Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7478) 26 мая - 1 июня 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

А о нем - помнят

"Александр Годунов. Побег в никуда" на "России"

PRO MEMORIA

Наталья ГАЛАДЖЕВА
Фото ИТАР-ТАСС


А.Годунов

О выдающемся танцовщике Александре Годунове в 80-е годы американцы сняли очень хороший фильм "А.Годунов: Мир для того, чтобы в нем танцевать". Наше телевидение его до сих пор не востребовало, хотя в мае 2005 года исполнилось 10 лет со дня трагического, внезапного ухода артиста. Вместо этого по каналу "Россия" показали картину нашего производства "А.Годунов. Побег в никуда".

Документальное кино или хроника, это - свидетельство событий, времени, жизни страны или отдельного человека. Что есть хорошо. Но одновременно и очень удобно. Можно склеить разные куски, кадры, планы и, уложив их в прокрустово ложе своей концепции, создать фильм, независимо от того, правда это или домысел. Тем более что героя уже нет и он не может ничего опровергнуть или, напротив, с чем-то согласиться.

Тут одно совковое название говорит само за себя. Перед нами вполне заурядная, зачастую бытующая в нашей (да и в западной прессе) версия. Бросил родную страну, чтобы уехать в никуда, популярность добыл с помощью скандала в аэропорту, не сумел войти в американскую жизнь, алкоголик, поэтому и в театре не ужился и закончил, соответственно, плохо.

Таким образом, с критикой в фильме все в порядке. А как насчет самокритики рассказывающих и вспоминающих о Годунове? Например, госпожи Чернышевой, принявшей участие в картине.

Да, он многого не успел. Но и успел многое. Благодаря маме, Лидии Николаевне Студенцовой, с детства нашел свою профессию. И наверняка знал, что станет солистом. Судя по тому упорству, с каким он преодолевал все препоны, которые ему ставили совершенно конкретные люди, идя к намеченной цели. И тогда, когда ушел из Рижского училища, где его готовили в кордебалет и откуда его не отпускали, а он все-таки сорвался в Москву в ансамбль "Молодой балет". Впереди была цель - Большой театр. В "Молодом балете" его заметил Ю.Григорович и пригласил в труппу. И когда Саша получил Золотую медаль на Московском Международном и станцевал блистательный дебют в "Лебедином озере", тут-то все и началось. Не с теми волосами танцует, не с тем педагогом репетирует (А.Ермолаев!), не у того балетмейстера танцует в постановках (М.Плисецкая!). Потом последовали отлучение от участия в спектаклях Главного, запрещения на выезд за рубеж, зависть, подозрительность, вызовы на ковер к театральному руководству и в КГБ, отсутствие адекватной оценки его труда, замалчивания в прессе. Наступил момент, когда он не выдержал и написал заявление: "Прошу уволить по собственному желанию в связи с моральной и творческой неудовлетворенностью". Тогда это заявление не подписали, но положение дел практически не изменилось.

Он уезжал не "в никуда", как с ни на чем не основанной уверенностью заявляют авторы фильма. Он хорошо знал, куда и почему уезжает, где хочет остаться. Была надежда на другую жизнь, а главное - на возможность работы, на новые роли. Перед мысленным взором стояли карьеры Р.Нуреева, Н.Макаровой, М.Барышникова. Рассмотрев внимательно артистические качества вновь прибывшего на "землю обетованную", американские журналисты ставили его с ними в один ряд - не как последнего из "невозвращенцев", а как еще одну выдающуюся русскую знаменитость.

Но "земля обетованная" сразу повернулась к новичку спиной. Кордебалет устроил забастовку, причиной которой стал приход в труппу новой звезды на большие гонорары. А звезда занималась в одиночестве и мечтала только о том, чтобы выйти на сцену. И когда это наконец произошло и пошли восторженные рецензии и появились толпы поклонников, вместе с ними неизбежно возникло то, что всегда бывает в любом театре: зависть, порождавшая злопыхательство, доносы, грязь, интриги и предательства.

Годунов был гордый человек. А еще человек "чести и достоинства", как говорят о нем все его друзья, и "личностью без комплекса советского эмигранта", как говорят о нем до сих пор американцы.

Он так говорил: "Мне очень повезло, я очень быстро адаптировался. Через несколько недель, когда я пересекал Центральный парк, я оглянулся вокруг и поймал себя на мысли, что я дома". Он очень даже прижился в Штатах, ему было там хорошо. Годунов на каждом шагу чувствовал к себе доброжелательное отношение простых американцев. Его останавливали на улице, здоровались, спрашивали, как дела, просили автографы. Это были и те, кто видел его на сцене или на экране, и те, кто с нетерпением ждал увидеть его там.

Он был настоящей звездой и вправе был рассчитывать на внимание к себе, а не на хождение с протянутой рукой. На помощь пришел Голливуд.

Но здесь сложилась парадоксальная ситуация. К нему присматривались, роли давали в основном эпизодические, которые он сам старался как-то усложнить, очеловечить. Но вот что любопытно - снимаясь с такими звездами-монстрами, как Харрисон Форд, Брюс Уиллис, Том Хэнкс, исполнявшими центральные роли, эпизодник-Годунов всегда присутствовал в рекламе фильма как его звезда. После картины "Свидетель" в газетах писали, что он "украл шоу, отобрав успех у исполнителей главных ролей". Как это принято в Голливуде, "нужно было ковать железо, пока горячо", и предлагаемые роли начали дублировать друг друга. Артист отказывался и жил в ожидании "своей". Поэтому осталось так мало фильмов с его участием. А когда "его" роль пришла, было уже слишком поздно.

А еще он не хотел въезжать в страну "на белом коне", потому что он не хотел принимать восторги и цветы тех, кто раньше уничтожал его. Он не терпел фальши и лицемерия. Он хотел оставаться самим собой и сам выстраивать свою судьбу. Он ставил "недостижимые цели" и добивался их. Он был замечательным артистом, блистательным танцовщиком, мастером. И он завоевал бы Голливуд. Просто не успел, сердце не выдержало.

И последнее. Возникает вопрос, прилично ли показывать фильм о таком большом артисте (да и вообще о творческой личности), сделанный с таким неуважением к его памяти, да еще в таком назидательном тоне - мол, чтобы другим неповадно было? Да еще к 10-й годовщине со дня смерти? Впрочем, как оказалось, авторы фильма о ней ничего не знали...

Также в рубрике:

PRO MEMORIA

НАБЛЮДЕНИЕ

ПРЕМЬЕРА

ФЕСТИВАЛЬ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;