Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7509) 22 - 28 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЛитовский десант"Балтийский дом" в Москве"-2005 Майя ФОЛКИНШТЕЙН
Впервые этот театральный форум "приехал" в столицу в 2003 и был посвящен юбилею Северной столицы. В 2005 его приурочили к пятнадцатилетию собственно фестиваля "Балтийский дом". И в отличие от "Балтийского дома" в Москве"-2003, обернувшегося некой рекламной акцией, которая познакомила нас с разными гранями деятельности театра-фестиваля, нынешний обрел ярко выраженный "литовский акцент". Начать же предполагалось спектаклем театра-фестиваля "Балтийский дом" - ДК "Ламанчский" Д.Цирко и А.Могучего по М.Сервантесу (режиссер-постановщик - Андрей Могучий). Но исполнитель одной из главных ролей - Александр Лыков - заболел. Поэтому мы увидели оригинальную версию "Мастера и Маргариты" М.Булгакова, подготовленную совместными усилиями театра-фестиваля и литовского режиссера Йонаса Вайткуса. Зал воспринимал "Мастера и Маргариту" отстраненно, а порой и вовсе холодно. Быть может, из-за того, что при всей своей игровой структуре этот роман предназначен исключительно для чтения и у зрителей уже успело сложиться свое представление о булгаковских персонажах. Но, вероятнее всего, с Вайткусом сыграла злую шутку его влюбленность в "Мастера и Маргариту", спровоцировавшая стремление сохранить в неприкосновенности едва ли не все сюжетные линии романа, что, честно говоря, больше подходит для кино. В результате получилось донельзя многонаселенное, чрезвычайно сумбурное, нарочито фантасмагорическое действо, где совершенно потерялась близкая большинству почитателей книги ее лирическая составляющая. И при всем уважении к участникам спектакля, которые старались точно выполнять режиссерские задания, пролог "Балтийского дома" в Москве"-2005 нельзя было назвать впечатляющим. Вообще, фестиваль прошел достаточно ровно.
Такой эффект был, скорее всего, запланирован. Чувствовалось, что организаторы "Балтийского дома" (генеральный директор - Сергей Шуб, арт-директор - Марина Беляева) вовсе не задавались целью потрясти избалованную зрелищами Москву. А просто хотели еще раз отдать должное почитаемому в России за свою языческую, природную основу, метафоричность и эмоциональность литовскому театру. И заодно подтвердить, что именно он остается своеобразным ноу-хау фестиваля, благодаря которому театралы имеют возможность встречаться с новыми работами наиболее ярких фигур литовской режиссуры во главе с Эймунтасом Някрошюсом (со спектаклем Театра "Мено фортас" "Песнь песней" по мотивам Ветхого Завета мы уже были знакомы). И иногда открывать для себя новые имена. На сей раз выбор "Балтийского дома" в Москве" пал на Цезариса Граужиниса и его спектакли "Покушения" по М.Кримпу и "Арабскую ночь" Р.Шиммельпфеннига. Столичный дебют Граужиниса прошел удачно. Судя по сосредоточенной тишине зала, можно сказать, что публику заинтересовал аскетичный профессиональный почерк режиссера, в спектаклях которого ведущее место принадлежало актерам. Коллектив "Цезарис-груп" сложился во время репетиций "Арабской ночи" - необычной, тяготеющей к абсурдной стилистике истории, представленной в один из фестивальных вечеров на камерной площадке сцены "Под крышей" Театра имени Моссовета в антураже нескольких стульев на фоне большого экрана. На нем в течение полутора часов проецировался текст русского перевода пьесы, где соединились явь и сон, реальность и фантазии действующих лиц. За их странными, подчас похожими на бред репликами скрывалась неизменная, знакомая едва ли не каждому из нас тоска по сердечному теплу и участию. Темы одиночества человека, его тотальной зависимости от высших сил оказались ведущими в "Эдипе-царе", поставленном Оскарасом Коршуновасом, который предложил немало интересных находок. Взять, к примеру, хор, ставший у Коршуноваса сонмом неких фантастических существ, не покидавших игровое пространство в течение трех часов, - по ходу спектакля они превращались то в уродливых пупсов, то в неких сувенирных мишек, а ближе к финалу надевали подобающие жанру трагедии маски. Или - однотонные, выдержанные в серых тонах декорации (сценография Юрате Паулекайте), в центре которых находились гигантские качели, в кульминационные моменты действия походившие на маятник Судьбы. Все это вместе с тревожной музыкой (композитор - Гинтарас Содейка) и страстной, отличавшейся огромной внутренней самоотдачей игрой актеров способствовало созданию в высшей степени напряженной атмосферы спектакля. Он же хоть и повествовал о печальных событиях, тем не менее не оставил ощущения безысходности, скорее явился очень своевременным предупреждением о необходимости преодоления гордыни. "Эдип-царь" Вильнюсского городского театра был примечателен еще и тем, что в нем помимо талантливой молодежи вышли и мастера старшего поколения литовской сцены - Регимантас Адомайтис, Лаймонас Норейка и Юозас Будрайтис. Все трое, без сомнения, достойны всяческих похвал. Но внимание СМИ, увы, уделялось лишь Будрайтису, что, в общем-то, понятно: Адомайтис и Норейка практически исчезли из нашего поля зрения, а Будрайтис, находящийся на дипломатической службе, по-прежнему на виду. Ориентация на так называемые "медийные лица", ставшая знаком нашей изрядно затянувшейся переходной эпохи, видимо, подвигла составителей афиши "Балтийского дома" включить в нее "Чокнутых королев" по пьесе Д.Калля "Зарницы" в режиссуре Ольги Субботиной - спектакль, по сути, абсолютно антрепризный. Потому что из трех исполнительниц главных ролей только Эра Зиганшина имела непосредственное отношение к театру-фестивалю "Балтийский дом". К тому же, как бы ни были искренни та же Зиганшина, а также Лия Ахеджакова и Мария Кузнецова в своем желании рассказать о несостоявшихся женских судьбах, истоки неблагополучия которых следовало искать в детстве, кричащий эстрадный финал свел их усилия на нет. Из вполне серьезной затеи "Чокнутые королевы" на наших глазах превратились в типичный коммерческий проект, отчасти поколебавший взятую фестивалем творческую планку. Также в рубрике:
|