Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7114) 29 января - 4 февраля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияДвенадцать добрых делОстанутся ли они безнаказанными? В КОРИДОРАХ ВЛАСТИМаргарита ВОДЯНОВА В минувший понедельник Борис Немцов и Александр Лившиц на два голоса озвучили перед представителями средств массовой информации очередной пакет благих намерений Правительства РФ в области экономической и социальной политики на 1998 год. Который, как и пять ему предшествовавших, "в России должен стать первым годом устойчивого... экономического роста... стабилизации финансовой, налоговой и бюджетной систем, оживления инвестиций и ускорения структурной перестройки производства, проведения глубоких реформ в социальной сфере, упрочения позиций страны во всемирном хозяйстве". В прошлом году правительство поставило перед собой семь важнейших задач, одну из которых - ликвидацию долгов перед пенсионерами - ценой титанических усилий к 31 декабря удалось решить. Остальные важнейшие плавно перетекли в год нынешний, вот только теперь их стало двенадцать. Правда, Борис Немцов готов поклясться, что все обязательства по зарплате бюджетникам Фередальное правительство также выполнило. Немцов и Лившиц пообещали, в частности, резко сократить число налогов и снизить налоговое бремя для производителей товаров и услуг, создать налоговую систему, стимулирующую инвестиции, обновление производства и инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса. В планах правительства и администрации Президента - принятие Налогового кодекса, пересмотр размеров пени по задолженностям в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды и их сокращение на 60-70 процентов. Посыл, на наш взгляд, верный: подобные шаги, предпринятые в прошлом году Пенсионным фондом (ПФ), дали некоторые положительные результаты. Однако есть опасение, что он окажется неперспективным по причине своей запоздалости. Потому что иных производителей уж нет: они "упали", прекратив как потенциальные налогоплательщики свое существование. А иные так далеки от мысли о необходимости платить в казну, что вряд ли вообще заинтересуются налоговыми новациями. В который уже раз нам пообещали "расшить" неплатежи. И снизить государственные бюджетные расходы... Обеспечить своевременную выдачу зарплаты бюджетникам... Погасить задолженность государства перед ВПК... Обеспечить жильем более 60 тысяч уволенных в запас офицеров... Не вызывает сомнения то, что перечисленное выше необходимо делать, хотя вероятность решения всех этих проблем в нынешнем году вряд ли существенно выше, чем в прошлом. Другие пункты этой программы содержат в себе куда более существенные противоречия, чем тривиальное несоответствие желаний и возможностей. Как, например, увязать заявление Александра Лившица о том, что эмиссия в 1998 году не выйдет за рамки прошлогодней и составит не более 30 процентов с намерением правительства и администрации Президента запустить в оборот землю? Когда в конце 1996 года левая думская оппозиция педалировала идею существенного увеличения денежной массы - мол, в России она составляет всего 12,5 процента от ВВП, тогда как в развитых странах - до 60 процентов, - ей, оппозиции, был дан вполне вразумительный, в монетаристском духе, ответ: в развитых странах, помимо всего прочего, предметом купли-продажи являются земля и недра. Стало быть, теперь, когда земля станет товаром и у нас, денежная масса должна увеличиться на сумму, эквивалентную стоимости выброшенной на рынок земли. Из вышеизложенного можно сделать два альтернативных вывода: либо земельная реформа останется неспетой песней "молодых реформаторов", либо нагрузка на печатный станок будет гораздо выше, чем нам обещают. Среди прочих "добрых дел" - привлечение частных инвестиций в так называемый "реальный сектор". Иными словами, ни правительство, ни администрация Президента не в восторге от того, что многократно пуганное население держит свои долларовые сбережения в чулке, а не вкладывает в развитие отечественной промышленности. Александр Лившиц пообещал, что будут созданы механизмы, которые сделают инвестиции привлекательными для народа. Одновременно исполнительная власть намерена снизить уровень доходности государственных ценных бумаг до 16-18 процентов годовых (напомним, что в ноябре-декабре прошлого года она достигала примерно 40 процентов). Для того чтобы в условиях "заполярного" инвестиционного климата привлечь доллары граждан, государство должно пообещать потенциальным инвесторам не меньше, чем в свое время им обещало МММ, и потом без задержек платить по своим векселям. Опять мы приходим к тому же: либо государство будет вынуждено не снижать, а повышать уровень доходности по своим займам (а такой возможности у него, очевидно, нет), либо у него нет оснований надеяться на частные вливания в экономику. Еще одно продекларированное стратегическое намерение - своевременная выплата пенсий вкупе со стабилизацией деятельности ПФ и началом пенсионной реформы. Очередную, пересмотренную и дополненную, концепцию последней в тот же день и в том же Доме правительства излагал первый заместитель министра труда и социального развития РФ Михаил Дмитриев. Суть ее в том, что распределительный принцип пенсионного обеспечения будет- таки дополнен накопительным, и к 2030 году доля, выплачиваемая из накопительного источника, должна, по прогнозу авторов проекта, составить половину пенсии. С 2001 года предлагается перейти к назначению пенсий на основании так называемых условно-накопительных счетов граждан. Пенсии теперь предполагается начислять, исходя не из размеров заработка и продолжительности трудового стажа, а руководствуясь объемом взносов, которые за работника сделал его работодатель. При этом на "условные накопления" будущего пенсионера начисляется некий инвестиционный доход или производится некая индексация. Пока, однако, программа не определяет, как это будет происходить. Принять участие в формировании "накопительного элемента" авторы проекта призывают всех работающих. С 2001 года один процент пенсионных взносов будет направляться на инвестиции, к 2009 году - не менее 7 процентов. Нам обещают, что использование этих средств будет находиться под жестким контролем государства. Проект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем - для выплат ветеранам вредных производств, покорителям Крайнего Севера и т.п. - в негосударственных ПФ. Рефреном всего доклада Михаила Дмитриева звучало обещание создать "эшелонированную систему государственных гарантий". Сохранность любых накоплений, тем более сбережений на старость, действительно нуждается в гарантиях государства. Но сегодня последние настолько девальвировались, что практически мало что гарантируют. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить недавнюю процедуру секвестирования - явочным порядком, вопреки федеральному закону "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" - размеров средней зарплаты и индивидуального коэффициента пенсионера. Максимальное значение коэффициента (соотношение размера зарплаты человека, уходящего на пенсию, и средней заработной платы по стране) ограничено законом в пределах 1,2. Однако правительство, оценив накануне вступления закона в силу свои финансовые возможности, решило, что закон слишком суров и смягчить его можно за счет необязательности исполнения. Поэтому коэффициент с 1,2 "упал" до 0,7, а средняя зарплата, специально рассчитанная Госкомстатом для обслуживания этого закона, - с 1200 до 760 деноминированных рублей. Комментируя этот печальный факт, Борис Немцов заявил, что пойти на 1200 может только самое безответственное правительство, что использование этой цифры приведет к трехмесячным задержкам пенсий по всей стране. Конечно, с точки зрения здравого смысла стремление исполнительной власти жить по средствам, по одежке, так сказать, протягивая ножки, можно только приветствовать. Однако обозначенное стремление плохо сопрягается с тем, что она, власть, давно уже живет и еще долго собирается жить в кредит. В частности, сегодняшние долги правительства Пенсионному фонду составляют 13 миллиардов новыми. Возвращаясь к событиям минувшего понедельника, отметим, что перечень "добрых дел" снабжен списком лиц, ответственных за исполнение. Отвечая на вопрос о том, какова же будет мера ответственности за неисполнение, Борис Немцов сказал, что-де ответственность бывает разная - от строгого выговора до снятия с должности. Таким образом, "эшелонированная система государственных гарантий" заключается в желании того или иного ответственного лица усидеть в своем кресле. Комментарий
Сергей КАЛАШНИКОВ, депутат Государственной думы, председатель Комитета по труду и социальной политике: - Наш комитет не согласен с показателем среднемесячной заработной платы в стране, утвержденным Правительством России. Члены комитета принимали участие в заседании коллегии Минтруда России в ноябре 1997 года, на которой обсуждалась методика расчета показателя среднемесячной заработной платы в стране за квартал специально для исчисления и увеличения государственных пенсий, и высказали свое категорическое несогласие с предложенным вариантом этой методики. Эти замечания не были учтены Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Рабочей группой комитета подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", учитывающий многие поступившие замечания. Решением Совета Государственной думы от 13 января 1998 года законопроект направлен субъектам права законодательной инициативы для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации. Замечания и предложения направляются в Комитет по труду и социальной политике до 13 февраля 1998 года. Также в рубрике:
|