Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

И снова "Дон Кихот"

Никита Долгушин показал свою версию знаменитого балета

Ольга РОЗАНОВА
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля

Автор новой редакции "Дон Кихота" - руководитель балетной труппы Санкт-Петербургской консерватории Никита Долгушин. Знаток балета золотого и Серебряного века не устает доказывать, что классика должна быть живой. Можно не соглашаться с его прочтением "Лебединого озера", "Спящей красавицы" или "Щелкунчика", но нельзя не увидеть в них смелой режиссерской мысли, свежего художественного решения, открывающих в известном нечто новое.

Музейную пыль Долгушин решительно стряхнул и с "Дон Кихота". Прежде всего он сделал спектакль более компактным, заменив четырехактную конструкцию двухактной. Три первые картины - "Площадь Барселоны", "Цыганский табор" и "Сон Дон Кихота" составляют первое действие, "Кабачок" и "Свадьба" - второе. Некоторая перекомпоновка произведена и внутри картин (балет-концерт допускает подобное), заново сочинено несколько танцев (среди них - Цыганский, Фанданго). Все эти тактические ходы служат главной стратегической задаче - максимально динамизировать действие, приблизить его к тому, что с таким блеском осуществил в начале ХХ века Горский.

Обитатели балетной Барселоны раскованны и активны, особенно взбудоражена стайка поварят, добровольных помощников трактирщика Лоренцо. Шустрая детвора снует по всей сцене, крутит "колеса" и не оставляет без внимания ни одного события в жизни взрослых. Даже во время массовой сегидильи поварята то и дело проносятся между шеренгами танцоров. Долгушин идет на этот довольно рискованный шаг, чтобы усилить эффект спонтанности действия (разумеется, строго рассчитанного). В его спектакле первая картина, следующая за небольшим прологом, открывается именно сегидильей, которая задает тон всему остальному.

Дух импровизации ощутим и в трактовке пантомимных персонажей. Денис Лозовой (Лоренцо), Илья Голуб (Гамаш), Алексей Мисаженков (Санчо Панса) с явным удовольствием погружаются в стихию комедийного гротеска, останавливаясь у той черты, за которой начинается пародия. На редкость колоритен Дон Кихот Павла Яковлева - двухметровый верзила с немощным телом старика, глазами наивного дитяти и сердцем пылкого юноши. Пришелец из легендарных рыцарских времен пребывает в состоянии сомнамбулической грезы и даже зрительно как бы парит над миром, где царит веселая житейская суета.

В стране солнца и свободы важны не знатность, не богатство, а дар жизнелюбия. Героями народного праздника становятся Уличная танцовщица и тореро Эспада, дочь трактирщика Китри и цирюльник Базиль, странствующий рыцарь и его оруженосец. Игровую природу спектакля, его демократический дух Долгушин подчеркивает действиями безымянных персонажей из толпы, куда более инициативных, чем на академической сцене. Премьерских котурнов лишены и главные герои: Китри и Базиль жестикулируют, как подобает людям из народа, и превосходят других только богатством танцевальной речи.

Ну вот мы и подошли к главному - ведь как бы ни были выразительны актеры, как бы ни бурлило действие, праздничную тональность "Дон Кихота" определяет искрометность танца. Многообразие танцевальных номеров, в которых исполнители должны блеснуть виртуозностью, опалить темпераментом, и влечет зрителей к этому вечно молодому балету. Как же справилась с хореографией, рассчитанной на первоклассных мастеров, скромная труппа Долгушина, не располагающая звездами первой величины? Как ни удивительно, справилась достойно.

Два премьерных спектакля танцевали разные пары (подобранные, видимо, по цвету волос): брюнеты Наталья Башкирцева - Камиль Нурлыгаянов и шатены Татьяна Котченко - Дмитрий Лысенко, притом все четверо - миниатюрного сложения, что в нынешнем балете почти не встречается. Танцу балерин поначалу не хватало широты и смелости. Но постепенно входя во вкус, обе Китри набрали к финальному па де де нужный эмоциональный градус. "Бисерная" вариация в темпе престо сверкала у них острыми гранями, а тридцать два фуэте, столь дорогие сердцам зрителей, заслужили дружную овацию зала. Не подкачали и оба Базиля, с азартом взявшие высоты виртуозного танца и, несмотря на легкий вес, показавшие эффектную силовую поддержку. Среди солистов отличились Наталья Рыкова - прелестный Амур, Эва Гржибовская - Уличная танцовщица, владеющая секретами обольщения, Юлия Белавина и Анна Самострелова - цветочницы, непринужденно исполнившие труднейшие вариации. Роману Кадикову - картинному Эспаде - не помешала бы большая естественность, какой подкупают артисты кордебалета, порадовавшие еще и культурой ансамблевого танца.

Публика приняла спектакль восторженно, долго не отпуская артистов. И дело не только в премьерном ажиотаже. Спектакль Долгушина "заводит" зрителей, заражает безотчетной радостью, потому что несет в себе заряд оптимизма. Полностью открытая сцена кажется пронизанной солнцем. Никаких архитектурных мотивов: только полоска моря, ширь неба с бьющимся на ветру парусом и гирлянды разноцветных флажков (сценография - Татьяны Ястребовой). На светло-голубом фоне красками радуги играют костюмы (художник - Н.Долгушин). Зрелище яркое, будоражащее, как лучезарная музыка Минкуса, так и подмывающая пуститься в пляс.

В день премьеры небо в Петербурге по обыкновению хмурилось, моросил дождь, но в театре консерватории грустных лиц не наблюдалось, что и понятно: балет "Дон Кихот" и хандра - вещи несовместимые.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

CD

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;