Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7503) 10 - 16 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: "Творчество и деньги - вещи несовместные"

Беседу вела Инна ВИШНЕВСКАЯ


С.Безруков

Артиста Сергея БЕЗРУКОВА читателям представлять не надо. В настоящее время миллионы телезрителей наблюдают его на телеэкране в роли Сергея Есенина. Напомним только, что этот артист около 10 лет назад "проснулся знаменитым", сыграв того же великого русского поэта, только на театральной сцене. Впрочем, встречи с другими гениями у Безрукова тоже случались: он играет и Моцарта, и Пушкина. В данном интервью любопытна, пожалуй, не только фигура актера, но и личность собеседника. Профессор, доктор искусствоведения, известный театровед Инна ВИШНЕВСКАЯ, согласитесь, выглядит весьма неожиданно в роли интервьюера, ибо людям ее опыта, квалификации и стажа не свойственно выступать в подобном жанре. Но здесь - тот случай, когда специалисту интересно не только видеть актера на сцене и экране, но и задавать ему вопросы, вступать в личный диалог.

    

- Когда я лет 10 назад пришла в Табакерку и посмотрела вашего "Психа", то несколько дней не могла опомниться. Я бегала взад-вперед по вашим лестницам, спрашивала: "Как к нему попасть?" А мне говорили: "Попадают только молодые поклонницы". Вы меня тогда просто потрясли - меня, театрального критика с опытом, с целой жизнью. Я ведь видела огромное число великих актеров, я еще застала старый МХАТ, истинный Дом Островского - Малый театр. Но вы меня потрясли соединением огромной душевной боли и ощущением того, что все-таки жизнь прекрасна. А следующим моим потрясением был "Есенин". Спектакль сам по себе незначительный, как мне казалось, может быть, даже бутафорский. Но передо мной был Есенин, настоящий, именно тот, которого мы должны перестать мучить. В вас есть радость жизни - вот так бы я сформулировала. Как вы думаете, что такое сегодня русский актер?

- Если вкладывать в понятие "русский" патриотический смысл, русский актер - это тот актер, который с какой-то болью сейчас глядит на происходящее. Ведь наше нынешнее поколение в основном смотрит американские фильмы, причем далеко не лучшие из американских лент.

Я работаю с разными продюсерскими компаниями и каналами, сталкиваюсь с тем, что сегодня, к сожалению, требуется совсем не то, в чем мы воспитаны. Думаю, что сейчас, наверное, русские актеры подразделяются на тех, что восприняли уже "медвежью услугу" Запада, работают в западной стилистике и стараются все свое мастерство и талант угробить на подражание, и другая категория, которая пытается отстаивать все-таки права собственной культуры. Я - человек мирный, бесконфликтный, в этом и есть моя радость, наверное. Но свои мысли, чувствования я буду отстаивать с пеной у рта. Мне кажется, что творческий человек сам по себе - это душа, которая настолько воздушна и светла, что любой "негатив" сразу же выбивает ее из строя. Человек становится злым. А "гений и злодейство - две вещи несовместные", - ну прав Александр Сергеич, да сто раз прав!

Правда, Сергей Александрович Есенин мог вспылить, а мог сразу и в морду дать, у него с этим проблем не было. Ну а Александр Сергеич мог вызвать на дуэль. Или - бильярдным шаром в лоб...

    

- Или эпиграммочку написать, что еще страшнее.

- Да, причем ядовитости в его эпиграмме было столько, что после нее человек мог покончить c собой. И тем не менее пытаюсь учиться у великих только хорошему, сдерживать себя.

    

- Сережа, сейчас все время говорят, что вместо того, чтобы быть "властителями дум", вы, актеры, становитесь "властителями сумм". Все больше думаете о материальных делах, все меньше уважаете тот театр, который вас воспитал.

- Я не иду на поводу у "сумм". Мне повезло, что я имею такую возможность: выбирать роль, которую мне хочется сыграть, и в то же время быть обеспеченным.

При всех случаях нужно иметь голову на плечах, и тогда, заработав определенную сумму, ты не захочешь заработать еще больше, а потом и еще больше. Творческому человеку заниматься зарабатыванием денег противопоказано. И Табаков говорил нам об этом. Чем-то придется пожертвовать обязательно. Как в "Фаусте". Это тот самый договор с Мефистофелем. Поэтому, быть может, я и не являюсь таким вот совсем современным человеком и отвечать за все поколение молодых актеров, которые выбирают "сумму" вместо творчества, я не могу. Мне пока везет, потому что я выбираю те роли, которые хочу играть, я добиваюсь своей мечты. А мечта моя не в том, чтобы заработать огромную кучу денег, а реализовать, например, проект "Есенин", что мне еще три года тому назад казалось несбыточным.

Это многосерийный художественный фильм "Есенин" на "Первом канале" по роману моего отца. Я и режиссер Игорь Зайцев - авторы идеи. Отец когда-то был знаком с Эдуардом Александровичем Хлысталовым. Это полковник, следователь по особо важным делам, муровец, всю жизнь проработал в УГРО. Он был первым, кто сказал, что Есенина убили. Он очень подробно изучал есенинское дело и впоследствии написал книгу "13 уголовных дел Сергея Есенина".

Он нашел много косвенных документов, подтверждающих эту версию. Потом подключились и некоторые другие есениноведы. Так вот отец взял для своего романа идею расследования смерти поэта, которое проводил Хлысталов. А мы с режиссером взяли ее для нашего фильма. Начинается история с финала. То есть пролог - это утро 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер". Это исторический детектив, в котором есть и политическая, и любовная, и, самое главное, поэтическая линии. Есть, конечно, и его скандалы, и пьяные загулы, и обилие женщин. Но для меня важно было, чтобы Есенина воспринимали не только с точки зрения элементарного исторического детектива. Есенин - это личность, великий русский национальный поэт.

    

- Есть у вас тема внутренней тоски поэта? Вообще поэта - как человека, уже заранее склонного к смерти?

- Эта тема есть. Есть предчувствие трагического финала, он постоянно об этом говорит. Есть его метания, борьба с Черным человеком - его вторым Я. Понимаю, что литературоведы по-разному относятся к Черному человеку, выдвигают разные версии. Мы как художники выдвинули свою.

    

- Не политическая версия.

- Не совсем. Второе Я - это может быть и совесть, и Искуситель, наши пороки - лицемерие, пошлость, цинизм. В жизни мы порой принимаем какую-нибудь личину. Кто-то делает это откровенно, кто-то нет. Сергей Александрович отличался тем, что мог быть бесконечно открытым, но в то же время мог надеть маску. Вот за эту маску он сам себя презирал, ненавидел, но ничего не мог с собой поделать. И под лощеной внешностью "кипела душа и страдала". Это, на наш взгляд, и есть внутренняя борьба с Черным человеком.

    

- Сережа, вот вы замечательно играете в МХТ Моцарта. Будем считать, что вы - Моцарт, так я вас вижу. Что для вас - враги, что для вас Сальери: политика, условия жизни или ваши внутренние дела? Что ваш Черный человек?

- Во всех сторонах жизни есть свой Сальери. И это хорошо, потому что мобилизует. Но если во всем видеть плохое - то оно сольется в огромного Сальери.

- Вы сейчас сыграли Иешуа. Вот я всегда думаю: а зачем вся эта шайка - и Бегемот, и Коровьев, и Воланд - появилась у нас? Зачем это второе пришествие? Ваша роль будет как-то соотноситься с этой темой: они появились, а ваш герой - нет?

    

- Михаила Афанасьевича все равно до конца понять, расшифровать невозможно, он за семью печатями. Но, размышляя с позиции того времени, можно предположить, что Булгаков взял дьявола себе в защиту. Он понимал, что с той бандой, которая была тогда у власти, никто не мог бороться. Все проигрывали.

- Но ведь и они не борются, та шаечка, которая пришла...

    

- Все равно. Есть эффект счастья от того, что приходит дьявол и может сделать вот с этими все что угодно, даже оторвать башку. Бравада, азарт от того, что мы можем противостоять, пусть даже с помощью темной силы.

Владимир Владимирович Бортко сказал мне, что он хотел бы снять историю про дьявола, который хотя бы один раз в жизни хочет ошибиться. Это по-другому пересказанный эпиграф из Гете: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо". А тут наоборот, перевертыш получается: я совершаю зло, но хотя бы один раз хочу сделать доброе дело.

Что касается Иешуа Га-Ноцри - режиссер хотел показать наконец-то достоинство этого богочеловека. Его всегда воспринимали неким нищим странником, философом, отрешенным и больным.

Но захотелось сыграть другое - внутреннее достоинство, величие. Человек, который не подавляет своего собеседника, но и не пресмыкается, хотя перед ним - прокуратор Иудеи, сам Понтий Пилат. На равных. Понтия сыграл Кирилл Юрьевич Лавров. Разница у меня с ним в возрасте огромная. За ним - целая эпоха. Когда по лунной дорожке идет убеленный сединами Кирилл Юрьевич и оправдывается: "Ты мне скажи, я правильно поступил или нет? Ты же понимаешь, я не хотел", - а рядом идет молодой человек и говорит: "Да нет, так и надо было поступить, не волнуйся, все хорошо," - что-то в этом есть.

    

- Обычно актеры мне говорят: "Я рецензий не читал, это все мне не нужно". Или говорят: "Вы, критики, - несложившиеся актеры, вам всегда все плохо". А как вы относитесь к критике?

- Я скажу честно: уважаю профессионалов во всем. Чем бы человек ни занимался, если это профессионал высокого класса - я сниму перед ним шляпу. Я убежден, что даже в самом несовершенном произведении можно найти что-то доброе, частичку души. И, как мне кажется, настоящий критик, изругав все, найдет эту частичку и скажет: вот если б к этой частичке присовокупить все остальное, то было бы хорошо. А сейчас тенденция - даже хороший спектакль низвергать в принципе. Если они находят частичку нехорошего, то они зацепятся за нее и раздуют до огромных размеров, не заметив ничего остального. Дескать, хорошее и так увидят, а вот плохое надо показать. Допустим, те, кто посмотрел спектакль "Александр Пушкин", с недоумением спрашивают: "А почему про него так плохо пишут? Ведь это неправда". Я говорю: "Вы не понимаете, какая это потрясающая реклама. Если написали плохо, то народ обязательно придет и посмотрит".

    

- Сережа, а как вы относитесь к современной режиссуре?

- Я все равно люблю классическое исполнение, классическую режиссуру. Хотя я вот смотрел "Ричарда III"...

    

- В Сатириконе?

- Да. Мне понравилось, при всей условности декорации, при условности самого театра. Можно ведь вообще на стульях все сыграть, можно на память физических действий обозначить все: и пить чай из воображаемых чашек, и стрелять из пальца. Если энергетика есть, если ты делаешь это так, что зритель подумает: "Ну надо же! Ну обманывают же, вижу - обманывают, из пальца стреляют, - но я верю!" - то пусть это будет условный театр. Но условный театр не означает условность существования актерского. Вот этого я не люблю. А у Райкина, извините, - там сам Константин Аркадьевич тратится будь здоров как.

    

- Ну Константин Аркадьевич - да, а я говорю о новой режиссуре, которая мечтает: я изрежу Шекспира, я ночью придумаю другого Гоголя, это будет в нефтегородке, Городничий будет секретарем обкома.

- Не люблю, когда над классикой начинают издеваться. Можно найти новое решение. Допустим, ставить традиционно "Анну Каренину", как написано, сейчас уже нельзя. Нужно использовать немножко другой подход, разобраться в самой проблеме. Я начинал сниматься у Сергея Александровича Соловьева в "Анне Карениной" в роли Вронского. Отснялся там чуть-чуть, все были довольны, но потом пошла неразбериха со сроками, им пришлось заменить меня, и сейчас играет другой актер. Я во время съемок предложил очень интересный ход. Я подумал, что недаром Каренин и Вронский носят одно и то же имя.

    

- Алексей.

- Это один и тот же человек, - только один молодой, а другой уже в возрасте. Женщина полюбила один и тот же тип мужчины. И я хотел постепенно, уходя из военной службы, надевая фрак, отращивая бакенбарды и сбрив усы, внешне абсолютно превратиться в молодого Янковского. Чтобы Анна Каренина вдруг увидела в молодом человеке своего мужа.

    

- И поэтому взяла и ушла от них обоих!

- Я предложил Сергею Александровичу придумать такой фотоальбом: находясь в Италии, Анна вдруг видит фотографии молодого Каренина - в форме, с усиками... Понимает, что с годами Вронский превратится в точно такого же Каренина, и выхода из создавшейся ситуации нет.

    

- Очень интересно. Я массу времени думала о Вронском, но по-другому: что Анна Каренина и Катерина в "Грозе" - это один и тот же тип. Потому что женщина всегда, как это ни странно, выбирает нечто худшее. Нечто менее любящее, нечто менее привлекательное. Хороший Тихон рядом с Катериной, любящий глубоко. Сдался ей этот Борис - но он одет по-городскому. Ведь у Бориса даже нет фамилии, не многие герои Островского - без фамилии, без характера. Вот страшный выбор, неумение выбрать. Конечно, Каренин интереснее Вронского, - он личность, а мы выбираем безличность. Во-первых, чтоб был красив, чтоб был военный, одет по-журнальному. Но вы сделали интереснее, вы глубже пошли. Очень интересно и ново. Если не получится сыграть - напишите. Напишите эссе.

- Можно попробовать.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;