Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7509) 22 - 28 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИ то же в вас очарованье...Новые поступления в Музей Востока Светлана ХРОМЧЕНКО - А музеи сейчас пополняют свои коллекции? - приходится слышать даже в художественных кругах. Ибо не секрет: изложенная на бумаге концепция формирования коллекций сейчас реализуется с огромным трудом - нет бюджетных средств. Меж тем состоятельные организации и отдельные граждане охотно вкладывают деньги в искусство. Ситуация еще сложнее, когда речь идет о художниках, оказавшихся за рубежами распавшейся некогда огромной страны. Но, как показала выставка "Восточная палитра", все не так безнадежно. Все-таки музейный статус и энтузиазм сотрудников позволяют отчасти решать проблемы. За полтора десятилетия в Музее Востока появилось более тысячи новых экспонатов конца ХIХ - ХХ века. Помимо передач из госфондов или приобретений по музейным заявкам, немало получено в дар от авторов, их родных и наследников. На выставке - живописцы, графики, скульпторы Кавказа и Средней Азии, а также русские художники, связавшие судьбу с Востоком. Немало мастеров первой половины века, чьи выставки в 1990-е годы в ГМВ после десятилетий забвения открывали новые имена, восстанавливая объективную картину истории отечественного искусства. Об этом напоминают казахстанские акварели Михаила Гайдукевича, расстрелянного в 1930-е; работы Ирины Жданко, возрождавшей в Средней Азии традиционное искусство керамики; сдержанные самаркандские этюды Льва Крамаренко. Композиции Антона Чиркова на темы Средней Азии и истории курдов, сияющие, написанные по-этюдному свободно, подтверждают масштаб таланта еще одного незаслуженно забытого мастера. Мало известна и Мария Ломакина, автор великолепного графического фриза по мотивам татарского эпоса. Бескрайние просторы Азии с нежным осенним или звучным весенним колоритом, запечатленные Надеждой Соколовой, соседствуют с камерными городскими пейзажами Алексея Рыбникова. Проработавший почти всю жизнь в Третьяковке, он более прославлен как реставратор. После войны он восстанавливал картины в Госмузее искусств Узбекской ССР. Именно тогда созданы работы, в иконографии Средней Азии занимающие особое место благодаря необычности мотивов и серебристому колориту в серовской традиции. Музей показывает графику Амшея Нюренберга, листы "Самаркандской серии" Владимира Фаворского, портретную графику Роберта Фалька, выполненную до войны и в эвакуации. Рядом живопись Андрея Юмашева, который вошел в историю как летчик, установивший в 1937 году абсолютный рекорд дальности беспосадочного полета. Именно Юмашеву, своему ученику, Фальк и был обязан знакомством со Средней Азией в 1938 году. В пространстве выставки встретились два патриарха искусства Узбекистана, определившие векторы развития его искусства: Петр Беньков, убежденный сторонник пленэра, и Александр Волков - авангардист, соединивший опыт французских ориенталистов с богатейшими традициями восточного искусства. Сыновья последнего, Валерий и Александр, а также Евгений Кравченко и Дамир Рузыбаев, чья полихромная скульптура пронизана золотыми бликами солнца и рефлексами небесной синевы, давно составляют своеобразную московско-ташкентскую группу. Ее отличительный признак - декоративизм, основанный на цветовой энергии Востока. Особая поэтика у Лекима Ибрагимова, ныне знаменитого в Европе: вдохновение он черпает в культуре своих предков - уйгуров. Образ Востока, "застывшего в вечности", возникает на полотнах Азама Атаханова и Александра Акилова. Увы, показана едва ли десятая часть новых поступлений. Но все же очевидно: музей, "хранящий время", теперь отражает его ярче, разнообразнее, в более сложных переплетениях. Также в рубрике:
|