Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаИ снова "Дон Кихот"Никита Долгушин показал свою версию знаменитого балета Ольга РОЗАНОВА
Автор новой редакции "Дон Кихота" - руководитель балетной труппы Санкт-Петербургской консерватории Никита Долгушин. Знаток балета золотого и Серебряного века не устает доказывать, что классика должна быть живой. Можно не соглашаться с его прочтением "Лебединого озера", "Спящей красавицы" или "Щелкунчика", но нельзя не увидеть в них смелой режиссерской мысли, свежего художественного решения, открывающих в известном нечто новое. Музейную пыль Долгушин решительно стряхнул и с "Дон Кихота". Прежде всего он сделал спектакль более компактным, заменив четырехактную конструкцию двухактной. Три первые картины - "Площадь Барселоны", "Цыганский табор" и "Сон Дон Кихота" составляют первое действие, "Кабачок" и "Свадьба" - второе. Некоторая перекомпоновка произведена и внутри картин (балет-концерт допускает подобное), заново сочинено несколько танцев (среди них - Цыганский, Фанданго). Все эти тактические ходы служат главной стратегической задаче - максимально динамизировать действие, приблизить его к тому, что с таким блеском осуществил в начале ХХ века Горский. Обитатели балетной Барселоны раскованны и активны, особенно взбудоражена стайка поварят, добровольных помощников трактирщика Лоренцо. Шустрая детвора снует по всей сцене, крутит "колеса" и не оставляет без внимания ни одного события в жизни взрослых. Даже во время массовой сегидильи поварята то и дело проносятся между шеренгами танцоров. Долгушин идет на этот довольно рискованный шаг, чтобы усилить эффект спонтанности действия (разумеется, строго рассчитанного). В его спектакле первая картина, следующая за небольшим прологом, открывается именно сегидильей, которая задает тон всему остальному. Дух импровизации ощутим и в трактовке пантомимных персонажей. Денис Лозовой (Лоренцо), Илья Голуб (Гамаш), Алексей Мисаженков (Санчо Панса) с явным удовольствием погружаются в стихию комедийного гротеска, останавливаясь у той черты, за которой начинается пародия. На редкость колоритен Дон Кихот Павла Яковлева - двухметровый верзила с немощным телом старика, глазами наивного дитяти и сердцем пылкого юноши. Пришелец из легендарных рыцарских времен пребывает в состоянии сомнамбулической грезы и даже зрительно как бы парит над миром, где царит веселая житейская суета. В стране солнца и свободы важны не знатность, не богатство, а дар жизнелюбия. Героями народного праздника становятся Уличная танцовщица и тореро Эспада, дочь трактирщика Китри и цирюльник Базиль, странствующий рыцарь и его оруженосец. Игровую природу спектакля, его демократический дух Долгушин подчеркивает действиями безымянных персонажей из толпы, куда более инициативных, чем на академической сцене. Премьерских котурнов лишены и главные герои: Китри и Базиль жестикулируют, как подобает людям из народа, и превосходят других только богатством танцевальной речи. Ну вот мы и подошли к главному - ведь как бы ни были выразительны актеры, как бы ни бурлило действие, праздничную тональность "Дон Кихота" определяет искрометность танца. Многообразие танцевальных номеров, в которых исполнители должны блеснуть виртуозностью, опалить темпераментом, и влечет зрителей к этому вечно молодому балету. Как же справилась с хореографией, рассчитанной на первоклассных мастеров, скромная труппа Долгушина, не располагающая звездами первой величины? Как ни удивительно, справилась достойно. Два премьерных спектакля танцевали разные пары (подобранные, видимо, по цвету волос): брюнеты Наталья Башкирцева - Камиль Нурлыгаянов и шатены Татьяна Котченко - Дмитрий Лысенко, притом все четверо - миниатюрного сложения, что в нынешнем балете почти не встречается. Танцу балерин поначалу не хватало широты и смелости. Но постепенно входя во вкус, обе Китри набрали к финальному па де де нужный эмоциональный градус. "Бисерная" вариация в темпе престо сверкала у них острыми гранями, а тридцать два фуэте, столь дорогие сердцам зрителей, заслужили дружную овацию зала. Не подкачали и оба Базиля, с азартом взявшие высоты виртуозного танца и, несмотря на легкий вес, показавшие эффектную силовую поддержку. Среди солистов отличились Наталья Рыкова - прелестный Амур, Эва Гржибовская - Уличная танцовщица, владеющая секретами обольщения, Юлия Белавина и Анна Самострелова - цветочницы, непринужденно исполнившие труднейшие вариации. Роману Кадикову - картинному Эспаде - не помешала бы большая естественность, какой подкупают артисты кордебалета, порадовавшие еще и культурой ансамблевого танца. Публика приняла спектакль восторженно, долго не отпуская артистов. И дело не только в премьерном ажиотаже. Спектакль Долгушина "заводит" зрителей, заражает безотчетной радостью, потому что несет в себе заряд оптимизма. Полностью открытая сцена кажется пронизанной солнцем. Никаких архитектурных мотивов: только полоска моря, ширь неба с бьющимся на ветру парусом и гирлянды разноцветных флажков (сценография - Татьяны Ястребовой). На светло-голубом фоне красками радуги играют костюмы (художник - Н.Долгушин). Зрелище яркое, будоражащее, как лучезарная музыка Минкуса, так и подмывающая пуститься в пляс. В день премьеры небо в Петербурге по обыкновению хмурилось, моросил дождь, но в театре консерватории грустных лиц не наблюдалось, что и понятно: балет "Дон Кихот" и хандра - вещи несовместимые. Также в рубрике:
|