Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураЗакон принят. УсловноГенеральный план Москвы пока так и не согласован с Федерацией ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВОАнна ВИКТОРОВА Мосгордума приняла самый долгожданный закон - "О Генеральном плане развития Москвы". Казалось бы, теперь столица может вздохнуть свободно: для бурного развития наконец-то есть официальные основания. Но поздравлять город с утвержденным генпланом, увы, рано - документ, определяющий основные принципы развития Москвы до 2020 года, принят без одобрения федеральных властей, так что его законность весьма условна. Город больше не может ждатьГенеральный план развития Москвы на период до 2020 года - документ-долгожитель. Проект генплана был разработан в 1997 - 1999 годах. В 1999-м он получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и государственной межведомственной экспертизы РФ, после чего был вынесен на обсуждение Мосгордумы и одновременно направлен на согласование в Правительство РФ. По поручению последнего Госстрой России создал в 2000 году рабочую группу из представителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства Москвы для подготовки материалов генерального плана к согласованию. В Мосгордуме проект генплана в общей сложности провел шесть лет. Разработчики позиционировали этот документ как максимально близкий и внимательный к реальным проблемам мегаполиса. "В отличие от генпланов Москвы 1935 и 1971 годов в основе третьей разработки лежит не социально-политический, не административно-ведомственный заказ или формальные композиционно-планировочные идеи, а комплексный учет социальных, экономических и экологических проблем и предпосылок, сложившихся как в ходе исторического развития города, так и в результате реализации градостроительных планов предшествующего периода" - можно было прочитать в презентационных материалах. Однако, несмотря на столь позитивный посыл, документ согласовывался очень трудно. Лишь после долгих прений в 2000 году его удалось принять в первом чтении, второе состоялось спустя год - в апреле 2001-го. До третьего дошли только сейчас... Таким образом, столица искала оптимальное русло, в которое можно направить свое бурное развитие и тем самым поставить его под контроль, мягко говоря, не в спешке. И главным камнем преткновения были не интересы отдельных застройщиков или городских структур. Все это время столица пыталась согласовать документ с Федерацией, которая считает, что Москва "забыла" зарезервировать землю под учреждения федеральной власти. Между тем она обязана была это сделать, поскольку является не просто мегаполисом, но столицей государства. Действительно ли имела место забывчивость - вопрос открытый. Скорее всего, дело тут не в отсутствии в генплане столичной функции как таковой, но в аппетитах на землю - и у столицы, и у Федерации они весьма велики. "До 2020 года осталось 15 лет, и ждать мы больше не можем, - заявил спикер Мосгордумы Владимир Платонов. - Закон будет действовать в полном объеме за исключением главы, касающейся функций столицы. Как только мы согласуем этот вопрос с федеральными властями, мы введем ее в действие". Правда, уставшие ждать столичные парламентарии не намерены тянуть с подвисшим разделом вечно. 11 мая на заседании Московской городской думы был принят Закон города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы" от 10.12.1997 г. № 53". Эти изменения предлагают считать генплан Москвы согласованным, если в течение шести месяцев после его внесения в Правительство РФ не поступит никаких возражений и замечаний. Если у правительства возникнут-таки замечания, будут проводиться согласительные процедуры, а в случае превышения предельного срока согласования (один год) Московская городская дума считает себя вправе окончательно утвердить Генеральный план развития Москвы. Насколько такое решение конституционно, пока совершенно непонятно. Скорее всего, в случае, если столица не дождется федеральной благосклонности, ее ждут многочисленные суды, жертвами которых станут рядовые граждане, строящие жилье или создающие рабочие места на участках, облюбованных госвластью. Зоны строгого режимаГенеральный план делит столицу на три основные части: исторический центр, срединный пояс и периферийную. Первая территория находится в границах Камер-Коллежского Вала, вторая - это та, что застраивалась до 1960-х годов, и третья - все, что освоили с начала 1970-х годов. Смысл принятия генплана - обеспечение сбалансированного развития города, и нынешнее деление столицы на зоны - это всего лишь еще одна попытка именно такого развития добиться. Градостроители намерены установить и особые требования к плотности и типу застройки каждой из зон. А чтобы это было удобнее сделать, каждую из них поделили на территории: жилые, производственные, природные и общественные (участки, предназначенные под административные здания и объекты массового посещения). Предполагается, что отныне при застройке каждого района будет учитываться оптимальное процентное соотношение территорий: в генплане для каждого округа расписаны индивидуальные градостроительные требования. Трудно, конечно, представить, что инвесторы сразу начнут с этим считаться, но закон есть закон. Нарушители будут вынуждены, как минимум, платить штрафы, а то и отказываться от участков. Для справки: природные и парковые зоны, согласно генплану, должны занимать не менее 21 процента общей площади, а под жилые массивы отводится почти 25 процентов городских земель. Куда меньше перспектив у производственных и промышленных объектов, расположенных в центре, - их в подавляющем большинстве случаев выведут на городские окраины. Лукавая цифраИнтересно, что претензии федеральных чиновников к московскому генплану не исчерпываются пресловутой столичной функцией. Есть и другие вопросы. Например, им совершенно справедливо не дает покоя ошибка в расчетах по численности населения Москвы, допущенная разработчиками. Они ориентировались на то, что к 2020 году численность жителей столицы составит от 8,2 до 9,2 миллиона человек. Но уже сегодня в столице проживает около 10,5 миллиона человек. Такого рода просчет неминуемо приведет к перекосам в жилищном строительстве и прокладке новых дорог. И наконец, Москва не согласовала свой генплан со своим единственным соседом - Московской областью. А ведь без этого согласования решить вопросы строительства новых линий метрополитена, создания зеленых зон и новых районов массовой застройки на границах с Подмосковьем невозможно. Иными словами, получается, что в некоторых своих районах Москва продолжит развиваться бесконтрольно. Остается только надеяться, что временно. Также в рубрике:
|