Извержение Этны в Эрмитаже
Ольга РОМАНЦОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
На фестивале "Этна"-2004 |
С трех часов дня до десяти вечера в саду "Эрмитаж" звучали комузы, африканские дум-думы и цыганские гитары. Культурный центр "Дом" проводил здесь фестиваль "Этна"-2004. Погода не подвела, и условия для феста оказались идеальными: по-летнему сияло солнце, и большинство зрителей так и тянуло поваляться на зеленой травке.
Провести интересный фестиваль этнической музыки на открытом воздухе значительно сложнее, чем фестиваль классической музыки в каком-нибудь академическом зале. В последнем случае музыканты будут выступать перед чинной аудиторией, настроенной на встречу с шедеврами. В первом - их ждет публика, отправившаяся в парк отдохнуть и развлечься. Поэтому организаторы составили программу "Этны" из известных и в основном проверенных концертами в Доме исполнителей. (Неясно было только, чего ждать от дуэта "Cicadas From The South" ("Цикады юга"), созданного музыкантами разных африканских стран.) И устроили в саду "Эрмитаж" ярмарку с продажей этнической одежды и сувениров, чайной церемонией, шуточными состязаниями и играми. В них принимали участие только взрослые. Табачная компания, спонсировавшая фестиваль, везде выставила свою рекламу, поэтому "лиц моложе 18 лет" в сад просто не допустили. Чтобы собрать внимание развеселившейся за время гуляний по "Эрмитажу" публики, программу открыли выступлением татарско-австралийской певицы Зули Камаловой. Необычные аранжировки старинных татарских песен в исполнении Камаловой, слегка напоминающей Кейт Уинслет, способны утихомирить даже расшалившихся учеников младших классов.
 |
На фестивале "Этна"-2004 |
Фестивальную лодку то и дело раскачивало из стороны в сторону: от серьезных этнических экспериментов до незамысловатых трюков. Каждая группа старалась завоевать симпатии публики, предлагая ей свой вариант отдыха в субботу вечером. Петрозаводская "Ва-Та-Га" (остатки группы "Reel") погружала в медитацию под северные мелодии в исполнении старинных инструментов. Братья Джунушовы из Киргизии демонстрировали чудеса музыкальной эквилибристики, умудрившись во время выступления поиграть и на своем комузе, и на том, что держал в руках брат. А "Cicadas From The South", заменившие тувинскую группу "Хуун-Хуур-Ту" (возникли проблемы с самолетами, и тувинцы затерялись где-то в дебрях мюнхенского аэропорта), удивляли зрителей игрой на экзотических ударных инструментах. Тут даже профаны поняли, чем звучание джембе - деревянного барабана, обтянутого козлиной кожей, - отличается от звука дум-дума - басового барабана, обтянутого двойной коровьей кожей. Самый горячий отклик у разомлевшей публики вызвало выступление цыганского ансамбля из Венгрии "Parno Graszt" ("Белая лошадь"), путешествующего по миру своим табором - с матерями, женами и дочерьми. Зрительницы, захваченные врасплох волной цыганской страсти, одна за другой поднимались и шли к эстраде танцевать цыганочку.
 |
На фестивале "Этна"-2004 |
Знатоков этнической музыки, мечтавших услышать что-нибудь из ряда вон выходящее, и тех, кто пришел в "Эрмитаж" расслабиться, примирило выступление короля свадебной музыки из Болгарии, кларнетиста Иво Папазова и его оркестра. Музыканты исполняли сложные импровизации, где невозможно было отделить подлинные народные мелодии от их виртуозных джазовых обработок, с такой энергией и радостным желанием разжечь общее веселье, что танцующих перед эстрадой стало еще больше.
И тут как знак окончательного установления гармонии появились два солиста группы "Хуун-Хуур-Ту" (название группы в переводе с тувинского означает вертикальное разделение лучей света, которое возникает в степи сразу после восхода солнца или перед заходом). Несмотря на технические сложности, они добрались-таки до Москвы и под занавес фестиваля несколько минут направляли в небо звуковые лучи.