Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7439) 12 - 18 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраУзники замка РГАЛИВ Третьяковской галерее Елена ТИТАРЕНКО
"Двадцатый век начался с большого взрыва, который произошел в 1914-м", - говорит Джон Лукач в парадоксальной и отчасти провокационной книге "Конец ХХ века и конец эпохи модернизма". То был короткий век, продолжавшийся 75 лет - по 1989 год, и два его главных события - это две мировые войны, утверждает американский историк. Вероятно, сам того не зная, он вторит россиянке Анне Ахматовой, писавшей вослед пережитым в начале века событиям: "Мы на сто лет состарились"... И в автобиографии вспоминавшей лето, когда разразилась Первая мировая война: "На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, все стало иным, начиная с облика города". Прошло 90 лет, и все вокруг действительно - теперь мы и сами можем подтвердить - изменилось до неузнаваемости. Вплоть до того, что насущные проблемы, социальные катаклизмы и повседневная суета, похоже, заслонили в нашем сознании скорбную дату, забывать которую грешно. Увы, мало кто в первые дни августа вспомнил о начале Войны, после которой уже ничто не могло быть по-прежнему. Ни в жизни, ни в искусстве. Практически ни один из столичных музеев не откликнулся на юбилей, вероятно, и в самом деле чересчур мрачный, чтоб его отмечать. Не будем гадать, что тому причиной: хроническое безденежье, отсутствие идей или, по выражению одного из критиков, "мертвосезонье". (Что и говорить, образ падающих башен-близнецов Нью-Йорка нам сегодня ближе - вот и Пушкинский музей недавно затронул эту тему на выставке "Вавилонская башня", кстати, получив упреки в конъюнктурности). Факт остается фактом: мы по-прежнему равнодушны и глухи к собственной истории. Исключением стал лишь Музей Вл. Маяковского - он устроил выставку фронтовых фотографий, сделанных штабс-капитаном Евгением Федоровым. Поэтому как истинный оммаж свидетелям страшной и судьбоносной эпохи звучит совместный проект Третьяковской галереи и Российского государственного архива литературы и искусства, демонстрирующих произведения русского авангарда из фондов РГАЛИ. По гамбургскому счету, событием он не стал: за два последних десятилетия мы видели столько вещей этого периода, что удивить нас трудно. Кто всерьез интересовался искусством авангарда, пусть даже не занимаясь научными изысканиями в архиве, а просто регулярно посещая выставки, тот успел увидеть львиную долю экспонатов весьма скромной по масштабам экспозиции в Третьяковке, чья администрация не сочла возможным выделить больше одного зала (да еще в дальнем углу Инженерного корпуса, на полпути от сокровищ Омского музея к пышной ретроспективе даровитого, но третьестепенного "русского немца" Н.Загрекова). А тех, кто продолжает в отношении "разных там квадратов" упорствовать: мол, и я так могу, - вряд ли нужно переубеждать. Между тем в маленькой выставке отражен широчайший спектр поисков русских авангардистов, включая неизбежное возвращение от абстракции к предметному миру; охвачен без малого полувековой период их творчества, а само это направление показано как мощная и животворная традиция, устремленная как в толщу отечественной истории, так и вперед, к нашим дням. Диалог с авангардом ведет каждый второй из сегодняшних художников, и не случайно - пестрая и вовсе не дружная горстка ниспровергателей устоев, на заре ХХ столетия в революционном запале призывавших "сбросить с корабля современности" хлам старого "буржуазного" искусства, раньше философов предугадала и выразила присущее нашему веку сознание "человека после катастрофы". Еще один фактор делает эту скромную выставку актуальной. Парадокс - наряду с датой начала "мировой бойни" мы могли бы отмечать юбилей искусства авангарда. В своем наиболее ярком и радикальном (беспредметном) выражении он рождался именно тогда, в 1913 - 14 годах: вспомним контррельефы Татлина или будетлянскую пьесу "Победа над солнцем", где впервые, пока еще в качестве театрального задника, был явлен граду и миру малевичевский "Черный квадрат" - будущая "икона авангарда". Русский авангард подобен комете: она внезапно взошла над горизонтом в годы Первой мировой войны и русской революции, а через несколько лет хвост ее рассыпался на множество частиц звездной пыли, хоть и надолго оставил след в мировом искусстве. Кандинский, Филонов, Шагал, Малевич, Экстер, Гончарова, Ларионов, Татлин, Розанова - список имен, поистине знаковых для искусства ХХ века. Судьба этого поколения предстает как бесконечная цепь трагедий: изгнание, нищета и забвение, запрет на картины стали уделом почти каждого. Имена друзей и учеников, окружавших титанов авангарда, полнят мартиролог русской культуры. Но главная драма новаторского искусства - в длительном непризнании на родине: уже в конце 20-х полотна и скульптуры русских авангардистов были осуждены за "формализм" и спрятаны вглубь музейных запасников, а статьи, письма и фотографии - в архивы и спецхраны. В ряду этих хранилищ стоит и РГАЛИ: созданный в 1941 году на основе архивного собрания Литературного музея, для многих авторов он оказался прибежищем - как прижизненным, так и посмертным. Ныне в папках РГАЛИ, крупнейшего в России собрания документов по истории литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, лежат около полутора миллионов единиц хранения. Около трети этого хранилища составляют фонды по изобразительному искусству: еще один Русский музей! Впору цитировать Ломоносова: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне дна"... А в категориях земных, чтобы показать всю художественную коллекцию РГАЛИ, потребуется пять Манежей. Так сказала мне куратор выставки Елена Гаспарова, а на вопрос, почему же с таким запозданием выходит к зрителю все это богатство (а немало из произведений обнародовано впервые!), ответила стандартно: прежде не было денег. Да и теперь, если бы не Фонд Форда, спонсор проекта "Изобразительные источники РГАЛИ", замысел не был бы реализован. В рамках проекта создали информационную базу данных и выпустили CD-диск "Художники русского авангарда". Издан альбом "Русский авангард в собрании РГАЛИ", снят видеофильм "Архив муз". А главное, выявили, атрибутировали и оцифровали свыше двух тысяч работ (для экспозиции в ГТГ было отобрано триста, но музей "урезал аппетиты"). Правда, в последние 15 лет отдельные шедевры из РГАЛИ нередко присутствовали на выставках в России и за ее пределами, но не могли сполна отразить все коллекции архива. И главной задачей для куратора выставки в ГТГ был не поиск работ авангардистов, а отбор лучшего из моря вещей. Однако происходили и открытия: нашли фотографию художника М.Фаббри, "опознали" работы Веры Ермолаевой, Лисицкого, Фалька и других мастеров. Впервые опубликована составленная А.Куприным карта "Бубнового валета" - своего рода "парад планет" легендарного общества. Не один экспонат потребовал бы отдельного и увлекательного рассказа: так, показано много нового из обширных коллекций произведений Татлина и Фалька. Впервые извлечен на свет альбом поэта Крученых, полный коллажей, рисунков и автографов О.Розановой, К.Малевича, Д.Бурлюка, М.Ларионова и Н.Гончаровой. К памятникам раннего авангарда относится уникальный рукописный журнал с иллюстрациями "Безкровное убийство", который в 1915-16 годах вместе с друзьями печатал на гектографе художник М.Ле-Дантю. Елена Гуро, Кирилл Зданевич, Александра Экстер, Виктор Барт, Густав Клуцис, Соломон Никритин... Им тесно в крохотном зальчике, вряд ли видевшем столько манер и шедевров сразу. Но когда еще безответных узников-авангардистов всей честной компанией вновь выпустят из архивного заточения к российскому зрителю? Также в рубрике:
|