Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7509) 22 - 28 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВновь мы прошлись по ковруЗавершился VII Международный фестиваль ориентальной культуры Ирина СЕВЕРИНА
Один из первых и самых оригинальных проектов Культурного центра "Дом" - фестиваль "По ковру" - особенно привлекателен для любителей восточной экзотики в ее различных географических модификациях. Как ни странно, сейчас в Москве мало кто всерьез занимается ориентальной культурой, а ведь в наше время Восток вызывает очень большой интерес, и тем более Восток неподдельный, аутентичный. Нынешний фестиваль прошел с подзаголовком "Лица закавказской национальности" - были приглашены коллективы из Армении, Грузии и Азербайджана (к сожалению, в связи с обострившейся политической ситуацией грузинские музыканты не смогли приехать, и проект "Эгари" пришлось отменить). Визитная карточка фестиваля - восточные ковры: при входе в зал слушатели снимают ботинки и располагаются на пушистых коврах или мягких подушках, по-турецки скрестив ноги, а то и в горизонтальном положении. Вероятно, не в последнюю очередь для московской публики привлекательна и такая атмосфера. Но в этом году устроители пошли на явное "послабление": открытие состоялось в Светлановском зале ММДМ, в привычной обстановке академического концерта, а на заключительном вечере в центре "Дом" ковры были только на сцене. В Московском международном Доме музыки выступал патриарх нашей этнической музыки 78-летний Дживан Гаспарян - мастер игры на древнем армянском инструменте дудуке. Гаспарян вряд ли нуждается в представлении, и все же напомню, что он - первый музыкант, получивший звание народного артиста Армении, профессор Ереванской консерватории, лауреат многочисленных премий. В тяжелое послевоенное время играл перед Сталиным, за что тот подарил ему часы (по словам Дживана, часы он продал на следующее утро и кушал пирожки). Внутри страны он быстро стал знаменитым, позже пришло признание на Западе... Гаспарян уже давно гастролирует по всему миру, он единственный дудукист, который отваживается давать сольные концерты, но также выступает с симфоническими оркестрами, "Кронос-квартетом" и авангардной группой "Астрея", не чуждается джаза и рок-музыки. Теперь же он приехал в Москву со своим ансамблем музыкантов и певицей Анной Маилян, пока не слишком известной российской публике. Нельзя сказать, что концерт прошел при аншлаге, были безумно дорогие билеты, недоступные даже для среднего класса. И тем не менее зал был почти заполнен. Гаспарян оказался интересен не только армянской диаспоре Москвы, но и коренным москвичам. Пока слушатели неторопливо рассаживались в зале, его дудук звучал в записи, затем демонстрировался небольшой фильм, в котором маэстро отвечает на два вопроса: "Что такое жизнь?" и "Чем мы отличаемся друг от друга?". Побывав на концерте, неизбежно приходишь к заключению, что Дживан - не просто музыкант мирового масштаба, он - музыкант-философ, музыкант-богослов. Как сказал ведущий концерта Дмитрий Дибров, когда Гаспарян играет на дудуке, он напрямую говорит с Богом. Это совершенно очевидно и заметно даже по внешним признакам - интонациям речи, которые присутствуют в его мелодиях, многие из которых - чистая импровизация в рамках традиции. Впрочем, дудук Гаспаряна может не только говорить, но и петь, уподобляясь человеческому голосу неземной красоты (недаром ансамбль дудукистов он называет хором). Тембру этого инструмента свойственно невероятное богатство тончайших оттенков, а, казалось бы, он устроен очень просто: трубка из абрикосового дерева, две камышовые трости и восемь отверстий. У дудука печальный "голос": в репертуаре Гаспаряна много грустных, с привкусом горечи, мелодий. Вместе с тем это музыка, полная спокойствия и внутреннего достоинства. Сначала в ансамбле с Дживаном играли два музыканта из его ансамбля - тоже исполнители на дудуке. Их партии в основном состояли из протянутых нот ("дам"), солировал сам Гаспарян. Затем на сцену вышла исполнительница духовной и народной музыки Армении Анна Маилян. Особенно непривычными для европейского уха были сольные армянские архаические песни еще дохристианской традиции - певица с сильным голосом чистого тембра с легкостью удерживала внимание огромной аудитории. Кроме традиционной армянской музыки, в тот же вечер звучали саундтреки к кинофильмам "Гладиатор", "Последнее искушение Христа", создававшиеся при участии Гаспаряна (здесь к национальным инструментам - дудукам, тару и этническому барабану - ненавязчиво присоединилась электроника - синтезатор и бас-гитара). А под конец концерта Дживан сказал: "Я хочу для вас петь". И мы услышали его собственный проникновенный, мягкий голос. Музыкальная культура Азербайджана была представлена в неформальной обстановке центра "Дом": тут же, в зале, можно было попробовать пахлаву и другие восточные сладости, пити (бараний бульон с горохом) и шашлыки из курицы, которые поджаривались на углях во дворе. Молодая азербайджанская певица и исполнительница на этнических ударных Айгюн Бейляр со своим ансамблем в составе Ровшана Гурбанова (тар) и Тогрула Асадуллаева (кеманча) впервые в России. В августе этого года она стала победительницей международного конкурса среди исполнителей мугама, который проходил в Самарканде. Подвижный голос Айгюн, виртуознейшие узорчатые орнаменты его народного, этнического тембра и незамутненность изначальной традиции, несомненно, притягивали внимание. И еще, конечно, молодой темперамент и яркая чувственность, энергия и оптимизм. Большинство прозвучавших азербайджанских мугамов - зажигательные и страстные. Грустные и даже заунывные мелодии Айгюн почему-то предпочитала исполнять ближе к финалу своего выступления, под собственный аккомпанемент на фортепиано с европейской гармонизацией. Публика, среди которой было много этнических азербайджанцев, хорошо принимала и такой сомнительный симбиоз Европы и Азии, но чистой традицией это уже не назовешь. Впрочем, это был единственный момент неаутентичного, неподлинного Востока. Также в рубрике:
|