Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7114) 29 января - 4 февраля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Евразия

ВЕРОНИКА ГАРШТЯ: "Русская классика принадлежит человечеству"

МОЛДОВА

Беседу вела Нелли ТОРНЯ
Кишинев


Ее целовали президент и премьер. Охапки роз ложились к ее ногам. Без помпы, как-то по-особому тепло и радостно чествовал свою Веронику Александровну Кишинев. Сразу три юбилея: 45 лет она педагог, 40 лет - дирижер. А сколько зим и лет на сердце легло, ни за что с виду не определишь: все та же стать. Не случайно кто-то из друзей, деятелей культуры, поздравляя, изумленно выдохнул: "Вы так молоды, будто только вчера отшумел ваш выпускной в консерватории". Перед нами снова была она - патриарх молдавского искусства, народная артистка, кавалер ордена Республики, профессор Академии музыки Молдовы, художественный руководитель и главный дирижер академической хоровой капеллы "Дойна" Вероника Гарштя. Имя. Эпоха. Легенда.

    

- Юбилей навеял на вас грусть, Вероника Александровна?

- Отнюдь. Я трезво смотрю на жизнь. 70 лет меня не пугают, ведь они все мои. Мои года - мое богатство...

    

- Эти слова вполне могли принадлежать вам. Где только не звучал чистый голос "Дойны" - во Франции, Израиле, Испании, Италии, Чехословакии. В Бухаресте ваш коллектив назвали лучшей капеллой Румынии. Где черпаете силы? Где истоки вашей целеустремленности? Наконец, дороги вас не утомляют?

- Когда знаешь, для чего едешь, нет. Хотя нередко переезды действительно нелегки. Представьте, не ощущаю усталости, всем сердцем стремлюсь навстречу внимательному слушателю. Это была мечта моей жизни - выехать с хором куда-то за пределы Молдовы. На Западе классику любят и высоко ценят. Знаете, для меня всегда колоссальное значение имел ответ на вопрос: то, что я делаю, нужно людям? И вот гастрольные поездки в разные страны доказали: я не зря жила.

Какие меня одолевают воспоминания в юбилей? Помнится хорошее, хотя не всегда "Дойна" пользовалась успехом у соотечественников. Можете себе представить, как мы себя чувствуем, когда приезжаем из Италии, где нас слушают тысячи людей, и даем концерт в самом престижном нашем зале - Органном, вмещающем всего 500 слушателей, и он не заполнен... Я иногда сама себя спрашиваю: то, что я делала в течение сорока лет, - это нужно было здесь, на моей родине? Много у нас потерянных для искусства поколений. На наших концертах и сегодня не бывают студенты университетов. А оперный театр? Только на фестивалях Марии Биешу столпотворение, а в будни порой при 17 зрителях играют спектакль! Позорное явление.

    

- И все же вы счастливый человек: из провинциального хора вами создан коллектив, снискавший мировую славу. И бывшую нашу большую страну изъездили вдоль и поперек.

- Это так. С "Дойной", которой 65 лет (а я в ней - 40), побывали в Средней Азии, на Кавказе, на Дальнем Востоке, на Южном Сахалине. Частыми гостями были в Прибалтике, где толк в хоровом пении знают, в Москве выступали много раз, в Киеве. Но вот за пределы Союза раньше не выезжали. Я счастлива, что сейчас наша гастрольная география расширилась. В европейских залах нас ежедневно слушали от трех до пяти тысяч человек. В Испании, к примеру, это были специальные открытые летние площадки с прекраснейшей акустикой. Люди долго, со слезами на глазах аплодировали нам. Это бесконечная радость для любого артиста, а для меня - особенно: хоровая музыка у нас действительно не очень-то была в цене, а жаль!

    

- В одном из интервью вы признались, что как дирижера вас сформировала русская музыка.

- Это правда. Я пришла в "Дойну" в 1957 году. Проходила стажировку и в Большом хоре Союза ССР под руководством Александра Свешникова. Вернулась домой, попросила министра культуры, чтобы к нам пригласили Минина. Владимир Минин, этот мастер-дирижер, творил здесь почти пять лет. Я побывала на стажировке во многих профессиональных хоровых коллективах Москвы.

    

- И даже в самые тревожные годы нашей новейшей истории вы не страшились включать в репертуар шедевры русской классики - музыку Рахманинова, Чайковского, Танеева, Чеснокова, любимого вами Свиридова...

- От нее нельзя отказаться. Я считаю, что это не просто русская классика, это гениальная музыка, которая принадлежит всем - человечеству. Любой профессиональный коллектив, достигший определенного исполнительского уровня, должен иметь в своем репертуаре эту неповторимую музыку. Вот вы заговорили об искренности. А ведь это так важно! Как же это замечательно, когда в произведении поет душа автора! От самого сердца, не только от ума идет музыка. А Свиридов удивительно искренен. Все написанное им потрясает.

    

- Вероника Александровна, вам очень идет строгий мужской фрак дирижера. Женщина-дирижер - редкость. Ведь это трудно?

- Нелегко. Известна Вероника Дударова, всю жизнь дирижировавшая в Москве. Другую женщину-дирижера вы знаете? Непросто в самом деле с хоровым коллективом работать. Если в оркестр приходят уже подготовленные музыканты, то в хоре это случается не всегда. Нужно готовить солистов к исполнению классических произведений. А дисциплина? А ведь без нее невозможно творчество. Физически бывает трудно. Мы работаем в полную силу, в полное сердце ежедневно.

    

- Кишиневцы любят вас за верность себе, своему призванию, за человеческую стойкость. Кажется, вам всегда были несимпатичны люди-флюгеры.

- Относительно последнего - очень верно подмечено. Мне интересны сильные, волевые натуры, влюбленные в свое дело и умеющие за него постоять.

    

- Все эти годы вы несли со сцены свою радость и свою боль. А всегда знали, чего хотели в жизни?

- Другой участи для себя не ждала. Разве что в личной жизни была не вполне счастлива, а происходило это оттого, что не могла много времени посвящать близким людям. У меня есть сын, внук, и я понимаю, что и сейчас обделяю их своим вниманием. Они тоже влюблены в высокую музыку.

    

- Но записана ли хоть одна пластинка? Хранятся ли записи на национальном телевидении, радио?

- Есть у нас несколько пластинок, которые выходили в разное время. И записи есть, хотя редко транслируются, особенно на ТВ. Удивительно, но даже перед таким важным событием их не включили в программу. Речь ведь не о том, что у Гаршти юбилей! Речь - о "Дойне"! Почему же не звучат с экрана концерты капеллы? Это ли не свидетельство равнодушия к старейшему заслуженному коллективу со стороны людей, призванных пропагандировать классическую хоровую музыку?

    

- Когда хотите по-настоящему, сердцем отдохнуть, куда от себя, от дел и горьких мыслей спешите убежать?

- Не знаю, поверите ли, но не люблю отдыхать. Так и не научилась. Чувствую себя опустошенной, неприкаянной, когда не при деле. Умею вязать, во время войны много вязала. Читаю, как правило, музыкальную литературу - о композиторах, музыкантах. Мне любопытна их жизнь.

    

- Чего вам сейчас, на одном из этапов богатого творческого пути, хотелось бы больше всего на свете?

- Много прекраснейшей музыки, которую я еще хотела бы вместе с "Дойной" подарить людям.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;