Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЭкскурсия длиною в десять летСтоличные школы пытаются ввести непрерывное музейное образование. Правда, пока безуспешно ОБРАЗОВАНИЕЕлена НОВИКОВА Уникальная система непрерывного музейного образования отпраздновала свое 15-летие. В стенах РГГУ собрались создатели этой программы, ее выпускники и представители музейного сообщества. Педагоги и искусствоведы делились воспоминаниями о том, как все начиналось, и подводили итог проделанной работы. Итог, увы, оказался не самым оптимистичным... В конце 1980-х - начале 1990-х на волне энтузиазма учителя, выпускники педагогических вузов, молодые ученые проводили в столичных школах самые невероятные эксперименты. Именно тогда возникали так называемые "авторские школы", которые предложили альтернативу общеобразовательной учебной программе, внедрялась модель непрерывного образования, объединившая в одних стенах детсад, школу и вуз, осуществлялись эксперименты по раздельному обучению и многие другие дерзкие идеи. Тогда же впервые у педагогов зародилась мысль о том, чтобы построить образовательный процесс на базе музеев. Запущен этот проект был учителями подмосковной гимназии № 2 г. Одинцова. Одинцовская гимназия провозгласила концепцию гуманизации образования через искусство. Первым на этот призыв откликнулся музей-заповедник "Московский Кремль", предложивший школе сотрудничество. С музеем был заключен договор, по которому часть занятий в рамках школьной программы проходила не в стенах гимназии, а в музее. Так в Музеях Кремля появилась программа "От 6 до 16". Скажем, если на уроках чтения дети знакомились с "Золушкой", то сказка для них не заканчивалась с последней страницей произведения. Ребята распределяли роли и отправлялись в Музеи Кремля, где обыгрывали сказку в выставочных залах. Здесь у героини появлялась собственная карета, хрустальная туфелька и даже знаменитые сказочные часы. В игровой форме проходило первое знакомство детей с залами музеев. Позднее одинцовской гимназии удалось подключить к этой программе даже детский сад, который также начал выезжать в Кремль. Эту инициативу организаторы считали особенно ценной, поскольку до конца 1970-х годов для детей младше 10 лет вход в Музеи Кремля был вовсе запрещен. Впоследствии к сотрудничеству с одинцовской гимназией подтянулись и другие музеи: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный музей Востока, Государственная Третьяковская галерея и Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева. Учебный процесс в гимназии стал еще более увлекательным. На второй год обучения школьники отправлялись в "путешествие по миру искусства": ребята знакомились со скульптурными произведениями в ГМИИ им. А.С.Пушкина, с архитектурой - на примере Музеев Кремля, с живописью - в Третьяковке и т.д. С каждым годом учебная программа предполагала более глубокое изучение определенных видов искусства. Художественная культура прививалась школьникам не только на дополнительных занятиях. Главная особенность заключалась в том, что весь цикл общеобразовательных предметов в школе опирался на работу с музеями. Программа по истории, литературе была полностью связана с московскими музеями: к примеру, старшеклассники изучали историю Древнего мира по экспонатам ГМИИ им. А.С. Пушкина, культуру Японии и Китая - в Музее Востока. Идея непрерывного музейного образования далеко не всегда встречала понимание в педагогическом сообществе. Не раз инициаторам эксперимента приходилось слышать от своих коллег: "Да кто выдержит десять лет ходить в один и тот же музей?!" Тем не менее около пятисот школьников с успехом прошли это испытание. Несколько лет назад программа музейного образования в одинцовской гимназии прекратила свое существование с уходом из школы главных авторов программы и ее организаторов. Музейное образование сначала свелось к периодическим посещениям московских музеев, а затем и вовсе сошло на нет. Гуманитарная гимназия по иронии судьбы была преобразована в лицей физико-математического направления. Программу непрерывного музейного образования постигла та же судьба, что и множество других авторских задумок начала 1990-х. Тем не менее сама идея осталась. Некоторые столичные учителя до сих пор пытаются объединить учебный процесс с работой в музеях. Но пока это сводится лишь к нескольким тематическим экскурсиям в год. Пожалуй, тематические абонементы сейчас - самая распространенная форма сотрудничества школ и музеев. Понятно, что это не то музейное образование, к которому стремилась одинцовская гимназия, но все-таки у московских и подмосковных школ появилась возможность провести цикл занятий в выставочных залах. Младшие классы по-прежнему делают в Музеях Кремля постановки знаменитой "Золушки", инсценируют эпизоды из "Сказки о царе Салтане" и других произведений. Появляются небезынтересные программы и для старшеклассников. По словам научных сотрудников ведущих выставочных площадок, музейное образование для многих столичных школ, несомненно, - идея привлекательная. Проблема - в отсутствии энтузиастов, которые смогли бы довести ее до ума. В школах часто меняются классные руководители, и если один водил детей в музеи, то не факт, что другой будет считать это столь же необходимым. Учитывая зарплаты педагогов, отсутствие такого энтузиазма вполне объяснимо. Другая причина несостоятельности непрерывного музейного образования связана с экономическими трудностями. В конце 1980-х, когда музейное образование только зарождалось, посещение музеев для учеников одинцовской гимназии было свободным, музейные сотрудники и школьные учителя готовы были работать на голом энтузиазме. Спустя пять лет проведение занятий в стенах музеев стало платным. Правда, цена в то время еще не выходила за пределы разумного, чего нельзя сказать о нынешней ситуации. Многие школы и рады бы обучать детей в музеях, но большинству родителей эта роскошь не по карману. К примеру, тематический абонемент на 14 - 16 занятий в музее "Московский Кремль" школьному классу в 20 - 25 человек обходится минимум в 10 тысяч рублей. Понятно, что при таких расценках ни одна обычная школа музейное образование (да к тому же непрерывное) просто не потянет. Есть в этой ситуации и еще один немаловажный момент. Изначально инициаторы программы предполагали создать непрерывное системное образование по схеме "школа - музей - вуз - музей". Однако уже на третьем этапе педагогам пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Цепочке непрерывного музейного образования недоставало важного звена - вузовской подготовки. Лишь в 1993 году одинцовской гимназии удалось заключить соглашение с факультетом истории искусства Историко-архивного института (ныне РГГУ), и выпускники получили возможность продолжить обучение по специальности. Но РГГУ мог принять лишь крошечную часть из тех пятисот школьников, которых успела выпустить одинцовская гимназия. Остальным выпускникам пришлось присматривать другие вузы с музееведческим отделением или вовсе менять специальность. Любопытно, что именно теперь, когда программа одинцовской гимназии фактически прекратила свое существование, вузы начали проявлять к ней интерес и заключать договоры о сотрудничестве с музеями. РГГУ и по сей день продолжает работать с музеями на базе центра довузовской подготовки, который опирается на опыт одинцовской гимназии. Правда, посвящение в музеологи старшеклассникам обходится сейчас почти в 20 тысяч рублей в год. Сотрудничество с музеями начали осуществлять и другие вузы: педагогические институты и Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ), который готовит музейных переводчиков. Тем не менее на сегодняшний день не решена, пожалуй, главная проблема, которая в конечном счете может свести на нет самые благие начинания, - проблема востребованности музейных специалистов. РГГУ, педвузы и другие учебные заведения увеличивают набор на музееведческие отделения, стремясь поднять престиж этой профессии и выпустить как можно больше молодых специалистов. Вопрос в том, куда пойдут десятки новоиспеченных специалистов, если в последние годы музеи заботятся не столько о том, чтобы пополнить свои кадры, сколько о том, чтобы прокормить уже имеющиеся. КОММЕНТАРИЙ
Софья КАЛМЫКОВА, заслуженный работник культуры, старший научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль": - Мы действительно хотим создать систему непрерывного образования. Мы - это не только Музеи Кремля. Сейчас это повсеместное явление. Такую же инициативу высказывает и Третьяковская галерея, и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Наиболее перспективное направление в нашей работе - подготовка экскурсоводов. Эта профессия стала сейчас привлекательной для молодежи. Однако это, разумеется, не массовое явление. Вообще у нас возник интересный парадокс: в музеях сейчас острая нехватка специалистов, но в то же время мы просто не имеем финансовой возможности их принять. Также в рубрике:
|