Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7439) 12 - 18 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

АННА НЕТРЕБКО: "Я всегда останусь Сюзанной"

Беседу вел Дмитрий МОРОЗОВ


А.Нетребко

Имя Анны НЕТРЕБКО прозвучало впервые в 1993 году, когда юная студентка Санкт-Петербургской консерватории (по классу Т.Новиченко) стала лауреатом Конкурса имени М.И.Глинки. А уже через несколько месяцев она - стажер Мариинского театра, где сразу же включается в работу над готовящейся постановкой "Свадьбы Фигаро" Моцарта. Поначалу Анна репетирует Барбарину, но очень скоро ее "переводят" в Сюзанны, и в апреле 1994 года она дебютирует на Мариинской сцене в премьерных спектаклях этой оперы. Пройдет еще несколько месяцев, и ее Сюзанна отправится с Мариинским театром в свое первое зарубежное турне: сначала на гергиевский фестиваль в финском Миккели, оттуда - в Гамбург, на Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль. Следующая работа Анны Нетребко в Мариинке - Людмила ("Руслан и Людмила" М.Глинки) - вскоре откроет перед ней двери Оперы Сан-Франциско, откуда еще через небольшое время начнется ее самостоятельная международная карьера. Сперва Анна покоряет Америку - Сан-Франциско, Вашингтон, Лос-Анджелес, наконец, Нью-Йорк, Метрополитен-опера. Затем приходит черед Европы, завоевание которой начинается с большого турне, в которое отправляется с родной Мариинкой ее Наташа Ростова. Затем следуют сенсационный дебют на Зальцбургском фестивале, выступления в Ковент-Гарден и еще многое другое.

Мы беседуем с Анной Нетребко во время фестиваля "Звезды белых ночей", в рекламной продукции которого ее лик занимает весьма заметное место. Скоро ей предстоит отправиться в Зальцбург. А пока я пытаюсь выведать, в какой именно момент подающее большие надежды юное дарование по-настоящему ощутило себя мировой звездой. Анне эта тема, похоже, не совсем по душе, и отвечает она поначалу односложно.

- Не знаю. Не чувствовала...

    

- Буквально с самого дебюта о вас сразу заговорили как о звезде восходящей. Прошло не так уж много времени, и повсюду появились плакаты с вашим изображением, вы замелькали на обложках журналов и т.д. Вот этот момент перехода в другое качество вы сами для себя как-то отметили?

- Когда стала звездой и стала ли - это последнее, наверное, о чем я думаю в своей жизни. Для кого-то стала, а для кого-то - нет. Плакаты и журналы, конечно, замечательно, но это еще далеко не все.

    

- И тем не менее с самого начала вы себя на это настраивали? Или для вас было пределом мечтаний просто выйти на сцену - тем более Мариинского театра?

- Когда одни мечты сбываются, то со временем обязательно появляются какие-то новые мечты, какие-то новые высоты - то, к чему надо стремиться дальше. Без этого - никак, иначе вы начнете медленно падать вниз.

    

- Сегодня вы востребованы в разных частях света, и вам часто приходится перелетать из одного места в другое, перемещаться по часовым поясам. Вас это сильно утомляет или пока еще по молодости вы не слишком чувствительны к подобным вещам?

- Еще как чувствую! Несколько лет назад я даже очень долго была больна из-за этого - как раз перед своим дебютом в Ла Скала, который в результате так и не состоялся. И причина заключалась именно в том, что от бесконечных перелетов, бесконечного пения, смены поясов организм мой вышел из баланса, я потеряла всяческий тонус и была совсем никакая. Эта странная болезнь продолжалась на протяжении почти полугода, пока я не отдохнула как следует, не напичкала себя витаминами, прежде чем пришла в какую-то норму. Так что все это действительно выбивает из колеи. Сейчас я стараюсь быть гораздо осторожнее. И когда меня Валерий Абисалович Гергиев просит иногда: не могла бы ты прилететь из Сан-Франциско спеть Людмилу? - я отвечаю: нет. Потому что мне здоровье мое не позволяет. Уже не говоря о том, что я теперь вообще не имею права петь плохих спектаклей. Мне, может быть, лучше отказаться, чем спеть плохой спектакль.

    

- А вас никогда не посещает мысль, что вот хорошо было бы родиться лет этак на сто пораньше, когда вместо самолетов были кареты?

- Когда я была маленькая, то действительно хотела жить в XIX веке или даже, может быть, в XVIII, но сейчас я совершенно этого не хочу, потому что вся эта антисанитария... Мне очень нравится, когда есть горячая вода, когда есть комфорт, есть самолеты, которые быстро летают.

    

- Два года назад вы дебютировали в Зальцбурге - в "Дон Жуане" с великим маэстро Николаусом Арнонкуром. Как вы к нему попали? Ведь у него своя постоянная команда...

- Арнонкур несколько лет искал Донну Анну - такую, какая ему была нужна, которая бы ему понравилась. У него было свое понимание этой партии, и с самого начала он не хотел больших женщин с большими громкими голосами. Когда мне предложили прослушаться - а я была, наверное, одной из сотни претенденток, - сама эта идея показалась мне какой-то несерьезной, потому что партия не для моего голоса. И даже мои близкие друзья все до одного говорили, что это бред... А я смеялась и отвечала: почему бы нет, они мне оплачивают проезд. Приехала, спела прослушивание, понравилась Арнонкуру, и неожиданно оказалось, что все по голосу.

    

- К тому времени вы уже заявили себя как моцартовская певица. Тем не менее встреча с Арнонкуром как-то заставила вас пересмотреть свой взгляд на любимого композитора?

- Вы знаете, нет. Не было какой-то такой особой переделки, все происходило очень естественно: я просто на него смотрела, слушала, что он говорил. Он меня особенно много не исправлял, его все устраивало с самого начала. Над речитативами, конечно, он работал, потому что у него свой взгляд на то, как это должно звучать, или на апподжатуры, почему они должны быть сверху, снизу и т.д. Очень часто он просил не следовать ритму, а иногда даже и мелодии, а почти говорить, где-то даже шептать, чтобы в речитативе была как бы почти разговорная речь. Мне это нравится. Потом, когда я пела Донну Анну в Ковент-Гарден, какому-то критику очень не понравилось, что часть речитатива я произношу вполголоса, как будто проговариваю все, но мне кажется, что это интересно. И я с удовольствием еще поработала бы с аутентистами.

    

- Может быть, попробуете еще поглубже погрузиться в XVIII век?

- Нет, это уже барокко. У меня было много подобных предложений, но я давно для себя решила: либо петь барокко, либо все остальное. Это совершенно иной стиль, и сочетать одно с другим мне кажется невозможным. Кто-то может, но лично я не могу - люди же все разные. И я предпочла остаться на бельканто, потому что моей индивидуальности, думаю, это ближе.

    

- Но вот, например, генделевская Клеопатра, кажется, прямо для вас создана...

- Нет, я пыталась петь эту партию, она мне неудобна. Может быть, я и смогла бы ее сделать, но для этого мне пришлось бы отказаться от всего остального, что я пою. А я не хочу этого делать. Предпочитаю "Лючию", "Сомнамбулу", "Пуритан", "Травиату". Есть много замечательных певцов для барокко. А я лучше буду петь что-нибудь другое.

    

- Таким образом, свое дальнейшее развитие вы связываете прежде всего с бельканто, Моцартом...

- У Моцарта осталось не так много партий, которые я могла и хотела бы петь. Если я спела Донну Анну, это еще не значит, что я должна переходить на такие партии, как Графиня или Фьордилиджи. Скорее всего, в "Идоменее" я через пару лет перейду с Илии на Электру, но более крепкие партии - нет, нет и нет. Я всегда останусь Сюзанной... Основным приоритетом на ближайшие сезоны для меня будет бельканто, и еще - французская музыка, которой я должна много заниматься, чтобы это было хорошо. Уже есть контракты на "Ромео и Джульетту" Гуно и "Манон" Массне.

    

- В каком-то из недавних интервью вы сказали, что не будете больше петь русскую музыку. Но вот на последних "Декабрьских вечерах" сделали прекрасную рахманиновскую программу...

- Я не говорила, что не буду петь русскую музыку. Я говорила, что мало ее пою, потому что для моего голоса подходят только несколько опер Римского-Корсакова и Глинки. Я не могу петь Чайковского, хотя, наверное, нужно попробовать. Меня вот все просят петь Татьяну, - не знаю, может быть, года через два... А Рахманинова я люблю, и даже, наверное, он - один из самых любимых композиторов. Я не очень люблю давать сольные концерты с фортепиано, мне больше нравится петь с оркестром. Но вот когда исполняешь Рахманинова, появляется такое ощущение, что под тобой оркестр. Никто меня никогда не учил, как петь Рахманинова, какие там традиции, какой стиль, - я во всем иду от своих ощущений: вслушиваюсь в гармонию, читаю внимательно текст, пытаюсь понять, что там подразумевалось, и это все передать. Я выступала со многими пианистами, и они говорили: у тебя все совершенно по-другому, не так, как было раньше. А я всегда отвечаю: ну и хорошо, почему обязательно должно быть так, как было раньше? Пускай будет по-другому.

    

- Какие обязательства накладывает на вас ваш контракт с "Deutsche Grammophon"? Сколько вы должны с ними записывать?

- Пять дисков.

    

- В год?

- Нет, всего. Причем необязательно именно сольные диски - это может быть и запись целой оперы, в том числе на DVD.

    

- После своего прошлогоднего дебютного диска что вы уже успели записать?

- В августе выходит мой второй диск, с Клаудио Аббадо. Мы записывали его в марте этого года.

    

- И как вам работалось с Аббадо?

- Великолепно. Наверное, это был один из самых лучших, самых запоминающихся музыкальных опытов в моей жизни. Я очень счастлива и благодарна судьбе, что мне выпало работать с этим великим музыкантом. Вокруг него - какая-то аура, какая-то неземная совершенно энергия, и атмосфера, которая была на этой записи, она совершенно непередаваема.

    

- А какую вы программу записывали?

- В основном бельканто, сцены из опер. Диск называется "Sempre Libera", и там, конечно, есть "Травиата", есть "Пуритане", есть сцена сумасшествия из "Лючии", сцена из "Сомнамбулы", а также из "Отелло" Верди. Эта опера мне, конечно, не по голосу, и я не буду ее петь на сцене, но в данном случае это была просьба Клаудио, и я не могла отказать. Я попробовала, и, по-моему, получилось очень даже неплохо.

    

- А сколько времени у вас ушло на этот диск и сколько - на предыдущий?

- Я записывала его пять дней, а первый - четыре.

    

- Это условие фирмы?

- Да. Еще спасибо, сейчас они мне давали отдыхать между записями. В прошлый раз у нас был большой скандал на этой почве, я даже вспоминать не хочу. Первый диск был совершенно кроваво записан, тем более что я по неумению своему и незнанию очень много ошибок допустила. И плюс я еще, конечно, волновалась, потому что мне аккомпанировал один из лучших оркестров мира, и уже один этот факт не давал мне расслабиться, и я так старалась петь хорошо, что иногда получалось наоборот. В общем-то, конечно, такую программу, какую я выбрала для первого диска, невозможно записать за четыре дня. В итоге что-то получилось, что-то - нет. Но сейчас это бестселлер, уже больше ста тысяч продано, значит, людям нравится.

    

- Часто ли вы сами бываете довольны своими выступлениями?

- Ну как вам сказать? Я критична к себе, но не до какого-то безумия - крякнула какую-то ноту и ходишь мучаешься три дня - нет, такого нет. Все бывает - мы живые люди, и часто мне приходится выступать, когда самочувствие и состояние здоровья не на самом лучшем уровне. Но если я допускаю досадные оплошности - какую-то ноту чересчур раскрыла и т.д. - тогда я говорю себе, что в следующий раз не надо этого делать, и пытаюсь исправить свои ошибки. Да и потом, есть люди, которым я доверяю, чье мнение для меня важно, и они всегда говорят, если что-то не так. Но самое лучшее - это когда ты себя можешь послушать - записываешь спектакль на видео или на аудио, и там уже все ясно, что ты сделал так, а что - не так.

    

- А чьи записи вам больше всего дают для дальнейшего творческого роста? Вообще кого из певцов прошлого и настоящего вы считаете для себя чем-то вроде эталона?

- Я не очень часто слушаю записи, потому что последнее время приходится очень много работать, и просто не тянет слушать музыку. А уж если я слушаю, то слушаю очень серьезно и не люблю, чтобы меня что-то отвлекало. Из певиц я очень люблю Миреллу Френи, именно она мне всегда очень хорошо помогает настроиться. Очень люблю слушать Марию Каллас, но учиться с нее нельзя. Я немного занималась с Ренатой Скотто - она потрясающая: и голос, и интерпретация, и знание бельканто. Впрочем, я слушаю не только сопрано - очень много замечательных теноров, баритонов из прошлого. А из сегодняшних мне нравится Натали Дессей, французская колоратура. Мне также очень нравится Анжела Георгиу. Я слышала ее живьем и, если не углубляться в вопросы вкуса, поет она действительно хорошо - не только на записи.

    

- Вам, можно сказать, везло с дирижерами и, кажется, гораздо меньше - с режиссерами. Часто ли случалось, что предложения режиссера были вам интересны, ложились на вашу индивидуальность?

- Мне доводилось работать с режиссерами, которые доминируют над всем, и мы не всегда находили общий язык. Но с настоящими тиранами я еще не работала, так что не могу сказать, что у меня с режиссерами возникали какие-то такие особые разногласия.

    

- Но и сказать про кого-то, что вот это - мой режиссер, вы тоже не можете?

- Пока не могу... Есть много хороших режиссеров, которые просто дают тебе раскрыться - уже большое спасибо. Я, наверное, даже скорее предпочитаю таких режиссеров, чем тех, кто заставляет делать что-то такое, что идет против твоего естества.

    

- В последнее время иногда начинает казаться, что вы пробуете создать себе имидж, какой раньше бывал лишь у поп- или кино-звезд, с привнесением какого-то элемента скандальности. По крайней мере, это явственно скользит в некоторых ваших интервью. У вас есть консультант по имиджу?

- Консультантов по имиджу у меня нет, и я прогоню всех, кто мне что-то начнет говорить про имидж. Нет у меня никакого имиджа. Просто я нормальная молодая женщина, мне почти тридцать три года, я неравнодушна к моде, с ума схожу по платьицам, туфелькам и прочим вещам - слава Богу, я могу позволить себе все это купить. Я не думаю пока о семье - может быть, через несколько лет, но не сейчас, потому что жизнь настолько интересна. Я никогда себя не заковываю только в музыке, в классике, потому что это накладывает такой отпечаток ограниченности. Мне так кажется. Никакой имидж я специально не делаю, просто то, что я говорю, газеты, пресса тут же хватают, им это нравится. И даже очень часто фразы, которые я говорю с одним значением, они переделывают на совершенно другое. Последнее, что я прочла, - "Фокус", очень большой такой журнал в Германии, я там на обложке, значит, сижу, и заголовок: "Я часто пою во сне обнаженной". А разговор был знаете про что? Я рассказывала, что у нас, у певцов, причем у многих, бывают иногда такие кошмары во сне, когда мы боимся, что чего-то не знаем, у нас какое-то такое волнение и нам даже иногда снится, что на сцене мы поем без одежды, пытаемся прикрыться, а все на нас смотрят, и нам страшно, то есть это какой-то психический страх, который надо в себе подавлять. Вот такая тема была. И что они из этого сделали? Впрочем, это не в первый раз, я уже даже на подобные вещи не обращаю внимания: хотят - пускай делают.

В общем, вся моя имиджевая политика состоит только в одном: женщина должна стараться выглядеть хорошо - не важно, какой имидж она себе выберет, и не важно, оперная она певица или кто-то еще...

    

- Каковы ваши пристрастия за пределами профессии - например, в чтении или, может быть, в живописи?

- Да, живопись очень люблю. Особенно в последнее время у меня дикое пристрастие к немецкой станковой живописи XIV - XV веков, XVI, просто схожу с ума, это у меня любимое. Особенно мне нравится Кранах. Из других - Гюстав Доре. Еще мне нравятся фарфор, хрусталь, изделия из стекла. А еще я люблю кино, часто в него хожу, смотрю почти все фильмы...

    

- А сами сниматься никогда не думали?

- Конечно, в детстве все хотят сниматься в кино, и я в этом смысле не составляла исключения. У меня была история на "Мосфильме", я об этом как-то уже рассказывала. Мне тогда было восемнадцать лет, и я приехала на пробу. Пришел режиссер и говорит: "Давай!"Я так обалдело переспрашиваю: "Что?" А он повторяет: "Давай!" После этого желание сниматься в кино отпало навсегда. Но несколько лет назад я все-таки снялась. И не где-нибудь, а в Голливуде, на студии "Уолт Дисней". Я тогда пела Лючию ди Ламмермур в Лос-Анджелесе, и там сразу пошел слух, что вот такая красивая девушка, да не просто поет, а еще и актриса. И все продюсеры стали ходить в оперу. Так меня и нашли. Это был фильм "Дневник принцессы-2" режиссера Гэри Маршалла, который снимал "Красотку". Ну снималась - это громко сказано: так, небольшой эпизод, может быть, минуты две. Я там в этом королевстве пою на вечеринке у королевы, и они мне вручают награду, такую грушу, что-то типа местного "Оскара", как лучшей певице. И меня в этом фильме зовут также - Аня Нетребко, я из России, приехала в эту страну выступать...

А что касается чтения, то я фанатка Бориса Акунина. Я вообще-то мало читаю - нет времени, а от этих книг меня просто не оттащить за уши, и только жалко, что их так мало и они как-то очень быстро прочитываются - так он хорошо пишет, и такие характеры классные...

    

- Вы сейчас уже на сколько лет вперед расписаны?

- Года на три-четыре.

    

- И что, например, предстоит в ближайшие год-два?

- После Зальцбурга, где я пою "Капулетти и Монтекки" Беллини, я еду в Филадельфию, где первый раз буду исполнять Норину в "Доне Паскуале". Потом у меня Мюзетта в Метрополитен, потом еще один дебют - в Лос-Анджелесе я впервые спою Джульетту в опере Гуно. Потом "Риголетто" в Ковент-Гарден, "Травиата" в Зальцбурге. Много всего в Вене - "Любовный напиток", "Сомнамбула", "Манон" Массне. "Манон" также будет в Берлине и Лос-Анджелесе. Еще через пару лет будут "Пуритане" Беллини в Метрополитен и там же "Дон Паскуале"...

    

- А в Мариинском театре в новом сезоне, кажется, предстоит "Риголетто"?

- Да, и я с удовольствием спою. Также с удовольствием буду петь "Царскую невесту" 28 декабря. И "Жизнь за царя" хотелось бы спеть. Только там совершенно дурацкий текст, я говорила - измените, но его все же оставили...

    

- Что бы вы больше всего хотели в будущем о себе прочитать?

- Я как-то не думаю об этом. Я сейчас уже, можно так сказать, многого достигла - популярность, успех, признание, как вы говорите, даже вот изображения мои повсюду. Но это все может исчезнуть через какой-нибудь год, сейчас же все в мире меняется быстро, и популярность может пройти так же быстро. И мне бы хотелось, чтобы эта популярность не была такой раздутой, искусственной, какой она в принципе сейчас немножко является.

Хотелось бы, чтобы меня знали не по портретам, а по спектаклям и концертам. Чтобы меня запомнили как хорошую певицу. Тогда я бы могла сказать, что действительно что-то такое сделала в своей жизни.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;