Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7506) 1 - 7 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительИнтеллект: история выживания"Вильям Похлебкин. Смерть кулинара" на "России" PRO MEMORIAМатвей САМОХИН
В новейшую историю Вильям Васильевич Похлебкин вошел в качестве выдающегося знатока кулинарии и как "носитель" одной из главных криминальных загадок наших дней. Первая из этих ипостасей не может не вызвать улыбку, и, как бы ни был страшен криминальный исход судьбы, многие, кто вспоминает о нем, не могут сдержать недоуменного: ну "пунктик"... Ну увлечение... Однако результат этого увлечения! Вторая ипостась - загадочное убийство вечного бессребреника настраивает на лад горестный. Как известно, сколь совершенным ни был бы инструментарий криминалиста, а раскрытие преступления с каменного века и вплоть до наших дней идет от вопроса: кому это выгодно? То есть путем поиска мотива. Как сие ни печально, не скопил этот человек никакого "капитала", достаточного для того, чтобы стать жертвой банальных корыстных побуждений. Волею власть предержащих он был отлучен от карьеры культуролога и международника, предан анафеме и не то чтобы засекречен, но выброшен из жизни. Совершенно неожиданно он нашел доход, славу и даже обрел статус ученого едва ли не государственной важности, обретя интерес к истории кулинарии. И в этом тоже многие видели парадоксальный диссидентский смысл: он, видите ли, о чае писал! О чифире, значит! Похлебкина как историка российской повседневности невозможно не оценить. Другая же горькая правда сокрыта в том, что, по существу, его страстная любовь к кулинарии в годы научного простоя стала некоей охранительной стратегией интеллекта. Разум, привыкший работать на сверхмощных оборотах, не найдя достойного применения, начинает анализировать все, что попадается в ближайшее поле зрения. А что могло бы быть ближе, нежели история еды... Другие наши соотечественники уходили в оздоровительные практики, в создание новых методик детского воспитания и даже родовспоможения... Не стоит, видимо, перечислять имена. Многие оказались фигурами одиозными. Но не Похлебкин, удержавшийся в рамках строго научного подхода. Сам Похлебкин, видимо, не был блестящим практикующим кулинаром, подобно почти легендарным основателям ресторанов и кулинарных школ, например французу Алену Дюкассу и прочим "кулинарным магнатам". Он был теоретиком. И будучи отлученным от работы по специальности, оставшись без средств к существованию, он жил... одной манной кашей. Нет, манная крупа, которую мы знаем, та, что производится из пшеницы, совсем не является библейской "манной небесной" (ученые полагают, что там речь идет о другом продукте). Более того, современные диетологи как раз предостерегают от высококалорийной манки (почитайте с этой точки зрения Монтиньяка, не к ночи будь помянут!) в пользу куда более "легкоусвояемых" овса и гречки. Но ведь Вильям Васильевич не худеть-оздоровляться собирался, а тянуть до лучших времен! Вот они, "смысл и назначение" советской кулинарии! Своей приятельнице, умолявшей его притронуться к остродефицитному сыру или (хотя бы!) хлебушку с маслом, резонно отвечал: ты меня развращаешь! Как я буду жить дальше, вспомнив вкус запретного! Еще более легендарными (по-моему, если не читали, то наслышаны все) были суждения Похлебкина относительно допустимого времени опохмеления. То есть в стране, где в "списках" можно было ознакомиться с рецептами коктейлей "Слеза комсомолки" и "Александр III" от Венички Ерофеева должен был появиться некто, кто бы осмыслил и "антидот". В фильме, показанном на "России", названо время в три часа пополудни: не пейте раньше и никогда не станете "профессиональным алкоголиком"! Сама по себе формулировка дивная. Предполагающая, что есть "любители", те, что по зову души, и "профессионалы", которым на досуге все это на фиг сдалось (по-моему, вполне допустимая, с точки зрения истории кулинарии, идиома). Единственный раз, когда интеллект и знания Похлебкина потребовались "застойному времени" - это история с обоснованием русского "водочного первородства". Пришли иные времена. И в 90-е Вильям Васильевич Похлебкин публиковал свои бестселлеры, а на вырученные деньги издавал книги о скандинавской культуре. Он мог считаться баснословно богатым, если бы не знать, куда уходили деньги. В 2000 году он был обнаружен убитым в своей скромной подмосковной квартирке. На книге Похлебкина о Сталине (это один из последних его трудов) был обнаружен отпечаток мужской ноги 46-го размера. Вот и все улики. К чести авторов "Смерти кулинара" (режиссер - Михаил Роговой, сценарист - Александр Громов), надо отметить, что они не стали делать далекоидущих "криминалистических выводов". Преступления на почве бытовой жестокости - самые нераскрываемые... Фильм заканчивается на страшной, мрачной ноте. Закончилась эпоха тех, кто умел выживать достойно, искать своих даже за скромным кухонным пиршеством. Началась эпоха тех, кто мог вытереть ногу о книгу, вместо того, чтобы прочитать и разобраться. Эпоха "криминальных героев". А между тем Похлебкин не унывал, тратя на науку заработки от кулинарных проектов, о чем свидетельствуют последние его съемки. Собирался, как истинный аскет, дожить до столетнего юбилея. Как другой великий осмыслитель "питания в теории", Пол Брэгг: питался горсточкой сухофруктов, под старость, если это вообще можно назвать старостью, увлекался серфингом и в девяносто однажды не вернулся из океанских волн... Также в рубрике:
|