Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительА о нем - помнят"Александр Годунов. Побег в никуда" на "России" PRO MEMORIAНаталья ГАЛАДЖЕВА
О выдающемся танцовщике Александре Годунове в 80-е годы американцы сняли очень хороший фильм "А.Годунов: Мир для того, чтобы в нем танцевать". Наше телевидение его до сих пор не востребовало, хотя в мае 2005 года исполнилось 10 лет со дня трагического, внезапного ухода артиста. Вместо этого по каналу "Россия" показали картину нашего производства "А.Годунов. Побег в никуда". Документальное кино или хроника, это - свидетельство событий, времени, жизни страны или отдельного человека. Что есть хорошо. Но одновременно и очень удобно. Можно склеить разные куски, кадры, планы и, уложив их в прокрустово ложе своей концепции, создать фильм, независимо от того, правда это или домысел. Тем более что героя уже нет и он не может ничего опровергнуть или, напротив, с чем-то согласиться. Тут одно совковое название говорит само за себя. Перед нами вполне заурядная, зачастую бытующая в нашей (да и в западной прессе) версия. Бросил родную страну, чтобы уехать в никуда, популярность добыл с помощью скандала в аэропорту, не сумел войти в американскую жизнь, алкоголик, поэтому и в театре не ужился и закончил, соответственно, плохо. Таким образом, с критикой в фильме все в порядке. А как насчет самокритики рассказывающих и вспоминающих о Годунове? Например, госпожи Чернышевой, принявшей участие в картине. Да, он многого не успел. Но и успел многое. Благодаря маме, Лидии Николаевне Студенцовой, с детства нашел свою профессию. И наверняка знал, что станет солистом. Судя по тому упорству, с каким он преодолевал все препоны, которые ему ставили совершенно конкретные люди, идя к намеченной цели. И тогда, когда ушел из Рижского училища, где его готовили в кордебалет и откуда его не отпускали, а он все-таки сорвался в Москву в ансамбль "Молодой балет". Впереди была цель - Большой театр. В "Молодом балете" его заметил Ю.Григорович и пригласил в труппу. И когда Саша получил Золотую медаль на Московском Международном и станцевал блистательный дебют в "Лебедином озере", тут-то все и началось. Не с теми волосами танцует, не с тем педагогом репетирует (А.Ермолаев!), не у того балетмейстера танцует в постановках (М.Плисецкая!). Потом последовали отлучение от участия в спектаклях Главного, запрещения на выезд за рубеж, зависть, подозрительность, вызовы на ковер к театральному руководству и в КГБ, отсутствие адекватной оценки его труда, замалчивания в прессе. Наступил момент, когда он не выдержал и написал заявление: "Прошу уволить по собственному желанию в связи с моральной и творческой неудовлетворенностью". Тогда это заявление не подписали, но положение дел практически не изменилось. Он уезжал не "в никуда", как с ни на чем не основанной уверенностью заявляют авторы фильма. Он хорошо знал, куда и почему уезжает, где хочет остаться. Была надежда на другую жизнь, а главное - на возможность работы, на новые роли. Перед мысленным взором стояли карьеры Р.Нуреева, Н.Макаровой, М.Барышникова. Рассмотрев внимательно артистические качества вновь прибывшего на "землю обетованную", американские журналисты ставили его с ними в один ряд - не как последнего из "невозвращенцев", а как еще одну выдающуюся русскую знаменитость. Но "земля обетованная" сразу повернулась к новичку спиной. Кордебалет устроил забастовку, причиной которой стал приход в труппу новой звезды на большие гонорары. А звезда занималась в одиночестве и мечтала только о том, чтобы выйти на сцену. И когда это наконец произошло и пошли восторженные рецензии и появились толпы поклонников, вместе с ними неизбежно возникло то, что всегда бывает в любом театре: зависть, порождавшая злопыхательство, доносы, грязь, интриги и предательства. Годунов был гордый человек. А еще человек "чести и достоинства", как говорят о нем все его друзья, и "личностью без комплекса советского эмигранта", как говорят о нем до сих пор американцы. Он так говорил: "Мне очень повезло, я очень быстро адаптировался. Через несколько недель, когда я пересекал Центральный парк, я оглянулся вокруг и поймал себя на мысли, что я дома". Он очень даже прижился в Штатах, ему было там хорошо. Годунов на каждом шагу чувствовал к себе доброжелательное отношение простых американцев. Его останавливали на улице, здоровались, спрашивали, как дела, просили автографы. Это были и те, кто видел его на сцене или на экране, и те, кто с нетерпением ждал увидеть его там. Он был настоящей звездой и вправе был рассчитывать на внимание к себе, а не на хождение с протянутой рукой. На помощь пришел Голливуд. Но здесь сложилась парадоксальная ситуация. К нему присматривались, роли давали в основном эпизодические, которые он сам старался как-то усложнить, очеловечить. Но вот что любопытно - снимаясь с такими звездами-монстрами, как Харрисон Форд, Брюс Уиллис, Том Хэнкс, исполнявшими центральные роли, эпизодник-Годунов всегда присутствовал в рекламе фильма как его звезда. После картины "Свидетель" в газетах писали, что он "украл шоу, отобрав успех у исполнителей главных ролей". Как это принято в Голливуде, "нужно было ковать железо, пока горячо", и предлагаемые роли начали дублировать друг друга. Артист отказывался и жил в ожидании "своей". Поэтому осталось так мало фильмов с его участием. А когда "его" роль пришла, было уже слишком поздно. А еще он не хотел въезжать в страну "на белом коне", потому что он не хотел принимать восторги и цветы тех, кто раньше уничтожал его. Он не терпел фальши и лицемерия. Он хотел оставаться самим собой и сам выстраивать свою судьбу. Он ставил "недостижимые цели" и добивался их. Он был замечательным артистом, блистательным танцовщиком, мастером. И он завоевал бы Голливуд. Просто не успел, сердце не выдержало. И последнее. Возникает вопрос, прилично ли показывать фильм о таком большом артисте (да и вообще о творческой личности), сделанный с таким неуважением к его памяти, да еще в таком назидательном тоне - мол, чтобы другим неповадно было? Да еще к 10-й годовщине со дня смерти? Впрочем, как оказалось, авторы фильма о ней ничего не знали... Также в рубрике:
|