Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7506) 1 - 7 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНе только страданияЗавершился фестиваль "Многая лета. Майе Плисецкой и Родиону Щедрину" Татьяна СИДОРОВА
Для любителей искусства грандиозные празднества в честь Плисецкой - Щедрина стали настоящим пиром, где царственная чета "угощала" публику отменными музыкальными яствами. В отличие от "Майи" фестиваль Родиона Щедрина прошел в более камерной обстановке, но с неменьшим успехом. Концерты с интересной, разноплановой программой собирали неизменно большое количество публики, а на музыкально-драматический спектакль "Запечатленный ангел" было и вовсе не протолкнуться. Этот-то спектакль и оказался досадной ложкой дегтя... Кстати, непростой вопрос для критика: как быть, если на праздничном столе одно из блюд оказалось невкусным? Удался в таком случае пир или нет?.. Но - обо всем по порядку. Живой классик Родион Щедрин по сей день в дополнительной раскрутке не нуждается. Яркий художник, профессионал экстракласса, энергичная, неунывающая личность и просто обаятельный, светский человек. Уже в силу такого набора качеств он во все времена востребован и современен. Энергетика творческой индивидуальности Щедрина проявила себя и в прозвучавших на фестивале сочинениях. В "Parabola Concertante" для виолончели, струнного оркестра и литавр (2001) эстетическое удовольствие доставляли жизнь и пульсация музыкальной материи как таковой! До предела "истончая" тему виолончели, буквально сталкивая линии солистов и оркестра, сгущая тембровые краски, композитор сумел создать колоссальное интонационное натяжение, которое, наконец, прорвалось в неумолимом, напористом марше. В романсе "Таня-Катя" (2003) из простенькой прибаутки родилась целая вереница состояний: от смешной дразнилки - через жалобные причитания, грубоватые окрики - до безутешного бабьего плача. Здесь все игра: слов и слогов, ритмов и рифм, голоса и оркестровых красок. Та же изобретательность отличала сочинения для камерных ансамблей: "Три пастуха" (1988) и "Три веселых пьесы" (1996). Не сказать, чтобы здесь было какое-то особое новаторство, но до чего изящно и с фантазией написано! Как переговариваются, судачат и дразнят друг друга флейта, гобой и кларнет в первом сочинении, какие уморительные музыкальные коленца выделывают трое юнцов-митрофанушек (фортепиано, скрипка, виолончель) во втором - включая знаменитую "Юмореску", где партию фортепиано можно с полным основанием озаглавить "Слон в посудной лавке"! "Пролог" и "Скачки" из балета "Анна Каренина" (переложение для фортепиано М.Плетнева) и Концертная сонатина (2005) - гораздо более серьезная, захватывающая музыка. Автор буквально купается в родной фортепианной стихии, извлекая самые невиданные тембры (далекий звон колоколов, яростное лязганье железа), заставляя рояль в полном смысле слова "петь и скакать" под свою дудку. А у слушателя невольно захватывает дух, как при чтении хорошего детектива: что же будет дальше, чем все закончится? Добавим ко всему сказанному безупречно спаянную форму, где ни один элемент не повисает в воздухе, но до конца проходит весь предписанный ему путь. Сам композитор в одном из интервью открыто признался в склонности к виртуозным сочинениям: "Сегодня композиторы, по существу, игнорируют этот род музыки, предпочитая писать музыку медленную, угрюмую, тоскливую, словно предсмертная исповедь самоубийцы". В это высказывание хотелось бы внести одно уточнение. Разные типы композиторских индивидуальностей существовали всегда. Были рефлексирующий Шостакович и гораздо более жизнелюбивый Прокофьев. В одно время жили мятущиеся Метнер, Мясковский и - ироничный, парадоксальный Стравинский. В конце концов, кто сказал, что писать нужно лишь "кровью сердца"? А радость жизни, полнота чувств, разгул фантазии?.. На Международном авторском фестивале Родиона Щедрина в Сен-Назаре один высокопоставленный француз сказал композитору: "Я чрезвычайно рад, маэстро, что в вашей музыке есть место не только страданиям". Правда, существует еще одна - сокровенная - линия в творчестве Родиона Константиновича. Это - Майя. Все, что связано с Плисецкой (а это в основном балетная музыка), овеяно удивительным, тончайшим лиризмом. Бесплотная, реющая где-то в далеком небе тема струнных. Пусть зло шумят виолончели, пронзительно гудит гобой-сирена - эта пленительная мелодия, подобно призраку, проходит сквозь самые неприступные стены. Речь идет о лирической теме балета "Дама с собачкой", концертная версия которого прозвучала на фестивале. К сожалению, оркестр "Времена года" сыграл сочинение довольно формально: тембры скрипок в самый сокровенный момент оказывались бесцветными, а темпы (например, истаивающая на глазах тема челесты - зыбкие мечты Анны Сергеевны) излишне энергичными. Справедливости ради отметим, что "Времена года" - один из главных организаторов фестиваля Родиона Щедрина. Быть может, загруженный административными хлопотами, руководитель оркестра Владислав Булахов просто не имел времени вчувствоваться - вжиться в эту музыку? Однако в целом Щедрину с исполнителями повезло. Роскошный, поющий звук виолончелиста Дениса Шаповалова в "Parabola Concertante" пронимал буквально "до печенок". Справился со своей партией и юный литаврист Ростислав Шароевский. Умно, тонко спела "Таню-Катю" певица из Мариинки Елена Миртова, чудеса техники и артистизма продемонстрировал пианист Александр Гиндин, отлично исполнила сложнейшую сцену цыганки Груши из оперы "Очарованный странник" солистка "Геликон-оперы" Ксения Вязникова, увлеченно работали Виктор Хотулев (флейта), Александр Левин (гобой), Антон Дресслер (кларнет). Последним номером фестивальной программы стал музыкально-драматический спектакль "Запечатленный ангел" по повести Н.Лескова с приспособленной по этому случаю музыкой одноименного хорового сочинения Родиона Щедрина. Что здесь оценивать? Творение Щедрина? Но на эту тему написаны целые труды. Сочинение прекрасное, одно из лучших в творчестве композитора. А спектакль получился ниже среднего. Не будем даже говорить о соединении драматического действа с таким абсолютно самодостаточным произведением, как "Запечатленный ангел" Щедрина. Эта проблема - крепкий орешек даже для самого высококлассного режиссера. Просто независимо от музыки постановка вышла режиссерски беспомощной, с кучей штампов и натужной игрой артистов. Чего стоят сцены умиления ангелом - "слаще сладкого" или сцена порчи ангельской иконы - с бутафорскими злодеями и корчащимися жертвами! Лесков ведь тоже автор непростой, с особым, редкостным языком, с множеством колоритных частностей. Так как же можно вот так подробно, в духе самого плоского реализма переносить все это на сцену? Видно, что поставивший спектакль балетмейстер Николай Андросов - организатор фестиваля и давний почитатель Щедрина - проделал гигантскую работу, по полной программе выложились и артисты (сборная команда театров Москвы), но - не потянули. Жаль, ведь это стало последним событием фестиваля. Как посетовал один из героев повести Лескова: "Начали с ангела, а вон куда заехали..." И все же попытаемся забыть досадный промах. В конце концов, неудачная постановка не сумела перевесить других событий фестиваля. А посему будем считать, что музыкальный пир во славу великолепной пары Плисецкая - Щедрин удался. * * *В один из последних дней Фестиваля музыки Родиона Щедрина "Многая лета" на сцене Центра Галины Вишневской давали первую оперу композитора "Не только любовь", написанную более сорока лет назад. В свое время опера эта ставилась десятки раз (только в одной Москве - четырежды). Именно с нее началась история Камерного музыкального театра Бориса Покровского. Последнее обращение к этой опере имело место в начале 80-х в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Чуть позднее она уже стала рассматриваться в качестве некоего анахронизма и совсем исчезла со сценических подмостков. Да и в самом деле: можно ли в наше время относиться всерьез к опере из колхозной жизни? Можно, если ее автор - Родион Щедрин. На столь, казалось бы, мало подходящем для оперы сюжетном материале композитор сотворил поистине музыкальный шедевр, одно из своих наиболее вдохновенных и гармоничных сочинений. В дальнейшем музыкальный язык композитора стал изощреннее, утратив во многом ту почти что классическую ясность, что отличала ранний этап его творчества. "Не только любовь" являет нам Щедрина - прирожденного мелодиста, создавшего уникальную в своем роде "частушечную" оперу. Поэтому всяческой признательности заслуживает инициатива организаторов нынешнего фестиваля, извлекших ее из забвения. Владислав Булахов, взявший на себя не только музыкальную часть, но и художественное руководство всей постановкой, своим любовным отношением к щедринской партитуре во многом компенсировал некоторую поспешность в подготовке спектакля, заметную с первого взгляда. Наиболее уязвимой оказалась режиссура. Вячеслав Хотулев, известный своими работами в кино, да еще написавший несколько книг, в театре, тем более музыкальном, новичок. Придумав для начала махровую пошлость - пролог, где некий гитарист, подвывая и кривляясь, пытается как бы ввести публику в курс предстоящего действия, - режиссер в дальнейшем редко обнаруживал свое присутствие и, за исключением велосипеда, на котором постоянно разъезжает Володя, мало что придумал для актеров. Предоставленные самим себе исполнители главных ролей - геликоновцы Ксения Вязникова (Варвара) и Вадим Заплечный (Володя) на ходу импровизировали, то и дело сбиваясь на нечто в духе "Леди Макбет Мценского уезда": первая с огромной экспрессией играла драму нереализованной чувственности, а второй представал роковым соблазнителем. Правда, там, где в опере Шостаковича все еще только начинается, здесь была поставлена точка, обозначающая хеппи-энд (чего, кстати, нет в оригинале, где финал остается открытым). По-настоящему яркой удачей стала работа Вязниковой, для которой партия щедринской героини оказалась просто идеально впору. Однако же, кроме геликоновцев, к каковым относится также и Дмитрий Скориков (Иван Трофимов), в актерском плане никто более себя не проявил. Даже прекрасная певица Яна Иванилова (Наташа) сценически оказалась беспомощна. Что касается более-менее удачно получившихся частушечных эпизодов, в которых отлично показался хоровой ансамбль из выпускников Московской консерватории и Академии хорового искусства (хормейстер Ангелина Зеленская), то их, судя по всему, ставил балетмейстер Николай Андросов. И все же, несмотря на отмеченные недостатки спектакля, присутствовавшие на нем смогли убедиться в том, что первая опера Щедрина по-прежнему вполне живое сочинение и последнее слово в ее сценической судьбе еще далеко не сказано. Нашелся бы только режиссер, который сумеет услышать разлитые в музыке лирические сокровища и тонкий юмор и найдет для всего этого соответствующую сценическую форму. Также в рубрике:
|