Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7439) 12 - 18 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительОбыкновенная история"Били меня три раза..." на "Культуре" ПРЕМЬЕРАМаксим ГУРЕЕВ
Начало августа было ознаменовано двумя крупными для русской культуры юбилеями - 160-летием со дня рождения И.Репина и 110-летием со дня рождения М.Зощенко. Как водится, на круглые даты внимание обратили только на канале "Культура". На что мог рассчитывать человек, живший в городе Ленинграде в 40-е годы, занимавшийся литературным трудом и навлекший на себя при этом гнев самого товарища Жданова. Да ни на что не мог рассчитывать! Разве что на составление собственного "послужного" списка следующего содержания: 6 арестов, 1 смертный приговор, 2 попытки самоубийства, да вот еще "били меня три раза...". Краткий курс по истории унижения и уничтожения человеческой личности. И тут все зависит лишь от того, как долго сможет сопротивляться этот человек "высокому давлению" (власти в том числе), как долго сможет человек человеком оставаться. 110-летие со дня рождения Михаила Зощенко стало неплохим поводом для канала "Культура", точнее сказать, для производителей документально-художественных программ и спецпроектов поговорить на данные темы. Правда, следует заметить сразу, разговор не получился... Но обо всем по порядку. Итак, к юбилею писателя в изредка подающем признаки жизни цикле "ХХ век. Избранное" была снята передача, названная как раз приведенными выше зощенковскими словами: "Били меня три раза..." Так уж повелось в русской литературе, что харизматические маски, они же роли, раз и навсегда придуманные читателем, издателем, судьбой ли, не могут быть невостребованными. Их всегда будут примерять на себя великие и бездарные, известные и совершенно никому неведомые персонажи, существующие в так называемом литературном процессе. Достоевский и Лесков, Толстой и Горький, Чехов и Платонов, Гоголь и Хармс. Зощенко по праву занял место в последней двойке. Его даже называли, подтрунивая над нарочитой зощенковской "сериозностию" и обидчивостью, советским гогольком. Конечно, это была дружеская шутка, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды... История М.Зощенко, рассказанная в передаче, на удивление проста, обыкновенна, чтобы не сказать - примитивна: коренной петербуржец, героический участник Первой мировой войны, модный прозаик, "серапион", изгнанник, умерший в городе Сестрорецке Ленинградской области и похороненный на местном, Богом забытом кладбище. Вся эта информация, понятное дело, умещается в формат справочника (или даже почерпнута из него) для поступающего в педучилище или провинциальный институт культуры. Тут непонятно другое, зачем было нужно, исходя из данного "скромного" багажа, снимать именно о Зощенко 39-минутную передачу. Точней и честней было бы, например, снять видовой фильм о том же Сестрорецке или о Суворовской церкви в Петербурге, на стенах которой сохранилась мозаика работы отца писателя. Также ситуацию усугубили участники программы (Л.Либединская, Д.Гранин, С.Слонимский), которые произносили до того протокольные, необязательные и затянутые речи, что складывалось впечатление, что разговор идет не о язвительном острослове с лицом грустного клоуна, а о каком-нибудь высокопоставленном чиновнике Министерства культуры СССР, который в свободное от основной работы время, как говорится, пописывал. Уже к середине "Били меня три раза..." и смысловая, и изобразительная конструкции развалились окончательно, превратив аудиовизуальный продукт в более чем незамысловатую сборку синхронов, кадров из кинокартины "Не может быть!" (реж. Л.Гайдай), а также архивных съемок наших заслуженных и всенародно любимых актеров-чтецов (Казакова, Юрского, Броневого, Весника). Все это, увы, в конечном итоге свелось к 39-минутному "пластырю" для затыкания эфира. Заткнули. Вот только при чем здесь Зощенко? Думается, что на сей вопрос не дадут ответ и сами создатели фильма. Мол, в том смысле, что вроде бы отметились, не забыли Михал Михалыча, и на том спасибо. И это долгожданное "спасибо" вполне могло бы прозвучать из уст разочарованного, но в глубине души благодарного российского телезрителя, готового простить дебютанту или непрофессионалу многое. Однако именно финальные титры стали, как выяснилось, самым сильным местом в "Били меня три раза". Оказалось, что автором сценария передачи явился П.Басинский - интересный критик, талантливый литератор и, самое главное, профессионал своего дела, никогда в склонности к пошлым банальностям не замеченный. Что произошло, сказать трудно, но можно. Кино (и документальное в том числе) искусство в первую очередь режиссерское. Видимо, режиссер "Били меня три раза..." А.Судиловский этого просто не знал... Также в рубрике:
|