Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7506) 1 - 7 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеКостер для Фанни Ардан"Жанна д'Арк" Артюра Онеггера на фестивале Владимира Спивакова МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Исполнение оратории Артюра Онеггера "Жанна д'Арк на костре" на текст Поля Клоделя стало, несомненно, одним из главных, если не самым главным событием фестиваля. Это чрезвычайно редко звучащее сочинение у нас практически неизвестно, и если бы дело ограничилось просто концертным исполнением, публики, скорее всего, не набралось бы даже на один раз. Но организаторы фестиваля, сделав на "Жанну д'Арк" основную ставку, заранее привлекли к ней всеобщее внимание, пригласив на заглавную роль саму Фанни Ардан и поручив сценическую часть одному из самых модных сегодняшних режиссеров Кириллу Серебренникову. В результате оба вечера прошли с аншлагами. Впрочем, те, кто шел специально "на Серебренникова", наверняка были разочарованы. Дебютировавший в качестве музыкального режиссера, тот не стал тянуть одеяло на себя, изобретать что-то особо экстравагантное. Исходя из статичного характера данного произведения, впрочем, как и жанра оратории в целом, Кирилл Серебренников со своим постоянным художником Николаем Симоновым предъявили публике столь же статичное зрелище. Сравнивать его с драматическими спектаклями этого же тандема, равно как и с оперными постановками других режиссеров, было бы некорректно: слишком различные условия игры. Собственно говоря, сценические версии ораторий всегда носили компромиссный характер, тем более если осуществлялись не на театральных подмостках, но в пространстве концертного зала, заведомо сужающем возможности для всякого рода постановочных изысков. Можно, конечно, говорить о том, что в некоторых эпизодах - хотя бы таких, как судилище, поединок королей или сцены с ангелами, - нелишне было бы явить больше фантазии. С другой стороны, никак не скажешь, что постановщики хоть в чем-нибудь погрешили против характера музыки. Что касается использования специальных проекций, то его, конечно, не назовешь слишком уж оригинальным приемом, однако Серебренников с Симоновым придумали весьма нетривиальный и довольно выразительный ход: на экране возникают некие письмена, которые, множась и накладываясь друг на друга, все больше начинают походить на груду хвороста, визуально подготавливая таким образом финальное пламя костра, которое тоже, естественно, возникнет на том же самом экране. Особый разговор об участии в этом проекте Фанни Ардан. Приходилось слышать высказывания, что она, дескать, и вовсе была здесь не нужна. Это, конечно, не так. Да, играть ей тут особенно нечего, поскольку роль рассчитана прежде всего на чтеца-декламатора. Однако Ардан и в этом качестве весьма выразительна, а ее харизма позволяет актрисе воздействовать на аудиторию даже в самых статичных позах. Такой Ардан мы еще не знали, но, слушая, с какой силой трагического пафоса она декламирует клоделевский текст, легко было представить ее в одной из французских классицистских трагедий - к примеру, "Федре". Конечно, здесь, в принципе, можно было обойтись и без нее, но общее впечатление при этом наверняка оказалось бы слабее. Без кого уж точно нельзя было бы обойтись, так это без Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова, чьи солисты и хор, включая детский, как всегда, превосходно справились со сложным и не для всех подъемным музыкальным материалом. На высоте был и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Маэстро вложил много сил и энергии в подготовку этого исполнения, и результат получился более чем достойный. Также в рубрике:
|