Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7510) 29 декабря - 11 января 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Имена Натальи Крымовой

КНИГИ

Николай ЖЕГИН


Во время презентации трех книг "Избранного" Натальи Крымовой, недавно вышедших из печати, естественно, прежде всего говорили об уникальности этого издания (автор проекта - Н.Скегина) - событии и в самом деле довольно редком. Читателю предлагается не роман, не детектив, а специфический продукт театральной критики (тираж 3000 экз.) - жанр не самый популярный. Но писать о театре, так же как рассказывать о нем с телеэкрана, Крымова умела не только профессионально блистательно, но и захватывающе интересно. "Имена" (название трехтомника), охватывающие срок огромный - сорок "театральных" лет (1958 - 1999), - прекрасное и увлекательное чтение!

Критики, театроведы, сокурсники и коллеги, драматурги и режиссеры говорили в этот день, разумеется, и о самом авторе - "Наталье Анатольевне"... "Наташе"...

В фойе 5-го этажа Центра имени Вс.Мейерхольда, переполненном читателями и почитателями ее таланта, находились те, кто помнил Крымову с далекой и счастливой поры шестидесятых. Времени "старой редакции" журнала "Театр" на Кузнецком, где на втором этаже общей редакционной комнаты дома № 9/10 (ныне уже затянутого зеленой строительной паутиной, предвещающей его скорый и неизбежный конец), в углу за столиком-партой начинала вчерашняя студентка ГИТИСа Наташа Крымова... Откуда через четырнадцать лет вынуждена была уйти по воле - жестокой и несправедливой - нового руководства. Но покидала она Кузнецкий с именем одного из самых читаемых и влиятельных критиков, мнением которого дорожили мастера театра самой высокой пробы ("властителем дум" назвала ее в своем предисловии Майя Туровская).

Читая вышедшие три книги, лучше понимаешь, что Крымова-критик (и это поразительно!) создала своего рода летопись, энциклопедию театра второй половины ХХ века (стоит хотя бы заглянуть в обширнейший "указатель имен" и библиографию в конце третьего тома). Не только русский театр в пору славы и взлетов Современника, Таганки и БДТ. Не только его великие имена - Ильинского, Николая Симонова, Добржанской, Яхонтова, занесенные в "особый список" имена Алексея Попова, Кнебель, Маркова, идущих следом Товстоногова, Ефремова, Любимова, Смоктуновского, Юрского, Фетисовой, Высоцкого, драматургов Розова, Арбузова, Володина...

Думаю, кое-кто вздохнет и в Эстонии... Это Крымова открыла маленький, разрушенный войной театр в городе Тарту и уже не выпускала из поля зрения ни Каарела Ирда, ни Вольдемара Пансо (не беда, что ее статья " Что такое Ванемуйне", как и многое другое, не вошла в трехтомник, будем надеяться...еще не вечер).

Вздохнут и в Литве...и не только в Паневежисе, который она открыла Москве.

Вспомянут не раз и в Грузии. Ни о ком она не писала с таким личным участием, с таким теплом, как "О моем друге" Михаиле Ивановиче Туманишвили. Их дружба началась давно, в шестидесятые, в пору, когда каждый спектакль становился событием, когда на втором этаже Театра Руставели мы вместе смотрели его дивную незатейливую сказку "про зверей" "Чинчраку" (а играли звезды, как сказали бы мы теперь, - Эроси Манджгаладзе, Рамаз Чхиквадзе, Гоги Гегечкори).

Когда понемногу стал приподниматься "железный занавес", появились ее превосходные статьи про зарубежный театр - английский, чешский...

Разумеется, говорили, и совершенно справедливо, о полиграфии издания, о вкусе художника трех книг Дмитрия Крымова. Шесть фотографий на обложках книг - не портреты критика Н.А.Крымовой, а домашние фото матери...

Ее книги - теперь уже не "современник", а свидетель истории. И в то же время они всегда "в обиходе" - "эффект присутствия" ее мысли, ее суждений и оценок сегодня не подлежит сомнению.

И еще... С выходом трехтомника Крымовой ныне "униженный и оскорбленный" критический цех может вздохнуть с известным облегчением. Да, и у нас... Были люди!

Однако ж не сомневаюсь, что неуютно чувствовала бы себя Наталья Анатольевна Крымова сегодня. Хотя, кажется, о Гришковце когда-то она писала. Как всегда, талантливо и бескомпромиссно. Статья называлась "Тысяча тонн словесной руды".

Что бы она сказала о нынешней "новой драме"? Не знаю... Но вот в книге третьей читаю...

"... иногда звучит матерщина, и уши любителей ее, разумеется, вылавливают, очевидно, как признак желанной раскрепощенности. Но тут у каждого свой вкус. Мне, например, существенный урок преподал один известный писатель, в свое время прошедший через советские лагеря. Он сказал, что только там, в тюрьме и лагере, он понял: есть способ определенной речью убить в человеке его достоинство. И есть своя закономерность в том, что намертво срослась речь уголовников и язык следователей и сторожей, которые в один ряд ставили уголовных и политических. Нет, я отказываюсь видеть свободу и красоту в матерщине, увольте".

Достоинство она ценила превыше всего, даже превыше театра.

    

Крымова Н. "Имена". М.: "Трилистник", 2005.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ТОСТ

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;