Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7503) 10 - 16 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тонкий Восток и активный Запад

Тенденции сезона в арт-галереях Москвы

Елена ШИРОЯН


Л.Борисов. "Блэк энд уайт". 1991 г.

Осеннему сезону на смену идет зимний - пока кураторы готовят новую порцию выставок, можно отследить некие тенденции. Модные столичные галереи сделали ставку на классику. Не в смысле чего-то старого, но - на имена надежные и проверенные, сиречь "золотой запас" наших дней. Не сговариваясь, там и сям галеристы мастерят героев из людей, чьи звезды взошли на небосклон, прямо скажем, не вчера, а задолго до наступления нового века, но кто и по сей день ходит в новаторах. Такая репутация дорогого стоит: пожалуй, прослыть новатором легче, чем удержать эту славу. Доверимся красноречию факта: скажем, творчество Валерия Орлова представлено и на небольшой, но эффектной "персоналке" в частной "Крокин-галерее", и в солидном смотре новых поступлений ГМИИ им. Пушкина. Наталия Турнова, чьей энергетически заряженной выставкой в своем "русском" зале открыла сезон "Стелла-Арт", синхронно появилась в залах Третьяковки - в рядах неопоп-артистов. В скобках отметим, что и эти, и другие герои нашего очерка суть постоянные, активные и чрезвычайно изобретательные участники всевозможных выставок, в разных пространствах и по разному поводу, от Московской биеннале до Елагина дворца в Петербурге. Диапазон их интересов широк, они то и дело касаются острых тем вроде гендерных проблем или экологии, откликаясь на "вызовы" современности, но не перестают быть серьезными, глубокими, а равно не терять того, что еще в XIX веке названо "лица необщим выраженьем".

А.Красулин. "Трилистник". 2003 г.

Борисов и Орлов вроде бы образуют оппозицию: белое - черное, монохромное - цветное... Однако общего (глубинного, замешенного на трепетном отношении к "чистому" искусству и верности своей картине мира) здесь больше, чем различий, лежащих в основном на внешнем уровне. Обе выставки, увы, не тянут на полноценную ретроспективу, хотя именно такой формат им задан. Зато ностальгическая нота сообщает им ритуальный подтекст. У Крокина график-концептуалист попал в рубрику "Архивация современности" - ему предшествовал еще один ветеран актуальной арт-сцены, знаменитый "бумажный архитектор", график, фотограф, дизайнер и куратор, неистощимый на выдумку Юрий Аввакумов с проектом "La Scala" (вовсе не про знаменитый оперный театр, а про лестницу, трактованную нетрадиционно). Галерея "Кино" посвятила ретроспективу легендарного питерского нонконформиста 30-летию его творческой деятельности, хотя собрала работы примерно за 20 лет. Правда, и этого достаточно для художника, по большому счету не меняющегося: он верен раз и навсегда избранной тематике, а именно беспредметности, понимаемой в высоком, по Малевичу, супрематическом смысле. Собственно, это постоянный, бесконечный, с обертонами интерпретаций диалог с главным нашим абстракционистом. Ведется он с учетом разнообразных "тропинок", по коим двигался беспредметный авангард. В точности как его кумиры, геометр Борисов обращается к разным видам искусства: пишет картины, делает скульптуры и фотографии, расписывает тарелки, оживляя иконографические схемы "агитфарфора" 1920-х. Принес он дань и дадаизму - к этому скандальному течению восходит большинство авангардистских практик. Но обвинить художника в эпигонстве язык не поворачивается, особенно если знаешь, когда начал свой путь по такому маршруту ("крутому", по Евгении Гинзбург, а не в сегодняшнем криминально-жаргонном значении слова) рожденный в 1943 году Борисов. Поворотный пункт его биографии - 1974 год, ознаменованный тремя событиями: "бульдозерная", "измайловская" выставки в Москве и "газовская" в Ленинграде. Молодой тогда инженер стал тесно общаться с В.Немухиным, О.Рабиным, в 1975-м выставился в полузапретном проекте художников-авангардистов в ДК "Невский", а в 1978 году состоялась первая "персоналка" нового авангардиста-абстракциониста. К слову, сегодня к "Газаневщине" - независимой культуре Ленинграда 70 - 80-х мы причастны лишь через Борисова: именно его произведения напоминают о событиях тех лет. Благо где только они не хранятся: от Русского музея и Третьяковки до Дрезденки.

Н.Турнова. Из цикла "Вне себя"

В стильном пространстве галереи "Кино", в соответствии с модой проживающей в подвальчике старого дома близ Арбата, "Конкретное искусство" Борисова может показаться салонным - стерильный интерьер оттеняет декоративные свойства яркой, насыщенной живописи. Но внимательному зрителю ясно, что мастер озабочен не суетой, из которой нередко проистекает благополучие, а чем-то совершенно далеким от прозы жизни. Вряд ли случайно его работы год назад возили на выставку "Кандинский и русская душа" в итальянской Вероне. Леонид Борисов держал отчет за современное искусство России наравне с любимцами столичных арт-кругов Гришей Брускиным и Ильей Кабаковым (последний недавно удостоен очередной выставки в "Стелла-Арт", выступив в непривычной для нас роли сценографа).

Примерно в том же ключе, пусть и с иными подробностями, можно строить повествование о Валерии Орлове - московском графике и фотографе. К 60-летию он подходит в статусе "живого классика". Глядя на его "Работы на бумаге", можно не думать о сюжете, а просто любоваться каждым сантиметром. Движение в глубь плоскости листа (без видимой экспрессии он обретает выразительность), самоуглубление на грани медитации, пристальное внимание к оттенкам цвета и нюансам поверхности... И все же нельзя не заметить, что и этот художник - тонкий и серьезный аналитик, отбросивший внешнее и оставивший только суть. Выставка охватила почти четыре десятилетия - с 1969-го по 1995 год, самые разные техники - от ранних акварелей до архитектурной фотографии последних лет. Орлов вынес к публике самое сокровенное: многого прежде почти никто не видел, кроме близких друзей и коллег (в этом круге - Михаил Шварцман и Дмитрий Лион). Известность же принесли ему фирменная бумага ручного литья - к ней, работая "белым по белому", Орлов пришел в конце 60-х, плюс ассамбляжи из обычной бумаги - акварельной и тетрадной. Виртуозная серия "Фигура в интерьере" с орнаментами из тональных пятен и более весомая - "Документы": всюду завораживает игра фактуры. Интригуют и буквы в прорезях-окошках, и названия - "В поисках красного-2", "История белого квадрата" (как тут не вспомнить Вейсберга, и Брака с Пикассо, и рельефы Татлина, и все того же Малевича с его белым квадратом!). Впрочем, Орлов идет дальше своих учителей-авангардистов, видя в бумаге один из первоэлементов материи. Как формалисту в лучшем смысле, ему важнее всего структуры: соотношения темного и светлого, чередования ритмов, переходы фактуры... Вот что сам он думает по этому поводу: "Сегодня художники разбрелись по "кружкам умелые руки" - трудно оставаться в границах, традиционных для живописи, графики, скульптуры. Может быть, уже и не нужно. Я говорю об этом без сожаления и укора, помня лишь: заложенное в детстве отношение к жизни и работе помогло мне пройти через "казенку" худинститута, не примкнуть ни к "аппе", ни к "андеграунду", сохранить любовь к цвету, текстуре, пространству, видеть и ценить тех, для кого белое - это начало мира, а черное - не конец его".

Как важно быть серьезным

Тем временем в галерее Елены Врублевской - выставка Андрея Красулина. Абстрактные и вместе с тем очень конкретные, лаконичные и по-барочному богатые вариациями, его работы - современное воплощение традиции русского беспредметничества, дополненной европейским модернизмом. В подобном духе, порой скатываясь в эпигонство, десятки художников ведут поиски с 1960-х, но немногим удается подняться до такой высоты обобщения и оригинальности высказывания - тихого, но весьма значительного. Неудивительно, что в круг "своих" авторов Красулина включила галерея, тяготеющая к восточным арт-практикам: ссылка на убеждение художника в том, что "всякое искусство есть дзен-буддизм в способах его проявления", и на его принцип общения с материей и пространством - "не навреди". В готовности Красулина раствориться в произведении, уступив свой голос предмету (мол, тот сам найдет нужное место в мире), критики с его же подачи усмотрели влияние философии "фэн-шуй" - не оставить следа. Это кажется лукавством, ибо всякий арт-жест московского скульптора, при всей его экологичности, отточен и попросту не может быть не замечен. Как и в целом на арт-горизонте - фигура этого автора, чью персональную выставку вслед за Третьяковкой теперь открывает Русский музей (кстати, первым приобретший произведения Красулина еще в те годы, когда ни о каком официальном признании сего упрямца и затворника не могло быть и речи). Но вот ведь парадокс: столичный истеблишмент отлично осведомлен об уровне таланта этого художника - иной раз его называют гениальным. Однако в актуальной "тусовке" его категорически не приемлют: так, на Московскую биеннале он приглашен не был, а сопоставимый с ним по степени дарования и даже по отношению к материалу творчества Михаил Рогинский - был, хоть и посмертно. На мой вопрос, каковы причины такой дискриминации и чем второй "актуальнее" первого, директор ГЦСИ Михаил Миндлин горестно разводил руками, внятно так ничего и не ответив, кроме слов о "мемориальном проекте". Иными словами, "мертвый художник - хороший", как гласит афиша одной из нынешних выставок. Не говоря уж о соответствии персонажа истории актуальным течениям! Зато живого и нестандартного можно если не сбросить с корабля современности, то запросто не взять на борт... Неужто так страшен 70-летний соперник молодым да ранним радикалам?

Борьба за чистоту

Экологическую тему, пусть не говоря впрямую об "окружающей среде", плодотворно разрабатывают и две очаровательные дамы, бороздящие арт-воды как раз в составе армады актуалов. Убеждена, потонуть Нине Котел и Наталии Турновой и так бы не грозило - они вполне умеют плавать самостоятельно. А значит, жизненно необходимы тем самым институциям, которые "курируют" сегмент арт-рынка, гордо именуемый contemporary art. Да они еще и круг спасательный бросят! А также коня на скаку остановят, в горящую избу... даром что с виду хрупкие. Свой недюжинный талант они приносят в дар и жертву социуму, говоря о его животрепещущих проблемах с неподражаемым изяществом и артистизмом. В то время как собратья по цеху решают задачи сугубо трансцендентные, поверх голов человеческого стада апеллируя непосредственно к Всевышнему, участливые россиянки внимательно смотрят по сторонам. Не чураются, конечно, заглянуть и в себя, но результат всегда обращен к реальной жизни - с ее горем, болями, искривлениями. Идут наши героини к "прямому социальному деянию" явно по зову сердца, а не по призыву модных философов. Ясно и остро откликаясь на беды, не деля их на большие и малые: для выставки в редакции журнала "Пинакотека" Нина Котел выбрала сюжет совсем даже мусорный. Прямо на глазах из разбитой шоколадной скорлупы выползает монстрик. Страшный и ужасный "киндер-сюрприз". Лауреат премии "Мастер", художница сильная и разносторонняя (и видео владеет, и инсталляцию выстроит), натуру Нина находит в собственном доме: можно ведь и прямо на кухне взять цветные карандаши да и запечатлеть "объедки, очистки, огрызки" - материал уже давней выставки. Новый цикл тоже рожден домашними реалиями: на зловещих ролях - пластиковые чудища. Те самые, что притаились внутри заграничного лакомства. "Удивительно, чей больной мозг их выдумывает! Они же засоряют визуальную среду и сознание детей!" - гневно говорила мне художница на вернисаже. Таких "героев" она накопила великое множество, выставила в Таллине, а для Москвы сделала новые рисунки, снабдив лозунгом "Дави гадов!". Черные грозные буквы - в окружении веселых, ярких листов, свободно разбросанных на белой стене. Их неровные, от руки оборванные края выдают отторжение единообразия и механизации, где все по линеечке, ровно, аккуратно, удобно... и бездушно.

Возможно, такой поворот вам кажется излишне назидательным, этаким жестом педагога, жаждущего перевоспитать безумный, безумный мир? Но параллельно, проявив себя завзятой поп-артисткой, Нина Котел устроила выставку "Резина": между собой то нежно, то злобно общаются грелки, ласты. Еще более неожиданны и экспрессивны сочетания предметов "вещного" мира у Наталии Турновой, избравшей для нового цикла тему человеческой агрессивности. Выставка "Вне себя" соединила живопись в тревожной, хотя и весьма декоративной гамме с инсталляциями из самых что ни на есть бытовых предметов: водопроводные шланги, игрушечные пистолеты, пластиковые тазики, еще кое-какая утварь. Все это изобилие из супермаркета поставлено на колесики, снабжено цветными лампочками, мигающими в ритм оглушительной музыке из привешенных тут же магнитол. Чудо-юдо (но не кит) грозно взирает на другое, столь же устрашающее, а по стенам дубасят друг друга кулаками, кричат от обиды и злости, выходят из себя персонажи картин... Да, многократно осужденный продвинутыми критиками "фигуратив" давно перестал служить пугалом - года три назад актуалы вновь вооружились кисточками. Теперь многие упоенно "красят" холсты, и главный вопрос "современности" - не метод и техника, а умение внедрить традиционные формы в актуальный художественной контекст. Да еще так, чтобы выглядело это радикально и убедительно!

Наши дамы, которым не откажешь в метафоризме, обращаются к зрителю прямо и лаконично, на безупречном языке пластики. Послания не банальны, но откровенно выявляют приверженность новой тенденции - выходящему на первый план социальному "активизму". Конечно, еще вопрос - что было раньше, свежие веяния или старая русская "отзывчивость"? Уже затертое слово из Достоевского - самое точное, что приложимо к творческому облику, да и к натуре двух крупных и самобытных представительниц того, что в последние годы именуют "искусством женского рода". Помните, сколько нареканий вызвал этот термин? Но никуда не денешься - есть такое искусство. Вспомним хотя бы Веру Мухину: за пояс заткнувшая скульпторов-мужчин, вставшая вровень с учителем - великим Бурделем, она энергично творила и свой собственный миф. Все еще живой пример того, что могут талант и труд в сочетании с открытостью и чуткостью, в которых прорывается женское начало.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;