Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7503) 10 - 16 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираДЖИМ ДЖАРМУШ: "В баскетболе есть что-то дзен-буддийское"По материалам немецкой прессы подготовила Ольга РОМАНЦОВА
В Москве начался прокат нового фильма Джима ДЖАРМУША "Сломанные цветы". Один из последних титанов независимого, артхаусного кино получил за эту картину Гран-при Каннского фестиваля. В прошлом месяце киномэтр приезжал в Берлин представлять свою картину немецким зрителям, где с ним встретились представители средств массовой информации.
- Господин Джармуш, как бы вы определили жанр "Сломанных цветов"? - Когда я снимал этот фильм, образцом и архетипом для меня стали старые американские роуд-муви... Мне бы не хотелось рассказывать об этом более подробно.
- Почему вы решили рассказать именно такую историю? - Я вдруг задумался о том, сколько сейчас великолепных и практически невостребованных актрис в возрасте от 40 до 55 лет... Как бы их собрать в одном фильме? И неожиданно возник сюжет о мужчине, решившем встретиться с прежними возлюбленными. Двадцать лет назад они были юными или зрелыми красавицами, им было 20 или 35 лет... Этот сюжет стал одним из импульсов для работы.
- Вы любите, когда исполнители импровизируют во время съемок? - Мне это нравится. Не важно, если актеры на съемочной площадке играют и реагируют не так, как написано в сценарии. Гораздо хуже, если они делают все точно так, как написано, а я смотрю и понимаю, что не верю этим людям.... Но самое ужасное, если актер старается продемонстрировать свое мастерство. В таких случаях я говорю: "Пожалуйста, ничего не играйте! Просто помогите мне поверить, что я вижу не вас, а другого человека".
- Любите ли вы смотреть кино и почему стали кинорежиссером? - До того как выйти замуж, моя мама была кинообозревателем в провинциальном журнале (мы жили в маленьком городке Акрон). Поэтому каждую субботу она водила меня на детские кинопрограммы, и я с удовольствием смотрел фильмы про монстров, инопланетян и чудовищ. Потом я довольно долго не ходил в кино и только в семнадцать лет, переехав в Нью-Йорк, понял, что не все фильмы рассказывают о монстрах и чудовищах, и передо мной открылся необыкновенный мир. Мне нравились абсолютно все фильмы. Я запоем читал книги о кино, потом поехал в Париж, провел там год и целыми днями не выходил из синематеки. По-моему, это лучше любого обучения в институте. За это время я посмотрел невероятное количество фильмов, снятых в разных странах. Я хотел стать писателем или поэтом, а когда вернулся в Нью-Йорк, работал музыкантом. И скоро понял, что мое желание писать, оказывается, все теснее связано с кино. Я писал о кино стихотворения в прозе, но они комментировали не сюжет фильма, а кинематографический способ отражения жизни. У меня не было денег, и я не знал, что делать дальше, поэтому решил поступить в кинематографическую школу NYU. Я проучился там два года, но диплома не получил, потому что в последний год обратился в один из фондов и они выделили мне стипендию, но вместо того, чтобы послать ее в школу, они выслали ее прямо мне, и я истратил стипендию на свой дипломный фильм. Дирекции не понравился фильм, и не понравилось то, что я потратил на него деньги. Поэтому мне и не дали диплома. Прошло немало лет, прежде чем мне его торжественно вручили.
- Ваш первый фильм "Постоянные каникулы" стоил 12 000 долларов, сразу после него вы сняли короткометражку "Страннее, чем рай". Во сколько она вам обошлась? - Не помню, кажется, тысяч в семь...
- Вы были энтузиастом. - Мне было интересно делать все в первый раз. Мне повезло: я сумел показать свою работу и даже выбить деньги на полнометражную версию фильма.
- И сразу начали экспериментировать с техникой съемки. Почему это вас заинтересовало? - Мне кажется, это было связано с моим интересом к поэзии и музыке. Меня всегда завораживала точная, четко выверенная структура. В то время я пытался разобраться, как сделаны фильмы Карла Дрейера или Брессона... Но тут как раз появилось MTV, кинорежиссеры стали ему подражать. А я, видя, что они делают, стал двигаться в прямо противоположную сторону.
- Почему в каждом из ваших фильмов есть элементы комедии? - Когда человек смеется, ему легче жить. Не зря Оскар Уайльд сказал: "Жизнь слишком важная вещь, чтобы воспринимать ее серьезно". Я очень люблю это высказывание и считаю, что оно годится на все времена. Знаете, в фильме "Пес-призрак: путь самурая" цитируют высказывание из японской книги о кодексе Бусидо, написанной старым самураем. Одно из них говорит: нужно легко относиться к делам и событиям, которые причиняют большое беспокойство, и очень серьезно к тому, что причиняет небольшое беспокойство. Мне очень нравятся это антитрадиционное восприятие событий и эта философия.
- В своих первых фильмах вы снимали музыканта Джона Лири. Вы сочиняли с ним музыку к фильму до начала съемок? - В 70-х и 80-х годах в Нью-Йорке работала масса интересных музыкантов. Дело не в том, что они не были профессионалами-виртуозами. Им гораздо интереснее было выразить в музыке то, что они думают и о чем мечтают. Тогда в этом городе работала масса творческих людей: музыкантов, кинорежиссеров и художников, молодежь собиралась вместе и пыталась выработать новую эстетику. В тот момент никто не хотел прославиться, сделать карьеру или заработать кучу денег. Нужно было выразить то, что накипело внутри, и человек брал в руки гитару, не всегда понимая, как на ней играть. Ладно, хватит об этом, давайте поговорим о баскетболе...
- Я ничего о нем не знаю. - Баскетбол - одна из самых прекрасных игр. В баскетболе есть что-то дзен-буддийское. Я не люблю американский футбол. В этой игре много комичного и уродливого. Крикет тоже не притягивает моего внимания. Но баскетбол прекрасен.
- Спортсмены не курят, а мне хочется поговорить о вашем фильме "Кофе и сигареты". Вы показали пять коротких историй о том, как люди встречаются в кафе, разговаривают, курят... - Только не пересказывайте мне мой сценарий.
- Правда ли, что вы сделаете продолжение этой картины? - Да, я хотел бы это сделать. Вы знаете, сначала мне хотелось снять несколько коротких фильмов, но, когда я посмотрел их один за другим, оказалось, что они влияют друг на друга и дают неожиданный отзвук. Ситуация, в сущности, одна и та же: два человека, сидящие за столом, две чашки кофе и сигареты. И эту ситуацию можно до бесконечности продолжать, снимая новые серии, как в мультфильмах.
- Правда ли, что вы пишете роли в расчете на определенных актеров? Советуетесь ли вы с актерами, прежде чем написать тот или иной диалог? - Обычно я работаю со своими друзьями, пишу для них и очень хорошо их знаю. Меня гораздо больше интересует развитие характеров, чем сюжет, поэтому многие критики говорят, что в моих фильмах вообще нет сюжета. Я сочиняю характеры, отталкиваясь от индивидуальности определенного человека, во время работы многое меняется, и мы уходим далеко в сторону от личности конкретного актера.
- Ваше самое любимое занятие? - Больше всего мне нравится репетировать. Потому что в это время возникает то, чего нет в сценарии, мы что-то сочиняем, создаем характер, и если актер начинает играть лучше, для меня это огромное достижение. Я не очень люблю театр, потому что сначала там тоже репетируют, пробуют, но вместе с тем режиссер постепенно подводит актеров к заранее намеченной цели. После премьеры спектакля созданная на репетициях форма мертвеет и постепенно лишается жизни. В кино все не так. Мы репетируем в реальном времени, это никогда не повторится. Например, на репетиции я могу сидеть за столом с четырьмя актерами и не знать, что каждый из них может сделать или сказать в следующий момент. Мы вместе создаем образы, а потом эти образы по-своему разыгрывают сцену, которую мы снимаем. На репетиции можно чувствовать себя свободно, делать ошибки, отбросить все, что было найдено раньше, и идти совершенно другой дорогой. Я не из тех режиссеров, что говорят: "Скажи эту реплику именно с этой интонацией", это не мой стиль. Я хочу, чтобы все, кого я выбрал себе в соавторы, все репетирующие со мной, сделали фильм гораздо совершеннее, чем я первоначально мог придумать и представить себе. Мне кажется, что это единственно правильный способ работы. По-моему, я похож на навигатора или на селекционера, который вместе со своими помощниками находит лучший способ выращивать фрукты.
- Вы любите фрукты? - Я очень люблю фрукты. Вишни и особенно бананы... Также в рубрике:
|