Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7509) 22 - 28 декабря 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Литовский десант

"Балтийский дом" в Москве"-2005

Майя ФОЛКИНШТЕЙН
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля "Эдип-царь"

Впервые этот театральный форум "приехал" в столицу в 2003 и был посвящен юбилею Северной столицы. В 2005 его приурочили к пятнадцатилетию собственно фестиваля "Балтийский дом". И в отличие от "Балтийского дома" в Москве"-2003, обернувшегося некой рекламной акцией, которая познакомила нас с разными гранями деятельности театра-фестиваля, нынешний обрел ярко выраженный "литовский акцент".

Начать же предполагалось спектаклем театра-фестиваля "Балтийский дом" - ДК "Ламанчский" Д.Цирко и А.Могучего по М.Сервантесу (режиссер-постановщик - Андрей Могучий). Но исполнитель одной из главных ролей - Александр Лыков - заболел. Поэтому мы увидели оригинальную версию "Мастера и Маргариты" М.Булгакова, подготовленную совместными усилиями театра-фестиваля и литовского режиссера Йонаса Вайткуса.

Зал воспринимал "Мастера и Маргариту" отстраненно, а порой и вовсе холодно. Быть может, из-за того, что при всей своей игровой структуре этот роман предназначен исключительно для чтения и у зрителей уже успело сложиться свое представление о булгаковских персонажах. Но, вероятнее всего, с Вайткусом сыграла злую шутку его влюбленность в "Мастера и Маргариту", спровоцировавшая стремление сохранить в неприкосновенности едва ли не все сюжетные линии романа, что, честно говоря, больше подходит для кино. В результате получилось донельзя многонаселенное, чрезвычайно сумбурное, нарочито фантасмагорическое действо, где совершенно потерялась близкая большинству почитателей книги ее лирическая составляющая. И при всем уважении к участникам спектакля, которые старались точно выполнять режиссерские задания, пролог "Балтийского дома" в Москве"-2005 нельзя было назвать впечатляющим.

Вообще, фестиваль прошел достаточно ровно.

Сцена из спектакля "Песнь песней"

Такой эффект был, скорее всего, запланирован. Чувствовалось, что организаторы "Балтийского дома" (генеральный директор - Сергей Шуб, арт-директор - Марина Беляева) вовсе не задавались целью потрясти избалованную зрелищами Москву. А просто хотели еще раз отдать должное почитаемому в России за свою языческую, природную основу, метафоричность и эмоциональность литовскому театру. И заодно подтвердить, что именно он остается своеобразным ноу-хау фестиваля, благодаря которому театралы имеют возможность встречаться с новыми работами наиболее ярких фигур литовской режиссуры во главе с Эймунтасом Някрошюсом (со спектаклем Театра "Мено фортас" "Песнь песней" по мотивам Ветхого Завета мы уже были знакомы). И иногда открывать для себя новые имена. На сей раз выбор "Балтийского дома" в Москве" пал на Цезариса Граужиниса и его спектакли "Покушения" по М.Кримпу и "Арабскую ночь" Р.Шиммельпфеннига.

Столичный дебют Граужиниса прошел удачно. Судя по сосредоточенной тишине зала, можно сказать, что публику заинтересовал аскетичный профессиональный почерк режиссера, в спектаклях которого ведущее место принадлежало актерам. Коллектив "Цезарис-груп" сложился во время репетиций "Арабской ночи" - необычной, тяготеющей к абсурдной стилистике истории, представленной в один из фестивальных вечеров на камерной площадке сцены "Под крышей" Театра имени Моссовета в антураже нескольких стульев на фоне большого экрана. На нем в течение полутора часов проецировался текст русского перевода пьесы, где соединились явь и сон, реальность и фантазии действующих лиц. За их странными, подчас похожими на бред репликами скрывалась неизменная, знакомая едва ли не каждому из нас тоска по сердечному теплу и участию.

Темы одиночества человека, его тотальной зависимости от высших сил оказались ведущими в "Эдипе-царе", поставленном Оскарасом Коршуновасом, который предложил немало интересных находок. Взять, к примеру, хор, ставший у Коршуноваса сонмом неких фантастических существ, не покидавших игровое пространство в течение трех часов, - по ходу спектакля они превращались то в уродливых пупсов, то в неких сувенирных мишек, а ближе к финалу надевали подобающие жанру трагедии маски. Или - однотонные, выдержанные в серых тонах декорации (сценография Юрате Паулекайте), в центре которых находились гигантские качели, в кульминационные моменты действия походившие на маятник Судьбы. Все это вместе с тревожной музыкой (композитор - Гинтарас Содейка) и страстной, отличавшейся огромной внутренней самоотдачей игрой актеров способствовало созданию в высшей степени напряженной атмосферы спектакля. Он же хоть и повествовал о печальных событиях, тем не менее не оставил ощущения безысходности, скорее явился очень своевременным предупреждением о необходимости преодоления гордыни.

"Эдип-царь" Вильнюсского городского театра был примечателен еще и тем, что в нем помимо талантливой молодежи вышли и мастера старшего поколения литовской сцены - Регимантас Адомайтис, Лаймонас Норейка и Юозас Будрайтис. Все трое, без сомнения, достойны всяческих похвал. Но внимание СМИ, увы, уделялось лишь Будрайтису, что, в общем-то, понятно: Адомайтис и Норейка практически исчезли из нашего поля зрения, а Будрайтис, находящийся на дипломатической службе, по-прежнему на виду.

Ориентация на так называемые "медийные лица", ставшая знаком нашей изрядно затянувшейся переходной эпохи, видимо, подвигла составителей афиши "Балтийского дома" включить в нее "Чокнутых королев" по пьесе Д.Калля "Зарницы" в режиссуре Ольги Субботиной - спектакль, по сути, абсолютно антрепризный. Потому что из трех исполнительниц главных ролей только Эра Зиганшина имела непосредственное отношение к театру-фестивалю "Балтийский дом". К тому же, как бы ни были искренни та же Зиганшина, а также Лия Ахеджакова и Мария Кузнецова в своем желании рассказать о несостоявшихся женских судьбах, истоки неблагополучия которых следовало искать в детстве, кричащий эстрадный финал свел их усилия на нет. Из вполне серьезной затеи "Чокнутые королевы" на наших глазах превратились в типичный коммерческий проект, отчасти поколебавший взятую фестивалем творческую планку.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;