Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7114) 29 января - 4 февраля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Междусобойчик

МАЛОБЮДЖЕТНОЕ КИНО

Эльга ЛЫНДИНА


1Несколько лет назад Донатас Банионис мудро заметил, что тогдашние и в еще большей степени грядущие беды нашего кино связаны с непрофессионализмом его авторов, быть может, в не меньшей степени, нежели с отсутствием средств на нормальное кинопроизводство. Последние годы подтвердили его невеселое предсказание.

2 Наверное, снимать обоймы малобюджетных лент было верным тактическим ходом нового руководства Киностудии Горького. Наверное, необходимо было дать работу людям, мужественно обрекшим себя на занятия кинорежиссурой в дни, когда отечественное кино практически вышвырнули из кинотеатров. Когда же встал вопрос: что снимать и кому снимать - тут-то и случился серьезный сбой.

3 Пакет первых малобюджетных картин, снятых Натальей Пьянковой, Олегом Фоминым и Николаем Лебедевым (о режиссуре Сергея Винокурова речь особая), представляется по общему их рисунку забавами непрофессионалов, этаких резвых кинолюбителей, осуществленными за государственный счет. Свобода интимного женского самовыражения в картине Пьянковой "Странное время" напоминает бесцветные отрывки из жизни некой маргинальной тусовки, снятые на плохонькую пленку, как бы невзначай, ради личного удовольствия.

4 На экране о чем-то беседуют невнятные персонажи. Кто все эти люди? Режиссер не обременяет себя заботой о контакте со зрителем.

5 Новое режиссерское поколение пришло в то время, когда всемогущий и дешевый "видик" дает огромный простор для ознакомления с продукцией мирового экрана. В связи с этим появились так называемые "насмотренные" молодые люди, снимающие картины по модной сейчас в дизайне методе "пейчворк" - из лоскутиков различной материи создаются картины, ковры, скатерти, занавесы, салфетки и прочие милые предметы домашнего обихода. В кино по такой системе сработана картина Лебедева "Змеиный источник", но со значительно меньшим умением. Бывший студент-заочник киноведческого факультета Лебедев, судя по всему, был старателен, плавая в необозримом пространстве разного рода детективов и триллеров, созданных во все времена. Многое ему пришлось по душе, из чего он принялся сооружать поначалу сценарий, а затем картину, так и не сумев по- настоящему собрать нечто цельное. Триллер, детектив - прежде всего четкая конструкция, Лебедев сшивает "насмотренное", об этом не задумываясь. Сырье так и осталось сырьем. К тому же дебютант оказался беспомощным в организации звуковой партитуры, которая грубо, навязчиво вторит происходящему на экране. Беспомощен и в работе с актерами. Талантливый, умный Евгений Миронов сам выстраивает свою роль. Остальные исполнители - пешки, которые Лебедев переставляет по пространству картины, сам порою запутываясь, кто есть кто.

6 Между тем зрительское кино (а именно это направление сейчас декларирует Киностудия Горького) должно уметь точно рассчитывать эффекты, разжигая зрительское любопытство. Уметь вкрапливать юмор в самые драматические сцены, несколькими отточенными штрихами дать характер героя, портрет, пейзаж. Теоретически все это ясно Олегу Фомину, режиссеру "Мытаря". Сценарий Ивана Охлобыстина давал такую возможность, создавая метафору нынешнего мирового хаоса, с его контрастами добра, зла. Заметавшийся в жанровых началах Фомин снял лишенный аромата, скучноватый фильм - то ли современную сказку об очередном хорошем гении-алкаше, то ли мистическую историю о пути таланта и цене этого пути, то ли просто о встрече брошенного мужа с молодой девицей, которая "ждала кого-нибудь..."

7 Режиссерская рука ощутима разве что в жестком и холодном "Упыре" Сергея Винокурова, где реальность реконструирована в форме мрачного гротеска. Но параллельно снова приходится задуматься о том, во имя чего сняты все "Мытари", "Упыри" и пр., и пр.? Студия стала как будто заложником одного и того же материала, одних и тех же героев и сюжетов: серийные убийцы, паханы, кровавые разборки, дочери мафиози, падающие в постель новообретенных телохранителей...

8 Один из самых горьких рецидивов семи советских десятилетий - утерянное нашими людьми чувство собственного достоинства. Вернуть его, хочется верить, может искусство, в том числе и возрожденное на новой ступени российское кино. Разумеется, в возрожденной его подлинной эстетической ценности. Быть может, режиссеры- неофиты все же дадут себе труд однажды задуматься над этим?

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;