Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7483) 23 - 29 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаАдъютант его превосходительства - ТеатраЮрию Соломину - 70 Ирина АЛПАТОВА
Перефразируя слова поэта, скажем: артист в России больше, чем артист. Особенно если это художник такого ранга, мастерства и таланта, как Юрий Соломин. Его творческие ипостаси многогранны: актер, режиссер (кино- и театральный), педагог, художественный руководитель Малого театра, в прошлом - министр культуры. Что здесь главное? Наверное, важен синтез. Соломин был и остается "адъютантом его превосходительства" Искусства. Разве что высокий чиновничий опыт не слишком вдохновил артиста. Столкнувшись с неизбежным бюрократическим менталитетом, Соломин спустя полтора года с момента своего назначения на министерский пост добровольно подал в отставку. Видимо, решив, что сможет быть полезнее на более локальном поприще. Ведь все-таки главное в его жизни есть - это Малый театр. С ним связано все, начиная с неосознанных юношеских мечтаний. Мальчик из далекой Читы, где трехэтажные дома считались "небоскребами", артистом хотел быть всегда. Оно и понятно, ведь родился он в семье музыкантов, учеников Ленинградской консерватории. И не важно, что работали потом родители в читинском Доме пионеров, главнее - внутренний камертон, сказавшийся на воспитании. Братья Соломины, Юрий и Виталий, сами музыкальную династию не продолжили. Но она не прервалась - дочь Юрия Мефодьевича и его внучка связали свою жизнь именно с музыкой. Он же, увидев некогда по телевизору документальный фильм "Малый театр и его мастера", иного пути для себя, как на старейшие московские подмостки, и не представлял. Мечты сбылись - Соломин с первой же попытки стал студентом Театрального училища имени Щепкина, а в 1957 году его зачислили в прославленную труппу. И уже больше пятнадцати лет Юрий Мефодьевич несет на своих плечах нелегкое, но почетное бремя художественного руководства Малым театром. Хотя тогда, в 50-е, начинающий артист, конечно, и подумать не смел о столь высоком поприще. Он просто работал, азартно и увлеченно, подобно сотням молодых коллег. Играл комсомольцев, красноармейцев, "розовских мальчиков". В общем, типичных молодых героев своего времени. А первой настоящей сценической победой стала роль Хлестакова в гоголевском "Ревизоре", сломавшая оптимистически-положительное амплуа. Его Иван Александрович стал кумиром московской публики на целых 15 лет. Годы спустя Соломин вернулся к этой пьесе в качестве режиссера, передав свою роль брату Виталию. Как и у всех, бывали простои - безоблачная актерская судьба вряд ли возможна. Но Соломин всегда помнил уроки своего педагога Веры Пашенной - не плакать от обид, но искать себя в других областях творчества: в кино, на телевидении, на эстраде. Вот тут-то и случились встречи с его знаменитыми экранными персонажами: Кольцовым из "Адъютанта его превосходительства", Телегиным из "Хождения по мукам", Славиным из "ТАСС уполномочен заявить" и многими другими, сделавшими Соломина любимцем миллионов зрителей. Соломину всегда нравилось ломать каноны, штампы, в том числе и представления о себе как о социальном герое или "человеке в форме". Не зря же одной из лучших и любимых своих ролей он считает не Кольцова, а Сирано де Бержерака в одноименном спектакле Малого театра. Но одно для него всегда остается незыблемым - уважение к национальным традициям русского театра. Их отчаянная защита, их бережное сохранение - пусть на отдельно взятом островке под названием Малый театр. Упреки в консервативной старомодности и традиционализме, которые сыплются на Малый театр, Соломина чаще всего раздражают. Он убежден - Малый иным быть не может. При условии, конечно, что эти традиции не выродились в штампы, не отдают мертвечиной. Художественный руководитель старается этого не допустить. Одна из его недавних "руководящих" побед - приглашение в Малый режиссера Сергея Женовача, умеющего сочетать вкус к классике с неагрессивными проявлениями нового театрального языка. Его спектакли "Горе от ума" и "Правда - хорошо, а счастье лучше" стали событиями в театральной жизни Москвы. А сам Соломин в первом из них блистательно сыграл Фамусова. Благодаря этому мудрому решению Соломина немного поутихли упреки и в том, что Малый не желает знаться с "прогрессивной" режиссурой, предпочитая актерские постановочные откровения. Быть модным наперекор всему - не удел Малого театра. А что касается актерской режиссуры, то Соломин полагает, что только такой она и может быть. По крайней мере, в Малом, этой цитадели Актера. Не самовыражение, но раскрытие национального характера, утверждение авторской идеи. Вот чего он добивается и в своих спектаклях, а поставлено уже немало - чеховские "Чайка" и "Три сестры", "Лес" Островского, "Коварство и любовь" Шиллера. Кстати, именно при Соломине на сцене Малого появились практически все пьесы Чехова. Тем самым были отданы старые долги великому драматургу. Но, имея явную тягу к режиссуре, Соломин, став художественным руководителем театра, отнюдь не бросился заполнять репертуар своими спектаклями. Права на постановку он ждал едва ли не десять лет, считая, что его нужно заслужить, завоевать авторитет, не ущемлять возможностей других режиссеров. И лишь когда ему показалось, что артисты готовы поверить и пойти за ним, отважился поставить "Чайку". К титулу "национальное достояние", которым козыряет ряд российских театров, Соломин относится с известной долей иронии. Как-то даже сострил: "Все театры хорошие, но у нас люстр больше". А что вы хотите - не здание, а музей, живая история, которую нужно сохранять не только в высоком смысле, но и с точки зрения банальных ремонтов и реконструкций. Все это - тоже во многом забота Соломина. Но, повторим, ирония касается лишь титула. То, что Малый и впрямь должен оставаться национальным достоянием русского театра, Соломин оспаривать не берется. Сегодня он продолжает играть на сцене, сниматься в кино и телесериалах (определенного, впрочем, уровня), преподавать, руководить, заниматься общественной работой. Он давно стал мэтром, но не впал в равнодушную успокоенность. Он по-прежнему азартен и темпераментен, любим публикой и уважаем студентами. И за старейший московский театр, пока там Соломин, можно не беспокоиться - он в надежных руках. Также в рубрике:
|