиции в России не привычную всем Москву, а прежнюю столицу. В Этнографическом музее установили бюсты последнего российского императора и первого короля Норвегии Хокона. Рядом две телеграммы 1905 года: официальный Осло известил правительство Николая II о разрыве унии со Швецией и тут же получил ответ из России, первой в мире признавшей независимость новой страны в Скандинавии. Круглый, но не слишком весомый юбилей претворился в грандиозный международный проект, не имеющий аналогов в российской музейной практике. Он охватил свыше тысячи лет истории двух стран-соседей. А точнее, двенадцать столетий - с VIII века до наших дней. Тысячу экспонатов самого разного свойства предоставили сотни музеев России и Норвегии, корпоративные и частные коллекции. Поистине проект адресован и романтику, и прагматику: одного порадует макет ладьи викингов с украшением в виде львиной головы или "Ра" Тура Хейердала, другой во главу угла поставит уходящие в глубь столетий, но и поныне значимые взаимосвязи в области рыболовства и освоения полярных земель... Кто-то запомнит необычную инсталляцию из Осло, где расположен, вероятно, единственный в мире Музей лыж: "варяжские гости" визуализировали поговорку, что норвежцы родятся с лыжами на ногах. Изящные лыжи столетней давности, принадлежавшие королеве Мод, отличаются от походных, которые взял в путешествие на "Фраме" самый популярный норвежец Фритьоф Нансен. А снимки монаршей семьи на лыжной прогулке задают столь редкое "человеческое измерение"... А иному не забудется скафандр водолаза: норвежских спасателей призвали на выручку подводникам "Курска" - увы, слишком поздно. Однако кураторы выставки не закрывали глаза на трагические страницы истории, избежав налета пафоса, неизбежного в подобных госпроектах. В том же русле - и отказ блистать исключительно знаменитыми именами и шедеврами. Тактично очерчены связи между музыкантами, деятелями литературы и театра: Григ и Чайковский, Антон Рубинштейн и скрипач Уле Булль, Блок и Ибсен, поклонение Льву Толстому и Достоевскому, идеи Мейерхольда и Станиславского в норвежском театре... Правда, упомянуты не только Ибсен, Мунк, "нобелиат" Бьернсон или Гамсун, столетие назад будоражившие просвещенную Россию, но и люди малоизвестные, однако давшие немало импульсов культуре обеих стран. В первую очередь эмигранты из России: унесшие с собой частичку родины, ее они переплавляли в просветительские проекты - так, уроженка Москвы Виктория Бакке создала в Тронхейме первый в Норвегии Музей музыкальных инструментов. Россия тоже питала интерес к искусству Норвегии: и у мецената С.Щукина, чей портрет написал Ксан Крон, и у его "коллег" сложились коллекции картин Ф.Таулова, К.Крога, Э.Петерссена, не говоря уж о самой яркой звезде Севера Э.Мунке. Зарисовки Норвегии делала А.Остроумова-Лебедева, в Берген приезжал Андрей Белый, по заданию С.Мамонтова ездили на Север К.Коровин и В.Серов: холст первого "Северное сияние", как и "Поморы" второго, украсили выставку на равных с "Белой ночью" Мунка или "Заморскими гостями" Рериха. Созвучны иллюстрации к русским сказкам Елены Поленовой и работы ее современника Герхарда Мюнте, вдохновленного норвежскими легендами, открывшего "национальное" направление в декоративном искусстве. Русские скульпторы ведут диалог с норвежцами - непревзойденными ваятелями. Все эти детали нанизываются на стержень, каковым служит главная цель выставки - раскрыть неизвестные страницы в долгих взаимоотношениях народов России и Норвегии. Именно народов: тут и саамы, и легендарные бьярмы, и поморы, и отрезанные от родины кольские норвежцы; горящие красками национальные одежды находят неожиданные отзвуки в экспозиции РЭМа "Народы России", сквозь которую лежит дорога на выставку. Широкие хронологические рамки вкупе с характером памятников истории дают весьма монументальное "полотно". При этом выставка не стала утомительно необъятной, а вполне обозрима и увлекательна. Узловые моменты в истории России и ее соседа на северо-западе иллюстрируются через судьбы отдельных людей, связанных с обеими странами... Особый акцент - на ХХ веке, когда с Норвегией нас сблизило и рабочее движение, и борьба с фашизмом: "партизаны", северные конвои, город Киркенес в 1944 году; не забыты "посол Советского Союза" Александра Коллонтай и эмигрант Лев Троцкий. Крест с кладбища советских военнопленных и сделанные их руками игрушки, документы Второй мировой войны оправдывают красный цвет, доминирующий в этой части выставки. Но история продолжается - на сотрудничество в новом веке и сделали ставку вдохновители нынешнего "праздника дипломатии", за которым, как известно, следуют переговорные будни. Также в рубрике:
|