Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Звучащий миф XXI века

"Тристан и Изольда" в Париже

Михаил МУГИНШТЕЙН
Париж


Сцена из спектакля

Оpera de Paris - под знаком крутых перемен. Легендарный театр проводит свой первый сезон под руководством Жерара Мортье: ведущий "оператор культуры" современности известен авангардными проектами, главный - новаторская концепция Зальцбургского фестиваля (возглавлял 10 лет). Тяжелая ноша первопроходца в Париже требует от него взвешенной политики. Среди 19 названий сезона - 10 возобновленных спектаклей и 9 новых. Шесть премьер - копродукция, в частности, прокатывались знаменитые работы Зальцбурга: "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, "Катя Кабанова" Яначека, - и Баварской Оперы: "Коронация Поппеи" Монтеверди. Три новинки - самостоятельные работы: "Святой Франциск Ассизский" Мессиана, "Тристан и Изольда" Вагнера (последняя премьера) и "Электра" Рихарда Штрауса (июнь). "Тристан" - бомба сезона и европейская сенсация. Спецпроект Мортье в Опера Бастий реализовали Эса-Пекка Салонен - дирижер, Питер Селларс - режиссер и Билл Виола - видеоарт. Использование видео в мифологических драмах Вагнера - атрибут современного театра ("Тристан" Петера Конвичного в Мюнхене, последние постановки "Парсифаля" в Байройте, Хельсинки и Штаатсопер, Берлин). Но Виола - пионер и классик нового искусства - идет дальше. Его версия лишена прикладного характера. На протяжении четырех часов в слиянии с музыкой на экране творится чудо - миф ХХI века. Это звучащий миф визуальной эпохи, он волнует музыкальностью, светом, льющимся из глубины и проникающим в тебя. Космос Вагнера обнажает свою природу - ритуал и символика мифа: "здесь и сейчас - везде и всегда". Сцена с напитком в первом акте идеально претворяет вагнеровскую идею "Liebestod" - слияния любви и смерти. Метафора Виолы проста и сущностна: очищение, смерть и возрождение. Тристан и Изольда (актеры на экране) раздеваются для омовения, погружают лица в сосуды с чистой водой (Томас Манн о метафоре волшебного напитка: здесь могла быть простая вода) и тонут в пучине, чтобы взмыть - точно по музыке - в момент желанного обретения. Прекрасны и другие пики драмы. Ночная сцена с колдовским деревом и гаснущим пламенем, сквозь которое приближается Тристан (2-й акт), и потрясающий финал (реприза сцены с напитком) - смерть Изольды: серебристые, летящие вверх под водой струи поднимают покоящегося на дне Тристана, чтобы слить навсегда с Изольдой в бесконечном полете бессмертия.

Сцена из спектакля

Вода, огонь, дерево, свет, небо - лейтмотивы представления-мифа. Я нарочно не говорю спектакля, так как театр здесь уходит в тень. В прямом смысле тоже: строгая темная сцена с прямоугольниками света и подиумом для героев сегментирует символическое пространство. Радикал Селларс растворяется в нем и сосредоточен на скупой пластике героев - выразительном контрапункте жизни на экране. Певцы-актеры изумительны. Как всегда, несравненна Вальтрауд Майер (Изольда), а Бен Хеппнер (Тристан) и Франц-Йозеф Зелиг (король Марк) в новом контексте удивили новым качеством. И все же главный маг действа - Салонен. Его энергетика держала в напряжении весь вечер, оберегая визуальный ряд от нарочитости и утверждая статус события: слышимое стало видимым, музыка слилась со сценой, а классика с современностью. Вагнер пересоздал средневековую легенду, открыв новый романтический миф о любви. В Париже его переосмыслили вновь - для XXI века. Вагнер был бы рад: это не оперный театр в традиционном смысле, но - главное - актуализация его идеи "Gesamtkunstwerk" (совокупное произведение искусств). Ведь он страстно мечтал об искусстве будущего.

Новый синтез искусств заставляет вспомнить Русские сезоны в Париже, а поиск Мортье - прорыв Сергея Дягилева, определившего столетие назад пути ХХ века. Если бы Дягилев, чья тень бродит по Парижу, зашел в Опера Бастий через день на возобновленного "Бориса Годунова" (премьера-2002, режиссер - известная в Москве Франческа Замбелло, художник - Вольфганг Гуссманн), он бы в растерянности вернулся к своему "Борису" (1908, Париж; Шаляпин). Нет смысла после "Тристана" говорить о спектакле, где сыплется политический мусор, а непомерный объем трагедии об истории Мусоргского слизан "шершавым языком плаката" на некрасивой сцене. Где бандит Шуйский (наследуя умершему Борису как очередной детоубийца) всаживает нож в сидящего на троне царевича Федора, не слыша голоса русской истории и крика шокированной парижанки в зале. При этом непонятно купирован важнейший в драматургии рассказ Пимена об убийстве в Угличе. В таких случаях может спасти дирижер, но Александр Ведерников (замена планировавшегося Иржи Коута) был попросту бессилен. Даже в кульминациях драмы его темперамент вместо взрыва в хоре "Хлеба!" повествовал о том, что народ бывает голодным. Сэмюел Рэми (Борис) и команда русских исполнителей пели достойно, но погоды не делали. Жаль, что Мусоргский - великий, как и Вагнер, новатор - не смог воскликнуть в Париже: "Вперед, к новым берегам!" Под крышей Опера Бастий столкнулись два театра - современный и старый. Наблюдающий за этим Призрак оперы может отдыхать: исход предрешен. За дело взялся Жерар Мортье.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;