Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7435) 15 - 21 июля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Светлые силы пьют "Нескафе" и смотрят "Первый канал"

"Ночной дозор" - время Тимура Бекмамбетова

КИНО

Екатерина ТАРХАНОВА


Кадр из фильма

Самым неинтересным в новом фильме Тимура Бекмамбетова является как раз то, на чем настаивают фанаты романа "Ночной дозор". Пресловутый "сумрак", деление персонажей на "светлых" и "темных" и борьба их за соблюдение "договора", то есть баланса между добром и злом. С философской точки зрения все это достаточно поверхностно и неоригинально, будучи популяризацией раннехристианской гностической ереси, распространившейся еще в III веке нашей эры и в V веке породившей манихейство. Вероятней всего, сведение философии к фэнтези дает фанатам возможность как бы "знать" все на свете, ни о чем при этом не думая. В подобном аспекте роман Сергея Лукьяненко, несмотря на громкий успех этого фантаста, - вовсе не обязательное чтение перед просмотром фильма. Фильм имеет иные содержательные достоинства.

Многочисленные сравнения "Ночного дозора" с "Матрицей", "Звездными войнами" и "Властелином колец" уместны только по технике - наконец-то мы их догнали - и по сюжетосложению. Сюжет запутан не сильнее, чем каждый прожитый день в мировом информационном сообществе. Но, по сути, все заграничные шлягеры уводят зрителя из реальности, куда подальше в виртуальные миры, а Бекмамбетов пошел в противоположную сторону. Кое-какой виртуальностью он дополнил сегодняшнюю, хорошо узнаваемую Москву. Чем больше она узнаваема, тем более обоснован любой домысел, превращаясь из фэнтези в допустимое обобщение, извлеченное как бы из практики, из опыта нашей жизни. Ведь объективно нет никаких гарантий, что ураганы, разворотившие кладбища, взрывы домов и метро, разрушение аквапарка и прочие катастрофы, постоянно преследующие нас, объясняются лишь погодой, политикой или бизнесом. Слишком сгустилась в последние годы какая-то "энергия", "отрицательная", "разрушительная", чтобы все было совершенно случайно. Вот фильм, обобщая, и предположил, что ничего не случайно, и продемонстрировал эти "сгустки". В них - его художественная идея, полное воплощение которой действительно возможно только в кино, а не на бумаге.

"Энергия", "поле", "взрыв" легче легкого разложились в "Ночном дозоре" на непридуманную обыденность. Старая ведьма (Римма Маркова) убедительно привораживает изменщицу-жену (Мария Миронова). Но ведьма - обычная тетка в захламленной квартире в заплеванном подъезде, принимающая обманутого мужа (Константин Хабенский) именно так, как это делают многочисленные лилианы, ульяны росс, ильи германы. Юный вампир (Илья Лагутенко) - наркоманского вида парень - вполне логично для этой категории граждан "материализуется из пустоты" и "проходит сквозь стены". Но, как и вся наркота, обретается в нежилом фонде с бомжеватой подругой. И кем еще быть старому вампиру (Валерий Золотухин), как не мясником на рынке? Далее командир ночного дозора (Владимир Меньшов) - глава очередной тайной секты - воскрешает тяжелораненого, применяя навыки филиппинских хилеров непосредственно на рабочем столе в своем кабинете директора. Но и кабинет в "Горсвете" совершенно типичен для какого-нибудь "Мосэнерго", и все вообще - с нашей улицы, вплоть до грузовиков-авариек, на которых дозорные несут службу.

При этом реализм лишь подтверждается клиповым монтажом и обилием спецэффектов. Изменчивость и быстрота видимого на экране позволяют "Ночному дозору" вместить максимум точных обыденных примет. Даже сцены средневековых битв работают на убедительность идеи. Доспехи, мечи и лошади не выглядят игрушечными, и, хотя в российской истории не было подобных рыцарей и весь облик прошлого был другим, Москва на сегодня - всего лишь одна из мировых столиц. А если речь о "мировых энергиях" и "битва" с такой же легкостью идет на крыше стандартной московской многоэтажки, как могла бы идти на пражской или парижской крыше, то фантастика не шокирует, но именно объясняет, как мы "сегодня" соединяем с "вчера". Как сумасшедшие, с обязательной чертовщинкой. И стилистика "легкого сумасшествия", без которого жизнь больше необъяснима, допускает на самом деле даже рекламу МТС и всяческих "Нескафе" внутри кадра, вызвавшую у многих особое раздражение. Бесконечные уличные растяжки или поезда метро, когда глаза каждого неослепшего пассажира непременно упрутся в пельмени "Сам-самыч" и бонусы карт Би Лайн, - это тоже сдвиг в жизни, а не в кино. Бекмамбетов со своим рекламным опытом над ним только иронизирует.

Поэтому фильм как целое приемлем и любопытен именно для здоровой, устойчивой взрослой психики, не склонной к мракобесию. Ведь в этом случае весь сюжет "темных" и "светлых", весь облик "сумрака" может быть, как и внутрикадровая реклама, отнесен на счет авторской иронии. Художественная идея локализуется, "легкое сумасшествие" становится чувством юмора, и в фильме интересны совсем другие вещи. История с гайкой, отлетевшей от самолета, в котором сидела суеверная тетка, - тогда только история того, как быстро надо нынче соображать, как срочно все улавливать, именно чтобы не спятить. Полет гайки с неба в вентиляцию жилого дома и приземление в кухне, в чашке несчастной девицы, над которой, оказывается, открыта черная дыра (девица сама себя прокляла из-за болезни матери, проклятой ею прежде) - лишь метафора, сколько всего импульсов действует на самом деле в каждый данный момент в самом мельчайшем происшествии. Дыра угрожает авиакатастрофой. Что-то вроде "Аннушка уже пролила подсолнечное масло", только по современной жизни - значительно плотнее. В духе мультижанрового коллажа "Ночной дозор" без особых натяжек демонстрирует плотность, скорость и хитросплетения связей, обеспечивающих выживание мегаполиса.

Если ко всей фантастике отнестись действительно с юмором, фильм Бекмамбетова имеет актуальную идеологическую ценность. Он провоцирует сами попытки обобщения происходящего, показывает их возможность. К сожалению, толпы фанатов вряд ли дадут остальным это разглядеть. Толпам привычней как раз впадать в истерию, сектантство и мракобесие, что в восприятии публики может сделать "Ночной дозор" всего лишь разновидностью "Властелина колец", уже полвека плодящего в мире неадекватных людей.

Также в рубрике:

КИНО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;