Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7509) 22 - 28 декабря 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Достоевского поют по-немецки

Опера "Бедные люди" в Гамбурге

Михаил БЯЛИК
Фото Хорста ВАРНЕЙЕРА
Гамбург


Я.Эггерс - Макар, А.Бригель - Варвара в сцене из спектакля

Одноактная "опера в 13 письмах" Глеба Седельникова "Бедные люди" по Достоевскому была сочинена в начале 70-х и поставлена Борисом Покровским в его Камерном музыкальном театре. Я хорошо помню это сценическое представление, насквозь проникнутое музыкой и таящейся в ней то светлой, то сумрачной грустью. Вскоре берлинский музыковед и литератор Зигрид Нееф удачно перевела на немецкий язык либретто, основывающееся на подлинном тексте писателя, а издательство "Ганс Сикорский" (которое раньше других занялось распространением нашей современной музыки и успешно продолжает эту деятельность ныне) включило сочинение московского композитора в свой каталог. И оперу стали ставить как в тогдашней ГДР, так и ФРГ: в частности, в Веймаре, Аугсбурге, Бонне. Минули годы, и вот она звучит снова, на этот раз в ганзейском городе Гамбурге. Ее выбрала для своей дипломной работы молодой режиссер Кристина Цюрис, и постановка осуществлена на экспериментальной сцене Государственной оперы совместно с Высшей школой музыки и театра.

Для того, по-видимому, чтобы продлить спектакль и внести в него элемент остранения, в партитуру вмонтированы два ранних вокальных цикла Пауля Хиндемита "Юная дева" и "Смерть смерти" (в опере голоса сопровождает струнный квартет, в романсах к нему добавлены флейта и кларнет). Сделано это тактично. Молодая певица Авива Пиниане (в программке ее героиня именуется просто Девушка) поет Хиндемита строго и проникновенно. Части циклов обрамляют оперу и лишь дважды раздвигают ее ткань. Персонажи отыгрывают эти вокальные номера, отчего они лишь условно могут быть названы вставными. В сумрачную атмосферу развертывающейся истории романсы вносят ноту надежды. Что же касается рискованного, казалось бы, партнерства-соревнования современного композитора с классиком хоть и недавнего, но все же прошлого, то Седельников тут отнюдь не выглядит пострадавшей стороной. По эмоциональному строю, утонченному психологизму, да и современному мелодическому изгибу их опусы оказались близкими, русский же колорит распетого и тем опоэтизированного прозаического текста Достоевского заметно оттенен не очень национально определенным (это не недостаток, а свойство) музыкальным интонированием стихов Георга Тракля и Эдуарда Райнбахера.

Исполнители ролей Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина - Анке Бригель и Ян Фридрих Эггерс - тоже юны и находятся в начале творческого пути. У обоих яркие, хорошо выровненные и какие-то отзывчивые на сердечную боль голоса. Оба совпадают с персонажами Достоевского и обликом, и повадкой - естественностью, ранимостью, возбужденностью. Нечасто встречаешь в оперных артистах такую степень искренности и самоотдачи. Тут несомненна заслуга режиссера, но также и музыкального руководителя спектакля Бориса Бринкмана.

Явные исторические реалии в спектакле отсутствуют. Их нет ни в манере поведения действующих лиц, ни в декорациях и костюмах, со вкусом выполненных молодым сценографом Матиасом Энгельманом. Вы не найдете примет времени в скупом пейзаже - покрытых песком или снегом деревянных настилах, между которыми торчат стволы деревьев. Как и в немногочисленных, тщательно обыгранных аксессуарах, таких, как, к примеру, женский манекен из модного магазина, с которым герой, измученный неразделенной страстью, общается, то лаская его, то разымая на части. Время действия в спектакле не конкретизировано, ибо судьба обездоленных и униженных - тема актуальная всегда.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;