Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7439) 12 - 18 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПа де де моря и солнцаВ Варне отметили 40-летие балетных конкурсов Елена ФЕДОРЕНКО
Судьбе было угодно, чтобы болгарская Варна стала родоначальницей конкурсного движения. Нынешним летом сказочный город на Черноморском побережье отметил 40-летие этого начинания. На протяжении двух недель жаркого июля проходил 21-й Международный конкурс артистов балета, организованный, как обычно, по инициативе неугомонного и легендарного Эмила Димитрова. В райском уголке - на сцене летнего театра, где подмостки окружены зеленой декорацией, над головами - звездное небо, вокруг - крики чаек, рокот волн, шум могучих крон деревьев, благоухание цветов, отголоски дискотек в соседних барах. Таких открытых ландшафтных площадок немало в Европе, но лишь небольшому болгарскому городу суждено было ввести моду на соревнования в области, казалось бы, совершенно далекой от самого принципа состязания. Варна заставила весь мир последовать своему гениальному примеру. За пролетевшее время конкурсы стали знаком современной жизни, сегодня им несть числа. Варна первая поставила вопросы: балетный конкурс - это спорт или искусство; нужен ли в состязании диалог между сценой и зрительным залом; какие критерии брать в основу оценок?.. Сегодня, четыре десятилетия спустя, варненский конкурс сам же вынужден отвечать на эти вопросы. И ответы, столь далекие от оптимистической веры в будущее конкурсного развития, и пищу для размышлений дали сами показы. Конкурс оказался без открытий, и его уровень едва ли можно посчитать даже средним. Гран-при остался невостребованным, а золотые, серебряные и бронзовые награды достались танцовщикам, чье робкое искусство явно не соответствует высокому статусу международного конкурса. К сожалению, наметилась печальная тенденция: современные состязатели ничтоже сумняшеся отправляют в разряд сопутствующих балету мелочей такие важные категории творчества, как стиль, выразительность, музыкальность и нюансировка, которые и составляют художественную культуру. Лидирует танец смелый и бодрый, торжественно "очищенный" ото всех подробностей, немузыкальный и начисто лишенный прелестей живого сценического образа. А поскольку эмоциональная память о бесценном абсолюте классического наследия уходит на второй план, постольку и актерская индивидуальность становится ненужным довеском. Когда нет ярких индивидуальностей, главным козырем должна стать техника. Но говорить о спортивных задачах и тем более о технических достижениях тоже не приходится, ибо мало кому удавалось грамотно передать даже внешний рисунок, точно и легко исполнить все па. Конкурсное движение начиналось как манифестация открытий. Как счастливо найденная дорога творчества, которой, как казалось, не грозили никакие тупики и обрывы. Награды еще совсем недавно открывали свободный вход в профессиональную жизнь, повышали статус танцовщика в театре, а сам конкурс становился университетом для всех, кто в нем участвует. Времена, когда на конкурсы отправлялись только лучшие, увы, прошли. Теперь под флагами балетных состязаний все чаще выставляют откровенно самодеятельных участников, воспитанников частных школ. Стоит ли удивляться, что на юбилейном варненском конкурсе уровень подготовки большинства не соответствовал даже школьным требованиям, а сенсаций не оказалось вовсе? Опыт учит, что престиж конкурса определяется талантом его участников: история варненских баталий - неопровержимое тому свидетельство. Но нынешним летом талантов в Варне практически не наблюдалось. Говорить о тотальной деградации балета, впечатляющей картине упадка было бы, конечно, несправедливо, ибо на праздничную сходку (как и на гала-концерт лауреатов прошлых лет) не приехали представители ведущих балетных трупп и школ мира. Не было питомцев Петербургской и Московской академий. От участия отстранились артисты ведущих театров балетных столиц. И все-таки Варна-2004 выявила общие тенденции: кто-то из спонсоров или высоких чиновников на пресс-конференции, посвященной результатам состязания, назвал Варну балетной столицей мира. Дело даже не в том, что родоначальница конкурсного движения на такой статус может претендовать исключительно в течение двух недель и раз в два года, - в столице обычно кипит и ключом бьет жизнь, здесь же - в праздничный год - эту жизнь вяло имитировали. И участники, и сочувствующие им профессионалы-наблюдатели, и зрители, энтузиазм которых таял буквально на глазах. Подобную картину все чаще и чаще можно наблюдать и в других конкурсных столицах, даже тех, где балетная жизнь проистекает не от конкурса к конкурсу, но определяется наличием крупных и значительных балетных компаний. Быть может, количество конкурсов затормозило их качество. Не секрет, что время произвело на свет особую породу "танцовщиков на чемоданах", которые мигрируют с конкурса на конкурс, предпочитая сценическим дебютам и театральным спектаклям участие в соревновательных марафонах - вплоть до того момента, пока позволяет возраст. Конкурс становится для них образом жизни, а едва приобретенная профессия - средством к существованию. Похоже, и неудачи перестали остро задевать юных артистов - зачем расстраиваться, если можно снова собрать чемодан и отправиться туда, где может повезти? Именно повезти, потому как стабильность выступлений большинству исполнителей неведома. Да и откуда ей взяться, если отсутствует крепкая школа классического балета - особый универсальный эталон, вне зависимости от места прописки исполнителя? Восточные танцовщики давно уже стали фаворитами балетных состязаний. Многие варненские медали отправились на Восток. Трудолюбивые японцы, китайцы и корейцы демонстрировали трюки (у каждого свой, коронный), отшлифованные в школьных классах до выставочного глянца. Да так, что устойчивость иных балерин к месту и не к месту выглядела стоп-кадрами, а пируэты почти навязывались и утомляли своей механистической бессмысленностью. Но никто и не думал "отягощать" вариации и дуэты новыми смыслами, стилизаторскими подходами и индивидуальными прочтениями. "Классическое Па де де" Обера в постановке В.Гзовского больше напоминало таблицу умножения, чем непревзойденный танцевальный шедевр, некогда созданный для Иветт Шовире. А многочисленные варианты дуэтов из "Дон Кихота" или "Лебединого озера" - свадебные церемонии разных времен и народов, где брачующиеся прямолинейно оповещали собравшихся о своих отношениях... Конкурс шел вяло (поразительно, но у выступавших отсутствовал даже спортивный азарт), из доброй сотни участников до третьего тура добрались только 22 исполнителя. Для многих из них полученное право выступать на завершающем туре можно расценивать только как аванс или поощрение за старательность. Конкурс явно устал. Нечто напоминающее былые слагаемые его атмосферы (динамика, конфликт, живой и нарастающий интерес) произошло слишком поздно, после распределения наград. Юношеский порыв принес представлявшему Германию Даниилу Симкину золото, а открытая, без оттенков, манера танца (в равной степени и наивная, и неубедительная) кубинской паре Янела Пиньера Тамайо и Алехадро Гонсалес подарила серебро в младшей группе. В старшей золотыми лауреатами стали элегантная француженка Матильд Фрусти и танцовщик из Армении Арман Григорян. Удивительно, что отличная школа и осмысленность танцевального языка не помогли самой яркой конкурсантке Анастасии Матвиенко из Национальной оперы Украины получить медаль большого жюри. Правда, балерина, составившая с мужем - премьером того же театра Денисом Матвиенко, одним из самых ярких танцовщиков современного балетного театра, - уникальный творческий дуэт, в котором голоса сливались, а подголоски определяли диалог как тончайшую игру и взаимодействие индивидуальностей, получила высшую награду пресс-жюри. Можно предположить, что оказаться в числе фаворитов у профессиональных экспертов под водительством Юрия Григоровича киевской солистке помешал невыразительный современный номер хореографа Сергея Бондура, показанный на третьем туре. Но ведь не менее грустно было от большинства современных композиций, поставленных для конкурса: банальные сюжеты и не менее банальное их воплощение да очевидное подражание среднестатистическому contemporary dance. В абсолютно провальной "современной" части состязания исполненный М.Фрусти и Д.Офале номер Ноймайера "Мольба" лишь подчеркнул печальную картину затянувшегося кризиса в мировом институте хореографов-постановщиков. Классический репертуар тоже не отличался разнообразием. Конкурсные Одетты, Одиллии, Китри, Базили и Альберты подобно клонам тиражировали пустоту. Тут уж не до нюансов, жестов, акварельности поз, изысканности высокого балетного стиля. Расцветили скудную палитру всего несколько номеров, среди которых фрагменты из "Сильвии" Аштона и "Этюдов" Ландера. Престиж конкурса в Варне, как и его профессиональный авторитет, снижается. Раз от раза. Но с упорством первопроходца через год на второй Варна собирает балетный люд. И классическое искусство воспринимается как часть пейзажа города-курорта, по которому легкой походкой пробегают на репетиции артисты, спешат озабоченные педагоги, а попивающие кофе в уличных ресторанчиках "болельщики" могут наблюдать все это между утренним пляжем и вечерним конкурсным просмотром. Как всегда, в Варне встретились друзья, работал пресс-центр, проходила научная конференция, педагоги давали мастер-классы, была открыта художественная выставка, а вечерами в зрительном зале публика замирала в состоянии общей благодати. Что и говорить, море и солнце умиротворяют. А балет все-таки должен восхищать! Также в рубрике:
|