Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7503) 10 - 16 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

ДЖИМ ДЖАРМУШ: "В баскетболе есть что-то дзен-буддийское"

По материалам немецкой прессы подготовила Ольга РОМАНЦОВА
Фото ИТАР-ТАСС


Дж.Джармуш

В Москве начался прокат

нового фильма Джима ДЖАРМУША "Сломанные цветы". Один из последних титанов независимого, артхаусного кино получил за эту картину Гран-при Каннского фестиваля. В прошлом месяце киномэтр приезжал в Берлин представлять свою картину немецким зрителям, где с ним встретились представители средств массовой информации.

    

- Господин Джармуш, как бы вы определили жанр "Сломанных цветов"?

- Когда я снимал этот фильм, образцом и архетипом для меня стали старые американские роуд-муви... Мне бы не хотелось рассказывать об этом более подробно.

    

- Почему вы решили рассказать именно такую историю?

- Я вдруг задумался о том, сколько сейчас великолепных и практически невостребованных актрис в возрасте от 40 до 55 лет... Как бы их собрать в одном фильме? И неожиданно возник сюжет о мужчине, решившем встретиться с прежними возлюбленными. Двадцать лет назад они были юными или зрелыми красавицами, им было 20 или 35 лет... Этот сюжет стал одним из импульсов для работы.

    

- Вы любите, когда исполнители импровизируют во время съемок?

- Мне это нравится. Не важно, если актеры на съемочной площадке играют и реагируют не так, как написано в сценарии. Гораздо хуже, если они делают все точно так, как написано, а я смотрю и понимаю, что не верю этим людям.... Но самое ужасное, если актер старается продемонстрировать свое мастерство. В таких случаях я говорю: "Пожалуйста, ничего не играйте! Просто помогите мне поверить, что я вижу не вас, а другого человека".

    

- Любите ли вы смотреть кино и почему стали кинорежиссером?

- До того как выйти замуж, моя мама была кинообозревателем в провинциальном журнале (мы жили в маленьком городке Акрон). Поэтому каждую субботу она водила меня на детские кинопрограммы, и я с удовольствием смотрел фильмы про монстров, инопланетян и чудовищ. Потом я довольно долго не ходил в кино и только в семнадцать лет, переехав в Нью-Йорк, понял, что не все фильмы рассказывают о монстрах и чудовищах, и передо мной открылся необыкновенный мир. Мне нравились абсолютно все фильмы. Я запоем читал книги о кино, потом поехал в Париж, провел там год и целыми днями не выходил из синематеки. По-моему, это лучше любого обучения в институте. За это время я посмотрел невероятное количество фильмов, снятых в разных странах. Я хотел стать писателем или поэтом, а когда вернулся в Нью-Йорк, работал музыкантом. И скоро понял, что мое желание писать, оказывается, все теснее связано с кино. Я писал о кино стихотворения в прозе, но они комментировали не сюжет фильма, а кинематографический способ отражения жизни. У меня не было денег, и я не знал, что делать дальше, поэтому решил поступить в кинематографическую школу NYU. Я проучился там два года, но диплома не получил, потому что в последний год обратился в один из фондов и они выделили мне стипендию, но вместо того, чтобы послать ее в школу, они выслали ее прямо мне, и я истратил стипендию на свой дипломный фильм. Дирекции не понравился фильм, и не понравилось то, что я потратил на него деньги. Поэтому мне и не дали диплома. Прошло немало лет, прежде чем мне его торжественно вручили.

    

- Ваш первый фильм "Постоянные каникулы" стоил 12 000 долларов, сразу после него вы сняли короткометражку "Страннее, чем рай". Во сколько она вам обошлась?

- Не помню, кажется, тысяч в семь...

    

- Вы были энтузиастом.

- Мне было интересно делать все в первый раз. Мне повезло: я сумел показать свою работу и даже выбить деньги на полнометражную версию фильма.

    

- И сразу начали экспериментировать с техникой съемки. Почему это вас заинтересовало?

- Мне кажется, это было связано с моим интересом к поэзии и музыке. Меня всегда завораживала точная, четко выверенная структура. В то время я пытался разобраться, как сделаны фильмы Карла Дрейера или Брессона...

Но тут как раз появилось MTV, кинорежиссеры стали ему подражать. А я, видя, что они делают, стал двигаться в прямо противоположную сторону.

    

- Почему в каждом из ваших фильмов есть элементы комедии?

- Когда человек смеется, ему легче жить. Не зря Оскар Уайльд сказал: "Жизнь слишком важная вещь, чтобы воспринимать ее серьезно". Я очень люблю это высказывание и считаю, что оно годится на все времена. Знаете, в фильме "Пес-призрак: путь самурая" цитируют высказывание из японской книги о кодексе Бусидо, написанной старым самураем. Одно из них говорит: нужно легко относиться к делам и событиям, которые причиняют большое беспокойство, и очень серьезно к тому, что причиняет небольшое беспокойство. Мне очень нравятся это антитрадиционное восприятие событий и эта философия.

    

- В своих первых фильмах вы снимали музыканта Джона Лири. Вы сочиняли с ним музыку к фильму до начала съемок?

- В 70-х и 80-х годах в Нью-Йорке работала масса интересных музыкантов. Дело не в том, что они не были профессионалами-виртуозами. Им гораздо интереснее было выразить в музыке то, что они думают и о чем мечтают. Тогда в этом городе работала масса творческих людей: музыкантов, кинорежиссеров и художников, молодежь собиралась вместе и пыталась выработать новую эстетику. В тот момент никто не хотел прославиться, сделать карьеру или заработать кучу денег. Нужно было выразить то, что накипело внутри, и человек брал в руки гитару, не всегда понимая, как на ней играть. Ладно, хватит об этом, давайте поговорим о баскетболе...

    

- Я ничего о нем не знаю.

- Баскетбол - одна из самых прекрасных игр. В баскетболе есть что-то дзен-буддийское. Я не люблю американский футбол. В этой игре много комичного и уродливого. Крикет тоже не притягивает моего внимания. Но баскетбол прекрасен.

    

- Спортсмены не курят, а мне хочется поговорить о вашем фильме "Кофе и сигареты". Вы показали пять коротких историй о том, как люди встречаются в кафе, разговаривают, курят...

- Только не пересказывайте мне мой сценарий.

    

- Правда ли, что вы сделаете продолжение этой картины?

- Да, я хотел бы это сделать. Вы знаете, сначала мне хотелось снять несколько коротких фильмов, но, когда я посмотрел их один за другим, оказалось, что они влияют друг на друга и дают неожиданный отзвук. Ситуация, в сущности, одна и та же: два человека, сидящие за столом, две чашки кофе и сигареты. И эту ситуацию можно до бесконечности продолжать, снимая новые серии, как в мультфильмах.

    

- Правда ли, что вы пишете роли в расчете на определенных актеров? Советуетесь ли вы с актерами, прежде чем написать тот или иной диалог?

- Обычно я работаю со своими друзьями, пишу для них и очень хорошо их знаю. Меня гораздо больше интересует развитие характеров, чем сюжет, поэтому многие критики говорят, что в моих фильмах вообще нет сюжета. Я сочиняю характеры, отталкиваясь от индивидуальности определенного человека, во время работы многое меняется, и мы уходим далеко в сторону от личности конкретного актера.

    

- Ваше самое любимое занятие?

- Больше всего мне нравится репетировать. Потому что в это время возникает то, чего нет в сценарии, мы что-то сочиняем, создаем характер, и если актер начинает играть лучше, для меня это огромное достижение. Я не очень люблю театр, потому что сначала там тоже репетируют, пробуют, но вместе с тем режиссер постепенно подводит актеров к заранее намеченной цели. После премьеры спектакля созданная на репетициях форма мертвеет и постепенно лишается жизни. В кино все не так. Мы репетируем в реальном времени, это никогда не повторится. Например, на репетиции я могу сидеть за столом с четырьмя актерами и не знать, что каждый из них может сделать или сказать в следующий момент. Мы вместе создаем образы, а потом эти образы по-своему разыгрывают сцену, которую мы снимаем. На репетиции можно чувствовать себя свободно, делать ошибки, отбросить все, что было найдено раньше, и идти совершенно другой дорогой. Я не из тех режиссеров, что говорят: "Скажи эту реплику именно с этой интонацией", это не мой стиль. Я хочу, чтобы все, кого я выбрал себе в соавторы, все репетирующие со мной, сделали фильм гораздо совершеннее, чем я первоначально мог придумать и представить себе. Мне кажется, что это единственно правильный способ работы. По-моему, я похож на навигатора или на селекционера, который вместе со своими помощниками находит лучший способ выращивать фрукты.

    

- Вы любите фрукты?

- Я очень люблю фрукты. Вишни и особенно бананы...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;