Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7439) 12 - 18 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПредстартовый молебенОлимпийцы поклонились на Поклонной горе Максим ГУРЕЕВ
Новые времена требуют, что вполне естественно, "новых песен". Не менее важно и то место, где сии "песни" будут исполнены. С 1996 года такой новой для Москвы площадкой стал мемориальный комплекс на Поклонной горе, один из последних циклопических советских долгостроев. Однако едва ли в те теперь уже былинные времена, когда комплекс лишь создавался на бумаге, предполагалось, что наряду с военно-патриотической проблематикой особое место на Поклонной горе будет отведено проблематике духовной. Свидетельством тому стало возведение в самой непосредственной близости друг от друга православного храма, синагоги и мечети (правда, осталось непонятным, как быть российским католикам, буддистам и старообрядцам). Такое решение московских властей, безусловно, было принято из самых благих побуждений и не могло не вызвать одобрения. Вот разве что вопрос с прихожанами, казалось тогда, выглядел недостаточно проработанным. Действительно, кто из многочисленных отдыхающих (по преимуществу летом на роликах) на Поклонной горе найдет время и желание пообщаться с Богом? Однако это недоразумение было уврачевано достаточно оперативно и не без оригинальности. Так, с 1996 года культовым учреждениям на Поклонной горе нашли неожиданное применение, сделав их местом официальных проводов многонациональной и, следовательно, поликонфессиональной российской сборной на Олимпийские игры. Началось все, соответственно, с Атланты. Более того, в традицию вошло и Патриаршее благословение олимпийцев. Исключение из правил было сделано лишь в этом году, когда по состоянию здоровья Святейший не смог выполнить своей почетной миссии, и православных спортсменов благословил митрополит Кирилл (Гундяев). Таким образом, 5 августа сего года на Поклонной горе состоялись официальные проводы олимпийской команды России в Афины. Понятно, что подавляющее большинство отъезжающих собрались именно в храме Святого великомученика Георгия. В первых рядах VIP-прихожан выделялись зампред Правительства РФ А.Жуков, президент ОКР Л.Тягачев, вице-мэр Москвы В.Шанцев, а также господа Тарпищев, Фетисов и Смирнов. Действующие же спортсмены - чемпионы России, Европы, мира и Олимпийских игр - составляли как бы второй эшелон молящихся. Благоговейную тишину в храме дерзновенно нарушали лишь щелчки затворов фотокамер в ограниченном количестве допущенных на напутственный молебен репортеров. Со стороны все выглядело вполне благостно, по крайней мере сюжеты, прошедшие в новостных программах на данную тему, "симфонию" российского олимпизма и православного богослужения засвидетельствовали. Однако с богословской точки зрения происходившее в храме на Поклонной горе, честно говоря, было далеко не бесспорно. Во-первых, потому, что как такового молебна об "отроках и отроковицах, мужах и женах, спортом занимающихся", в православной богослужебной практике не существует. Но тут в пресс-службе ОКР нашли выход из положения, сравнив спорт с военным делом (что у нас с ним только не сравнивают!), и молебен о "православном воинстве" и "победе над супостатом" пришелся как нельзя кстати. Во-вторых, сами Олимпийские игры трактуются Церковью исключительно как ритуальное языческое действо (за что они, кстати, и были запрещены после 393 года), возбуждающее нездоровые страсти человеческие и пропагандирующее дохристианские ценности - культ тела, культ силы, культ победителя. Конечно, никто из собравшихся 5 августа в храме Святого великомученика Георгия спортсменов даже и не подозревал об этом, вполне искренне надеясь в меру возможностей помолиться о победе в Афинах над (опять же) "супостатом", в смысле соперником, да и просто посмотреть на спортивное начальство, прибывшее на Поклонную гору в обязательном порядке. На то самое начальство, которое на Играх будет им помогать и их опекать. Другое дело, что совершенно непонятно, зачем эти помпезные смотрины надо было устраивать в храме и облекать в богослужебные формы. Было в прежние советские времена такое слово "спайка", когда коллектив рядом мероприятий должен был доказать, что он единое целое. Походы за город, субботники, посещение театров и музеев, новогодние "огоньки" и так далее. Сейчас, как было сказано выше, предпочтительнее исполнять "другие песни". Вот и приводят каждый раз в преддверии очередной Олимпиады сборную команду в церковь, на предстартовый, так сказать, молебен. Плохо это или хорошо, судить в первую очередь тем спортсменам российской сборной, которые на самом деле являются людьми верующими и посещающими храм не по разнорядке. Если подобные духовные экскурсии не смущают их, а лишь, напротив, подвигают к свершению побед и побитию рекордов, то и слава Богу... Также в рубрике:
|